Доклад на тему «Мир одного предмета: астролябия Г.Арсениуса»

Среди первых музейных коллекций Кунсткамеры, основанной Петром I по образцу европейских кабинетов редкостей XVII — XVIII вв., особо выделялись научные приборы и инструменты. Посредством этих предметов музей знакомил русских людей с устройством мира во всём его многообразии, пробуждал интерес к знаниям, к наукам. Сегодня, возвращаясь к истокам и традициям музея, Кунсткамера представляет в качестве первого экспоната уникальную астролябию фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса (1568 г.).

Написание доклада за 4 часа

Астролябия Г.Арсениуса. 1568 г.

Среди первых музейных коллекций Кунсткамеры, основанной Петром I по образцу европейских кабинетов редкостей XVII — XVIII вв., особо выделялись научные приборы и инструменты. Посредством этих предметов музей знакомил русских людей с устройством мира во всём его многообразии, пробуждал интерес к знаниям, к наукам. Сегодня, возвращаясь к истокам и традициям музея, Кунсткамера представляет в качестве первого экспоната уникальную астролябию фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса (1568 г.).

Астролябия (от греческих слов «άστρου» — звезда и «λαβή» — взятие, схватывание) — один из старейших астрономических инструментов, появившийся в Древней Греции. Прообраз астролябии, по-видимому, создал древнегреческий астроном Гиппарх, а К.Птолемей построил и описал «астролабон» — угломерный инструмент для определения положения звёзд. Астролябиями пользовались астрономы и математики, мореплаватели и путешественники, архитекторы и строители. Впоследствии инструмент был усовершенстован арабами. В известном нам виде астролябия сформировалась на Востоке к IX — XI вв. и тогда же получила там самое широкое распространение. В XI в. приборы появляются в Испании, а затем и в других странах Западной Европы. Поначалу здесь использовали арабские инструменты; позднее их стали изготовлять по арабским образцам в европейских мастерских. Если на Востоке инструменты содержались в маленьких футлярах и были частью дорожного костюма обычных людей, то в Европе астролябии с самого начала считались дорогими инструментами, производимыми только для элиты. Требующаяся точность нанесения линий сложной конфигурации, трудность изготовления и своеобразная красота этих инструментов стали причиной их дороговизны и привлекательности для европейских государей. Производство их было начато при королевских дворах. Став предметом моды, приборы покупались наравне с драгоценностями. В XVI в. в Европе их стали делать на основе собственных расчётов для применения в европейских широтах.

Наиболее известной в Западной Европе была мастерская Герхарда Меркатора (1512 — 1594) — известного картографа, математика, физика, химика, производившего первые европейские карты, точные оптические приборы и глобусы. Меркатор получил образование в знаменитом университете в г.Лувене (Бельгия) у Геммы Фрисиуса (1508 — 1555). Мастерскую Меркатора впоследствии возглавил Гуалтерус Арсениус (1530 — 1580), племянник и ученик Геммы Фрисиуса. Фламандец Арсениус считался лучшим мастером-инструментальщиком последней трети XVI в. Его астролябии отличались точностью нанесённых проекций на плоскость небесных координат, шкал и изяществом форм, поэтому испанский король Филипп II и другие знатные особы заказывали их изготовлениеименно ему. Правда, нередко в кругу знати астролябии использовались лишь как астрологические инструменты.

На сегодняшний день в мире известна лишь 21 созданная Г.Арсениусом астролябия, и единственный в нашей стране экземпляр находится в Музее М.В.Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Изготовленная в 1568 г., она принадлежала в своё время австрийскому полководцу времён Тридцатилетней войны Альбрехту Валленштейну. В XIX в. владелица астролябии великая княгиня Елена Павловна, покровительница науки и искусств, преподнесла ее в дар Императорской Публичной библиотеке (где в то время, наряду с книжными памятниками, хранились и коллекции научных приборов). Оттуда в 1959 г. астролябия поступила в Музей М. В. Ломоносова.

Экспонируемая на выставке «Мир одного предмета», словно положенная под увеличительное стекло астролябия предстает перед посетителем и как шедевр декоративно-прикладного искусства, и как памятник технической мысли, человеческого Разума.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.historia.ru/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

229

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке