В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды — в 1685 и 1692гг. — захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику.
В 1700г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 — 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни — кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.
В 1711г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Ильич Милорадович, родом из Герцеговины, и капитан Иван Лукашевич, уроженец Подгорицы, с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. Мысль послать грамоту в Черногорию подсказал старый друг владыки Даниила Савва Владиславич-Рагузинский. Черногорцы с радостью приняли предложение и напали на турок, стремясь присоединить Зету к Черногории. Но вскоре пришло сообщение из России о неудачном Прутском походе Петра I и подписании мира с турками. Черногорцы остались один на один с сильным неприятелем. В 1712г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмеда-паши вторглись в Черногорию. 17 июля 1712г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе. Было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Даниил. В Цетиньском музее хранился крест, который имел на себе митрополит Даниил и по которому ударил саблей турецкий офицер. Этот крест и спас жизнь митрополита. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь.
В 1714г. боснийский визирь Нуман (Думан) — паша Чуприлич со 120 тыс. турок опустошил всю Черногорию. Бежавшие в Будву черногорцы — в основном старики, женщины и дети — были выданы венецианцами туркам на расправу. Сам владыка Даниил чудом спасся в одной пещере. Отсюда он написал письмо своему брату негушскому князю Раде, в котором показал свой неукротимый дух и образно выразил свою внешнеполитическую программу: «Я – Москов, Москов, Москов!»
Cпасаясь от преследования, владыка Даниил был вынужден уехать через Боку Которскую и Вену в Россию. Побывав в 1715г., в Петербурге черногорский митрополит получил от русского царя Петра I деньги на восстановление монастырей и церквей, церковные книги и богослужебные предметы. Вернувшись из России в апреле 1716г. Даниил остановился в монастыре Подмаина, вблизи города Будвы. Он нашел Черногорию в тяжелейшем состоянии. В своем письме к русскому канцлеру Головкину Даниил писал: «Все разорено, разогнано и мечу предано, в рабство отведено; лишь малый остаток бежал в горы и спасся».
Уже в 1716г. (по другим данным — в 1717г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской.
В 1719г. Печский патриарх Моисей (Райович-Чурла), во время своего посещения Черногории, рукоположил в епископы племянника Даниила – архимандрита Савву (Петровича-Негоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. Долгое правление Саввы (1735-1781) показало, что выбор владыки Даниила был неудачен. Владыка Савва был полной противоположностью своему энергичному дяде. Он был скромным пастырем, не отличавшемся твёрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождения от турецкой зависимости. При нём большое влияние приобрёл его двоюродный брат Василий.
Митрополит Даниил умер 4 января 1735г. в монастыре Подмаина в Будве, где и был похоронен в малой Успенской церкви. В 1747г. в этом монастыре была построена Большая Успенская церковь, прах владыки перенесли в нее. Отсюда в 1856г. останки были перенесены в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест.
Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. О нем которский бискуп Марин Драго писал: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность.» Именно владыка Даниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добился Св. Петр Цетиньский и официально подтвердил черногорский князь Николай I.
Список литературы
1. «Русский зритель», 1829г., № 17/20, с.198-199 – письмо черногорского митрополита Даниила А.П. Курбатову от 1.01.1721г.
2. «Славянский мир», 1878г., вып. 10, с.290-302
3. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода. т.2 (СПб, 1879г.), ч.1, с.612-614, т.32 (СПб, 1915г.), с.490-507
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
4. П.А. Ровинский «Черногория в её прошлом и настоящем», СПб, 1881-1901гг.
5. Пётр Негош «Горный венец» (перевод Ю. Кузнецова), М, 1988 г.
6. Ю.В. Бромлей, Л.Б. Валев «История Югославии», М, 1963г.
7. Олег Кузеванов. Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош)