Как многие дети актеров, маленькая Лена все свободное время проводила за кулисами, присутствовала почти на всех репетициях, знала не хуже иных актеров их роли. Вместе с отцом даже снялась в популярном в послевоенные годы фильме «Машина 22-12».
Кроме театра Лена Осипова была увлечена спортом — фигурным катанием. Поначалу увлечение было вынужденным: когда девочка вместе с матерью вернулась в Москву из глухой деревеньки в Казахстане (мать Лены — немка по происхождению — была в первые же дни после начала войны вместе с тысячами других немцев выслана из столицы), врачи обнаружили у нее затемнения в легких. Рекомендации были такими: девочка должна больше времени проводить на свежем воздухе, в особенности зимой. Отец привел Лену на каток Стадиона юных пионеров. Там и начался победный путь будущего великого тренера.
Школа — театр — каток. Таким был треугольник, в который укладывалась жизнь Лены. Постепенно именно каток стал вершиной треугольника, и на этой вершине ее ожидал успех. Артистичная, музыкальная и пластичная девочка несколько раз побеждала в чемпионатах страны по одиночным танцам, а в 1957 году победила всех своих соперниц на чемпионате Советского Союза.
Когда подошло время думать о том, в какой институт поступать, решение было однозначным: ГИТИС, балетмейстерский факультет. При поступлении в ГИТИС Лена выглядела «белой вороной» среди именитых танцовщиков и танцовщиц. И все-таки после собеседования с народным артистом СССР Ростиславом Захаровым ее приняли, возможно, в качестве участницы эксперимента по подготовке первого в стране балетмейстера для ледовых балетов. Учеба в ГИТИСе требовала полной самоотдачи, и со спортом, активным, соревновательным, было покончено.
Но эксперимент закончился блистательно. Через несколько лет такую же школу ГИТИСа прошла уже ученица Елены Чайковской — Людмила Пахомова, олимпийская чемпионка и шестикратная чемпионка мира и Европы (вместе со своим мужем и партнером Александром Горшковым). А затем в ГИТИСе был создан специальный факультет, на который поступают учиться бывшие спортсмены — фигуристы, чтобы затем уже совершенно на новом культурном и профессиональном уровне давать уроки в российских школах фигурного катания. Факультет этот существует и по сей день, а возглавляет его профессор Елена Анатольевна Чайковская.
Когда в 1999 году отмечали юбилей Чайковской, она, шутя, произнесла тост за «свое столетие», имея в виду тот факт, что к 60 годам жизни добавлялись еще и 40 лет работы по подготовке фигуристов самого высокого класса.
Одной из первых уроки Чайковской стала получать спортивная пара — Татьяна Тарасова и Георгий Проскурин. Уже у подножья пьедесталов чемпионата мира и Европы партнерша получила серьезную травму, вынуждена была оставить активный спорт и стала впоследствии известным тренером.
А первыми, кто сумел вместе со своим тренером стремительно пройти путь на высшие степени самых крупных соревнований были Людмила Пахомова и Александр Горшков. Именно они вместе с Чайковской создали неповторимый стиль русского танца на льду, именно благодаря им танцы стали олимпийским видом спорта, именно им и были вручены в 1976 году в австрийском городе Инсбруке первые в истории золотые олимпийские награды.
Через четыре года успех повторили следующие ученики Елены Чайковской — Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов. Они были совершенно непохожими на своих старших товарищей, но тренер сумела вновь создать и для них совершенно новый почерк, новый стиль.
За более чем сорокалетнюю педагогическую практику Елена Чайковская воспитала более 50 мастеров спорта — международного класса, заслуженных.
И это не только выдающиеся танцоры. Многие годы в группе Чайковской тренировались и великие чемпионы одиночного катания.
Владимир Ковалев стал первым российским чемпионом Европы (1975). Дважды этот фигурист был чемпионом мира, добывая это звание в борьбе с лучшими одиночниками Германии, Англии, США, Канады, а на Олимпиаде 1976 года Ковалев завоевал серебряную медаль.
Сегодня вместе с Еленой Чайковской работает еще один ее ученик — Владимир Котин. Четыре раза он завоевывал серебряные медали чемпионатов Европы, участвовал в двух Олимпийских играх, что уже само по себе является достижением для любого спортсмена. Котин был выдающимся, ярким исполнителем на льду, его произвольные программы и по сей день копируют многие одиночники. После короткой, но яркой карьеры профессионального артиста в балетах на льду Котин вернулся в школу Чайковской в качестве ее ближайшего помощника. Их общий труд дает великолепные результаты.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
В то время как подавляющее большинство ведущих тренеров из бывшего СССР отправились на заработки за пределы России и других стран СНГ, Елена Чайковская осталась дома, в Москве и вложила всю свою энергию, весь свой творческий дар в возрождение и укрепление тех блестящих позиций, которые были созданы несколькими поколениями фигуристов нашей страны.
Детский балет «Вундеркинды России» под руководством Чайковской в течение нескольких лет выступал на ледовых сценах России и Европы, заражая энтузиазмом тысячи юных спортсменов.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов Елена Чайковская участвовала в создании ледовых спектаклей для нескольких трупп профессиональных фигуристов и цирков на льду. Переключение своего таланта с чистого спорта на искусство помогло ей совершенно по-новому взглянуть на многие творческие процессы в спорте. И это дало ей возможность в течение короткого времени, будучи главным тренером сборной команды России, вдохнуть в нее новую жизнь. Сборная России блестяще выступила на двух зимних Олимпиадах (1994, 1998), каждый раз завоевывая по три золотые медали из четырех. Таких результатов не добивалась ни одна команда в мире.
Но творческому человеку стало тесно в административных рамках, и Елена Чайковская вернулась к своей тренерской — самой любимой — работе.
Она написала целый ряд книг, посвященных воспитанию молодых фигуристов. Три издания выдержал учебник для самых маленьких спортсменов, давно стала библиографической редкостью книга-исповедь «Шесть баллов», где тренер рассказывает о том бесценном опыте, который был накоплен отечественным фигурным катанием, начиная со времен первого русского чемпиона Николая Александровича Панина-Коломенкина. В предисловии к этой книге Елена Чайковская говорит:
«У меня профессия, которой раньше в мире не было. Я — тренер. Такого слова во многих языках мира нет. И даже в русском языке оно — применительно к нам, тренерам — является неточным. Неполным. Только частично отражающим ту насыщенность, ту емкость понятия, которые скрываются за ним… Чем больше и дольше работаешь, чем выше поднимаются твои ученики, чем больше характеров и судеб пропускаешь через себя, через свою жизнь и свою судьбу, чем больше растворяешься в других, чтобы в конце концов вобрать их в себя, отдать им себя, чтобы вырасти и дальше подниматься с ними и без них, тем больше понимаешь, в какие глубины профессии погружаешься и как много она требует, и на какие маленькие радости и большие заботы обрекает. Все видят минуты тренерской радости, никто не видит тренерские слезы, невидимые миру слезы тренера… Нет в этой фразе никакой рисовки. Есть только суровая тренерская жизнь, когда проводишь на льду до двенадцати часов. Когда даже ночью слышишь музыку и поднимаешься, чтобы записать мелькнувшее во сне «па». Когда каждый день — борьба. Не против, а за — за свой стиль, за свое видение спорта и искусства, за своих учеников…»
Елена Анатольевна по-прежнему остается такой же кипящей, фонтанирующей новыми идеями, новыми творческими подходами ко многим уже, казалось бы, полностью изученным приемам.
Во второй половине 1990-х годов к ней пришла неудачница чемпионатов одиночница Мария Бутырская. Через год она стала чемпионкой Европы, а затем и первой в истории и пока еще единственной россиянкой — обладательницей золотой медали чемпионата мира (1999 год). Этот год стал и годом абсолютного рекорда для сборной команды России — все четыре золотые медали на чемпионате мира завоевали русские спортсмены.
Елена Чайковская организовала в Москве школу «Конек Чайковской». Из нее выходят чемпионы, как, например, серебряный призер чемпионата Европы, бронзовый — чемпионата мира Юлия Солдатова. А в 2001 году на небосводе фигурного катания взошла новая звездочка — чемпионка мира среди юниоров Кристина Обласова. Это говорит о том, что у школы Чайковской есть будущее, а значит, и у всего российского фигурного катания.
Сегодня «Конек Чайковской» можно назвать международной школой фигурного катания. Здесь тренируются фигуристы из стран СНГ, Литвы, Польши, совместные сборы проходят с юными спортсменами Италии. Блестящих результатов добились замечательные литовские танцоры — Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. В 2000 году они впервые принесли своей стране бронзовые медали на чемпионатах мира и Европы.
Елена Анатольевна Чайковская — Заслуженный тренер СССР и России, Заслуженный деятель искусств России, мастер спорта, чемпионка Советского Союза в одиночном катании. Она награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, несколькими медалями. Правительство Литвы наградило Е. Чайковскую орденом Святого Гедиминаса.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.