Контрольная работа на тему «Историческая школа Германии: оппоненты классической школы»

В середине XIX века у Германии было плачевное положение: сильная раздробленность и отсутствие централизованного государства, многочисленные таможенные границы затрудняли торговлю, более длительный период господства феодализма по сравнению с другими европейскими странами. Все эти причины спровоцировали необходимость в создании экономического учения, подходящего именно для данной ситуации, для данной страны.

Введение

. Родоначальники исторической школы Германии

. Этапы развития исторической школы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В середине XIX века у Германии было плачевное положение: сильная раздробленность и отсутствие централизованного государства, многочисленные таможенные границы затрудняли торговлю, более длительный период господства феодализма по сравнению с другими европейскими странами. Все эти причины спровоцировали необходимость в создании экономического учения, подходящего именно для данной ситуации, для данной страны.

Классическая теория А. Смита и Д. Рикардо совсем не подходила Германии, ее условиям и особенностям экономического положения. Постулируемые классиками отсутствие вмешательства государства и свободная конкуренция только ухудшили бы положение страны.

Перед Германией стала задача создать новую теорию, которая позволила бы в сжатые сроки сократить отставание страны от других промышленно развитых стран.

По-видимому, можно утверждать, что исторической школе это удалось, так как Германия, в начале века раздробленная политически и экономически, в конце века вступила в ряды великих промышленных держав.

От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику.

1.Родоначальники исторической школы Германии

Таким образом, можно сделать вывод, что для каждой нации нужна своя особая система экономических взглядов, подходящая именно данной стране. Ученые, предлагающие универсальные схемы, по их мнению, игнорируют национальные особенности и многообразие условий развития отдельных стран.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Положения и выводы классической и неоклассической школ критикуются «историками» за схематизм и неоправданные абстракции. Главное — исторические факты, которые используются как аргументы, а не логические рассуждения и схемы.

В отдельных произведениях представителей исторической школы наблюдаются основные положения всего течения:

особая важность для экономической науки исторического метода;

подход к политической экономии как к национальной, а не универсальной науке, учитывающей влияние на национальное хозяйство не только и не столько экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических факторов;

признание общественного интереса нации выше личного интереса отдельного индивидуума.

Адам Мюллер.

Главное сочинение Адама Мюллера — это работа «Основы искусства управления государством» (1809). В нем он впервые приходит к заключению, что политическая экономия в первую очередь является наукой национальной. Объяснял оно это тем, что нация — это основополагающий элемент, который формирует структуру всей жизни общества, в том числе и экономической. Именно нация придает экономике чрезвычайно индивидуальный и специфический характер.

Тесную связь между экономической сферой и общественной жизнью он объяснял следующим:

экономическая сфера является лишь одной стороной народной жизни;

эта сфера должна соответствовать, служить общим, обязательно нравственным целям общества;

в свою очередь нравственность, которая исходит из традиционных законов и обычаев, передается из рода в род, от отца к сыну, представляет собой тот фундамент, на котором должна выстраиваться экономическая жизнь общества.

Причем в вышеописанном процессе национальный интерес всегда должен превалировать над личным.

Также Мюллер считал, что экономику должны питать не только материальный капитал в виде денег, но также разделение труда, его общенародное соединение, а также нравственный и интеллектуальный потенциал общества.

Фридрих Лист.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Основным сочинением Фридриха Листа является «Национальная система политической экономии» (1841).

Можно выделить три основные идеи, которые были там сформулированы.

Первое — теория производительных сил. Фридрих Лист считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей.

Здесь же он обосновал необходимость активной политики, целью которой должно быть объединение людей, обеспечение экономического воспитания нации. Эти меры в свою очередь должны были обеспечить подъем производительных сил. Увеличение производительных сил «начинается с отдельной фабрики и затем распространяется до национальной ассоциации».

Второе положение этого труда — концепция экономического прогресса нации. Вслед за А. Мюллером Лист развивал национальную идею, считая, что нация представляет собой единое целое. Она — результат предшествующего развития, традиций, опыта, знаний, приобретенных в результате прохождения через различные стадии. В соответствии с его учением о последовательно сменяемых стадиях производства, различают следующие: «состояние дикости», «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние. В итоге нации переходят в заключительную стадию, в которой гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля.

Третья идея — обоснование активной экономической политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Богатство нации в его представлении должно накапливаться не путем индивидуальной деятельности людей на основе разделения труда и обмена, а в результате объединения этой деятельности, регулируемой государством. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Важную роль при этом играет, по мнению Ф. Листа, так называемое «промышленное воспитание» нации, призванное создавать условия для подъема производительных сил. Его сутью является игнорирование личных, сугубо эгоистических интересов индивидов для спасения и сохранения нации.

Также Лист утверждал, что преимущество должны получать такие отрасли производства, которые в текущий период не могут выдержать конкуренцию с соответствующими зарубежными отраслями. Таким образом, этот ученый предлагал использовать протекционизм, а также делать упор на стимулирование развития транспорта и технических знаний.

Однако не следует думать, что Ф. Лист был против свободы внешней торговли; после полного подъема промышленности он предлагал вновь к ней вернуться.

смит рикардо экономический классический

2.Этапы развития исторической школы
Историческая школа Германии прошла в своем развитии несколько этапов.

. 40-60-е годы XIX в. — период так называемой старой исторической школы; ее основные представители — В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс.

. 70-90-е годы XIX в. — молодая (новая) историческая школа; лидеры — Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер.

. Первая треть XX в. — новейшая историческая школа, или современная историческая школа; ее корифеями считаются В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Старая историческая школа.

Представители исторической школы основывали свои теории на идеях Мюллера и Листа, развивая их и разрабатывая концепцию политической экономии как сплав экономической истории и экономической политики.

Основными трудами, положившими фундамент исторической школы и обозначившими принципы «исторического метода в политэкономии» были:

«Очерк политической экономии в точки зрения исторического метода» Вильгельма Рошера;

«Политическая экономия настоящего и будущего» Бруно Гильдебранда;

монография «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» Карла Книса.

Вслед за Листом они отвергали представление о неизменных «естественных» и абстрактных экономических законах. Все представители данного периода считали, что экономическая наука способна лишь описать возникновение и развитие экономических процессов, но не способна дать им адекватные обобщения.

Политическую экономию они представляли, как науку о законах хозяйственного развития наций, поэтому необходимо обращать внимание не только на ее настоящее, но и на прошлое. Следует также учитывать влияние на экономическое развитие и неэкономических факторов: социальной среды, традиций, менталитета, религии и т.п.

В. Рошер призывал сначала изучить природу народа, его потребности, рассмотреть учреждения, способствующие удовлетворению этих потребностей, и лишь затем анализировать его успехи и неудачи. Также он выступал против всякого революционного преобразования общества, называя его «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни».

Главным достижением представителей старой исторической школы является формирование альтернативных классической школе методологических положений, которые впоследствии легли в основу методологии американского институционализма.

В 70-90-х гг. XIX в. образовалась «Новая историческая школа», представленная более молодым поколением ученых — Густав Шмоллер (1838-1917), стоявший во главе направления; Луйо Брентано (1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930), Адольф Вагнер (1835-1917).

Основные работы периода:

Г.Шмоллер «Наука о народном хозяйстве, ее предмет и метод»;

Л.Брентано «Этика и народное хозяйство в истории»;

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

К.Бюхер «Возникновение народного хозяйства».

Идеи молодой школы сохраняли преемственность идей предшественников, а также отражали новые реалии того времени. А реалии были таковы: в конце XIX века Германия была уже единым национальным государством и стремительными темпами шла индустриализация страны.

При анализе экономических процессов кроме всего прочего стали делать акцент и на правовых основах общества и системе государственных институтов управления.

По-прежнему главным методом исследования считался сбор фактической и исторической информации. Л. Брентано утверждал, что «точное описание даже самых скромных явлений экономической жизни имеет несравненно большую научную ценность, чем остроумнейшие дедукции из эгоизма». В результате изучения реальных фактов исторического прошлого, «историки» накопили колоссальное их количество, такое что они до сих пор используются учеными в качестве справочника.

Экономическая практика делилась на три сферы:

частное хозяйство;

государственное хозяйство;

харитативное хозяйство (с акцентом на благотворительность).

При рассмотрении экономики признавалось влияние и «человеческого фактора». Поэтому историки отрицали не только научные абстракции классической школы, но и математические исследования в области экономики, зато в экономические исследования включались гуманитарные дисциплины: история, этика, этнография, психология.

Хотя основной вклад в формирование новой методологии внесли представители старой исторической школы, второе поколение развило и дополнило их идеи.

Новейшая историческая школа.

Третий этап или «третье поколение» исторической школы, известный также под названием «Новейшая историческая школа», приходился на первую треть XX века и был представлен такими учеными как Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920).

Основные работы:

М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «хозяйственная этика мировых религий», «История хозяйства»;

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

В. Зомбарт «Современный капитализм», «Этюды по истории духовного развития современного экономического человека», «Евреи и хозяйственная жизнь», «Герои и торгаши», «Социализм и социальные движения».

Идеи Вебера близки представителям такого экономического направления, как институционализм. Он предложил концепцию идеальных типов — схем хозяйственного развития, сформированных учеными и представляющих собой мысленные конструкции исторического процесса. Он был уверен в значительном влиянии на экономику религии, утверждал, что протестантская религия способствует развитию качеств, необходимых для формирования класса предпринимателей: деловой хватки, бережливости и т.д.

Заключение

Историческая школа, возникшая в Германии в XIX веке, прошла несколько этапов развития:

простое отрицание классических законов и признание каждой нации уникальной;

необходимость сбора исторических фактов для их обобщения;

обоснование моделей развития экономической жизни отдельных наций;

и даже рассмотрение немецкой нации как превосходящей другие.

Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.

Ученые, придерживавшиеся этого направления экономической мысли, отрицали повторяемость экономических явлений в истории разных народов. Они смотрели на политическую экономию как на науку национальную, в задачу которой входит изучение особенностей национального хозяйства. Заслуга ее представителей состоит также в обосновании необходимости применения исторического метода в экономических исследованиях, учета всевозможных неэкономических факторов: социальных, психологических и религиозных.

Подобный концептуальный подход дал начало таким фундаментальным дисциплинам, как история экономики и экономическая социология. На идеях исторической школы, ее методах в XX в. получило развитие наиболее популярное ныне институциональное направление в экономической науке.

Список использованной литературы

1. Адвадзе В.С., Квасов А.С. История экономических учений: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 391 с.

. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах — М.: ЮРИСТЪ, 2008. — 139 с.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

. Рошер В. Начала народного хозяйства. — М.: Тип. В. Грачева и К°. — 1860.

. Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений. — М.: ВЗФЭИ, 2008. — 305 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

682

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке