Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Доклад на тему «Тюрко-монгольское летосчисление»

Тюрко-монгольский календарь представляет собой попытку установить определенную связь между лунным месяцем и солнечным годом. В основу этого соотношения было положено то наблюдение, которое в свое время было сделано в древней Греции Метоном и к которому монголы пришли независимо от него: наблюдение о том, что 19 солнечных лет содержат 235 полных лунных месяцев.

Написание доклада за 4 часа

Исходя из этого, тюрко-монгольская календарная система предусматривала в пределах каждого девятнадцатилетнего периода чередование 12 простых годов (по 12; месяцев) и 7 годов удлинённых (по 13 месяцев). 12 Месяцев х 12 + 13 месяцев х 7 = 235 месяцев.

Каждый месяц имел свой порядковый номер (от 1 до 12 в обычном году). Поэтому тюрко-монгольские календарные даты обычно указывают, что событие произошло «в таком-то году такой-то (по счёту) Луны (или месяца)». Иногда счёт велся ещё по четырем временам года или сезонам (весна, лето, осень и зима), при чём каждый сезон подразделялся на три месяца (луны). Отсюда — такие календарные даты: первая летняя луна (месяц), средняя летняя луна (месяц), первая зимняя луна и т. д. Год начинался весной, при чём первый весенний месяц соответствовал нашему январю или февралю. Месяц делился на две половины, из которых первая называлась новой, а вторая — старой или ветхой. Таким образом, мы можем, например, встретить в документе такое указание: «осеннего первого месяца (луны) в четвертый день ветха», т. е. речь идет о 4-м числе второй половины первого осеннего месяца (седьмого месяца от начала года).

В основу тюрко-монгольского летосчисления был положен также особый циклический счёт. Вначале монголы исходили из периода в 12 лет. Каждый год в пределах двенадцатилетнего цикла назывался именем определенного животного. Первый год носил название мыши или крысы; второй — коровы, тельца или быка; третий — барса или тигра; четвертый — зайца; пятый — дракона или крокодила; шестой — змеи; седьмой — лошади (коня); восьмой — овцы или барана; девятый — обезьяны; десятый — курицы; одиннадцатый — собаки (пса); двенадцатый — свиньи.

Впоследствии, под влиянием китайцев, монголы удлиннили первоначальный двенадцатилетний цикл до шестидесятилетнего. Последний строился путём комбинации названий двенадцати животных и пяти стихий (дерево, огонь, земля, железо и вода). При этом наименования животных сменялись в пределах цикла ежегодно, наименования стихий применялись к каждым двум годам, идущим подряд. При такой системе сочетание названий определенного животного и определенной стихии встречалось только один раз в 60 лет. Например, в каждом шестидесятилетнем цикле был только один год воды и лошади, один год огня и обезьяны, один год железа и курицы и т. д.

Для того, чтобы отличить друг от друга два соседних года, носящих, как указано, наименование одной и той же стихии, к первому присоединялось иногда указание на мужской род, ко второму — на женский. Например: мужской род, год дерева и мыши; женский род, год дерева и коровы.

Вместо названий стихий иногда употреблялись названия пяти цветов. При этом каждой стихии соответствовал определенный цвет: дереву — голубой или синий, огню — красный, земле — желтый, железу — белый, воде — черный. В том случае, когда стихия употреблялась в сочетании с годом мужского рода, заменяющий её цвет выступал в своей обычной форме (голубой, красный, желтый и пр.). В применении к году женского рода названия тех же цветов встречаются в уменьшительной форме: вместо «голубой» —«голубоватый», вместо «красный» — «красноватый» и т. д.

Таким образом, отдельные годы в пределах тюрко-монгольского шестидесятилетнего цикла могут быть обозначены следующим образом: «год дерева и мыши» или «год синей мыши»; «год воды и курицы» или «год черноватой курицы» и т. д.

Следует тадже отметить, что каждый год шестидесятилетнего цикла, помимо своего наименования определенным животным и стихией, носит ещё особое название. Так четвертый год (огня и зайца) именуется «совершенным», двенадцатый, (дерева и свиньи) —«исполненным жизни» и т. д.

При циклической системе времясчисления должна быть установлена какая-то исходная точка (эра), от которой ведется счёт циклов. Монгольская эра заимствована из Тибета. Шестидесятилетние монгольские циклы считаются от 1027 г., который и является начальным годом тюрко-монгольской системы летосчисления («рабчжуном»), занимая четвертое порядковое место в первом цикле (см. таблицу XXV). Поскольку 1027 г. по тюркомонгольской номенклатуре был годом огня и зайца, постольку все дальнейшие хронологические даты приводятся тоже в циклах (кругах) огня и зайца. Когда например, говорят: «второй цикл (круг) огня и зайца»; то значит, что речь идет о втором шестидесятилетнем периоде по тюрко-монгольской эре, т. е. от 1027 г. (рабчжуна), который носил название огня и зайца и был четвертым по счёту в исходном цикле.

В целях точной датировки, монгольские хронологические данные обычно содержат указания: 1) на название года, соответственно занимаемому им порядковому месту в пределах текущего шестидесятилетнего цикла; 2) на порядковый номер цикла (круга) огня и зайца, т. е. того незаконченного шестидесятилетнего периода2, в котором находится интересующий нас год. Например: год воды и барса в одиннадцатом кругу огня и зайца. Или: «год беловатой змеи в двенадцатом кругу огня и зайца.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.timy.ru

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

269

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке