Целью данной работы является ознакомление с проектом  «Электронное правительство» в РФ, анализ современного состояния информатизации в государственных органах.

Задачами работы являются: рассмотрение  понятия и сущности проекта «Электронное правительство», выявление недостатков и преимуществ электронного правительства.

Актуальность разработки проекта «Электронное правительство» заключается в том, что каждый гражданин страны регулярно пользуется государственными услугами, а бюрократическая волокита, очереди в различных учреждениях за получением справки или другого документа  не позволяют решить все необходимые вопросы быстро и эффективно.

Для того, чтобы создать новую форму организации деятельности органов государственной власти, которая была бы способна обеспечить с помощью применения ИКТ качественный  уровень оперативного и удобного обслуживания граждан и организаций, предоставление им  государственных услуг и информации была разработана «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010» одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р.

Электронное правительство можно определить как организацию государственного управления, которая основана на электронных средствах обработки, передачи и распространения информации, деятельность которой направлена на предоставление услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.).

Электронное правительство РФ обладает уникальным географическим охватом. Множество городов страны имеют свой собственный портал госуслуг. На портале можно оформить загранпаспорт, записать детей в детский сад, оплатить услуги ЖКХ, отследить неуплаченные штрафы и многое другое. Регистрация на портале может быть осуществлена через мобильный телефон и электронную почту, но в данном случае услуги будут ограничены. Для полного доступа необходимо указать личные данные (паспорт, СНИЛС, ИНН), пройти, так сказать, тройную перепроверку и  получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров средство электронной подписи или УЭК в уполномоченных организациях субъектов Российской Федерации. Регистрация проводится один раз и только на конкретного человека, все операции осуществляются через защищенные каналы связи. Пользоваться электронными услугами анонимно не получится. Можно сделать вывод, что информация защищена, все надежно. Такая система работы направлена на облегчение жизни граждан, а, значит, теперь чиновники сами должны собирать все бумаги по различным инстанциям, а им это делать вовсе не хочется, такая ситуация несомненно вызовет недовольство у госслужащих. Чтобы этого избежать для функционирования электронного правительства используются такие системы, как ТРМВ (типовое решение межведомственного взаимодействия) и СМЭВ (Систе́ма межве́домственного электро́нного взаимоде́йствия).

Благодаря применению такой системы электронного документооборота государство способно повышать эффективность своей деятельности, улучшать качество управления, четко и ясно обосновывать свои решения и осуществлять оперативный контроль. Также есть и другие преимущества: заинтересованная   общественность   сможет   реально   участвовать   в политических и государственных делах, это в свою очередь позволит получить информацию об общественном мнении и направить силы государства в нужное русло, улучшить планирование на долгосрочную перспективу на разных уровнях власти.

Кроме того, существование этой системы создает массу плюсов для граждан, а именно: повышение качества и доступности услуг, оперативность работы, упрощение всех процедур, сокращение потерь времени, получение услуг круглосуточно и без выходных, возможность контроля за правительством и снижение уровня коррупции, проекты, осуществляемые органами власти будут основаны на приоритетах, определяемых людьми, доступ к необходимой информации поможет гражданам лучше использовать имеющиеся возможности.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать эссе

Внедрение «электронного правительства» – это сложный организационный, экономический, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат и административных усилий. Успех в этом деле зависит от правильной стратегии и тактики на каждом из этапов реализации, рациональной организации, координации и взаимодействия всех участников процесса – законодательной, исполнительной и судебной властей всех уровней, частного сектора, общественных, образовательных организаций и граждан. Кроме того, предстоит решить целый комплекс взаимосвязанных политических, правовых, организационных и технологических вопросов, определить источники финансирования, обучить персонал.

Необходимо также рассмотреть риски функционирования проекта. Проект Электронное правительство может сталкиваться со следующими рисками: рисками нормативно-правового уровня – конфликты интересов из-за большого числа участников процесса различных уровней (федерального, регионального, муниципального); нехватка экспертов и сотрудников органов власти, обладающих необходимыми практическими знаниями для выработки качественных административных регламентов; недостаточно разработанная нормативно-правовая база, которая может привести к выработке неверных решений, неприемлемых с правовой точки зрения.

К рискам организационно-методического уровня можно отнести: отсутствие единой методологии разработки административных регламентов оказания государственных услуг, полноценно учитывающей требования автоматизации, на уровне субъектов Российской Федерации, которое приводит к невозможности внедрения, распространения и тиражирования готовых решений на муниципальном уровне.

Необходимо обратить внимание на риски технического уровня: неготовность ИКТ-инфраструктуры регионов и муниципалитетов к развертыванию системы предоставления услуг в электронном виде. Речь идет о подключении к СМЭВ и использованию решений по информационной безопасности (ИБ), а также об охране персональных данных; отсутствие в регионах и муниципалитетах кадров для разработки и сопровождения электронных услуг.

Следует  предусмотреть меры, направленные на создание условий и эффективное использование возможностей «электронного правительства», сконцентрированные на следующих ключевых моментах:

1) Развитие нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование «электронного правительства» и его пользователей.

2) Привлечение населения к использованию возможностей «электронного правительства». Необходимо проводить мероприятия, направленные на обеспечение необходимого уровня образованности общества для работы с порталом «электронного правительства» для широких слоев населения;

3) Информатизация государственных органов, подразумевающая стандартизацию и формализацию административных процессов на всех уровнях государственного управления, а также разработку и реализацию единой политики управления информатизацией государственных органов.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В заключении, следует упомянуть, что в марте 2014 года ООН опубликовала свое исследование и рейтинг уровня развития электронного правительства в мире. Документ под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности госорганов в 193 странах для использования ИКТ в предоставлении государственных услуг.

Россия в рейтинге поднялась до 27 места, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59 месте. Нынешнее положение стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2013 г. По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше.

В целом, важнейшими направлениями развития «Электронного правительства», определенными перед органами государственной власти и местного самоуправления руководством страны, являются два главных проекта — это перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид и переход органов власти и местного самоуправления на межведомственное электронное взаимодействие. Например, Алтайский край активно приступил к реализации этих проектов. Созданы и развиваются региональный портал и реестр государственных и муниципальных услуг. Обеспечена возможность размещения на нем информации об услугах и представления ее на федеральный уровень в сводный реестр и Единый портал государственных услуг.

Таким образом, мы можем говорить об успешности реализации проекта «Электронное правительство».