Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Батька-интернационалист»

Легенды окружают фигуру Махно и сейчас. Вбитое в наши головы многолетними усилиями советской историографии представление о “батьке”, как длинноволосом истерике и погромщике, не изжито до сих пор. Стараниями ученых Нестора Ивановича кое-как отчистили от несправедливых обвинений, но тут же ударились в другую крайность.

Написание доклада за 4 часа

И вот со страниц современных трудов “национально озабоченных” историков и публицистов (В. Горак, Р. Самбук, В. Савельев) встает новый образ: Батька – украинский патриот, воевавший против поганых москалей, красных и белых, за “самостiйну i незалежну державу”. Правда ли это?

Н. И. Махно родился 26.10.1888 г. в Гуляйполе (40 км от нынешней границы Донецкой области). Край наш, Новороссия, ныне перекрещенный в юго-восточную Украину, никогда не был озабочен украинским вопросом. Здесь испокон веков вперемешку селились русские и украинцы, греки и немцы, сербы и евреи – полный интернационал. Проблем с общением не возникало – был единый “язык межнационального общения”. И сам Махно, хотя был этническим украинцем, разговаривать предпочитал по-русски, и работая на местном чугунолитейном заводе, и общаясь с товарищами по анархистской группе “Союз бедных хлеборобов”,

За участие в “эксах” периода первой русской революции Махно был приговорен к смертной казни. Благодаря П. Столыпину, участь Махно была смягчена.

Февраль 1917-го освободил Махно из Бутырок. Вернувшись в Гуляйполе бывалым революционером, он возглавил местный Совет, национализировал помещичьи земли и раздал их крестьянам, вооружил конфискованным оружием старых друзей-товарищей анархистов и создал первый свой отряд. Но немецкое наступление 1918-го вытеснило махновцев в Россию. При помощи большевиков Махно нелегально вернулся в Гуляйполе и создал партизанский отряд, боровшийся против оккупантов и помогавшей им “державної варти” гетмана Скоропадского. Так начиналась махновщина.

Было у нее одно кардинальное отличие от петлюровцев и прочих независимых атаманов – отсутствие антисемитизма (вопреки распространенным представлениям). Батька погромов не устраивал, погромщиков не любил и расстреливал на месте. Костяк его штаба и военно-революционного Совета состоял из евреев-анархистов. А погромщиками были атаманы Петлюры (ныне считающегося национальным героем) Григорьев, Семесенко и Ко.

По данным председателя Махновского ВРС Аршинова, был лишь один случай чисто махновского погрома – когда отряд грека Дерменжи погулял в еврейской колонии Веселой, а Батька (уникальный случай) не расстрелял зачинщика, видно, пожалел старого боевого товарища. Это на Западной и Центральной Украине еврей-торговец, ростовщик, корчмарь ассоциировался с эксплуататором. В широких же степях Новороссии мирно соседствовали украинские села и еврейские земледельческие колонии (в главном махновском районе их было 17).

В самом Гуляйполе уживались храм и синагога, церковно-приходская школа и хедер (украинских школ не было). Господствовал интернациональный настрой. Кстати, знаменитый Лева Задов, так талантливо, но неправдиво изображенный А. Толстым одесским уголовником, на самом деле – наш земляк, юзовский рабочий-металлург, за участие в анархистских “эксах” осужденный на 8 лет каторги. В 1917-м был освобожден, избран в Юзовский Совет, в котором состоял до апреля 1918-го.

Поэтому Батька на дух не переносил киевских националистов. По его инициативе гуляйпольские районные съезды Советов еще в июле и декабре 1917-го выносили резолюцию: “Смерть Центральной Раде!”. Ее сторонников он в мемуарах называл не иначе, как “шовинисты”, и писал о них: “Такая идея оскорбляла крестьян. Они стягивали с трибуны таких проповедников и били, как врагов братского единения украинского народа с русским”.

Весной 1918-го, когда махновская дружина готовилась к обороне, из-за предательства агентов Центральной Рады немцы без боя захватили и Гуляйполе. Бывшие офицеры, объявившие себя “украинскими эсерами”, — Волох, Соловий, Сахно, Пидойма — помогли гайдамакам разгромить штаб и разоружить махновскую дружину. Осенью 1918-го, когда накануне падения гетмана зашевелилась национальная Директория, Махно твердо помнил, что Петлюра “шел в авангарде с гайдамацкими бандами, дико расправлявшимися с каждым революционно мыслящим крестьянином и рабочим”.

И Махно сделал свой выбор – примкнул к большевикам. Весну 1919-го он встретил командиром 3-ей бригады Заднепровской дивизии 2-ой Украинской Красной Армии, державшей фронт в Донбассе против деникинцев на линии Волноваха-Мариуполь. Званием комбрига он гордился не менее, чем титулом “Батька”.

К сожалению, из-за левацких заскоков руководства УССР вскоре произошел разрыв. Под натиском белых Махно отходил на северо-запад. При обороне Гуляйполя полностью погибла единственная в его армии национальная часть – еврейская рота Шнайдера.

Под Уманью Махно оказался прижат к петлюровцам. В Жмеринке 20 сентября был подписан договор: 3000 раненых и больных махновцев были переданы на попечение Украинского Красного Креста, а взамен Петлюра ПРОДАЛ Батьке патроны за 50 000 золотых рублей. “Головной атаман” предал Батьку – все махновцы были потом интернированы в Галицию. Поговаривают, что Махно хотел убить Петлюру во время встречи в Умани 26 сентября, но его боевики не решились начать стрельбу при явном численном перевесе петлюровцев.

Махновцы пытались заигрывать с “белыми”, потом изрядно били тех же белых. Опять заключили союз с “красными”. Потом отбивались от красных, пока “мудрый Ленин” (так писал Махно в мемуарах) не придумал НЭП. Но никогда более Махно не договаривался с националистами-петлюровцами, помня их предательства.

Знал бы он, какого “национально свiдомого” из него сделают 80 лет спустя, когда писал под впечатлением гетманской украинизации: “Это явление вызвало во мне какую-то болезненную злость, и вот почему. Я поставил себе вопрос: от имени кого требуется от меня такая ломота языка, когда я его не знаю? Я понимал, что это требование исходит не от украинского трудового народа. Оно – требование тех фиктивных “украинцев”, которые народились из-под грубого сапога немецко-австро-венгерского юнкерства и старались подделаться под модный тон. Я был убежден, что для таких украинцев нужен был только украинский язык, а не полнота свободы Украины и населяющего ее народа, несмотря на то, что они внешне становились в позу друзей независимости Украины”.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена доклада

Как современно звучит, будто вчера написано! И после этого модные “историки” на основании единственной фразы из предисловия к мемуарам, в которой Махно сожалеет, что книга “выходит не на Украине”, строят глобальные концепции об украинском национализме Махно! А ведь писала диаспорная “Енциклопедiя українознавства” еще в 1955-ом: “Махно в 1918 виступив проти української влади, ворожу позицiю щодо української держави Махно займав i пiзнiше”. Признавался петлюровский генерал-квартирмейстер Купустянский: По своим убеждениям Махно не был украинцем, до последнего времени даже не умел и не желал разговаривать на украинском языке и не интересовался украинской проблемой. Батька тормозил успешное развитие нашего дела”.

Таковы документальные свидетельства о национальной “ориентации” батьки Махно.

Список литературы

Юлий Фёдоровский. Батька-интернационалист.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

291

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке