Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Культура и наука Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)»

Актуальность данной работы обусловлена тем, что, не смотря на войну, Казахстанская наука активно развивалась, в годы великой Отечественной Войны в республике была образована Казахская Академия Наук(1945 г.).

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

. Наука в условиях Великой Отечественной войны

.1 Наука

.2 Народное образование. Высшая школа Казахстана

. Культура в годы Великой Отечественной войны

.1 Литература

.2 Искусство

.3 Интеллигенция и культура Казахстана в годы Великой Отечественной войны

. Культурно-просветительные учреждения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Актуальность данной работы обусловлена тем, что, не смотря на войну, Казахстанская наука активно развивалась, в годы великой Отечественной Войны в республике была образована Казахская Академия Наук(1945 г.).

В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Институт языка литературы и истории, позднее из него были образованы Институт языка и литературы и Институт истории. В этом же 1942 г. был образован Химико-металлургический институт, позднее он был разделён на институт химии и институт металлургии и обогащения, а в 1943-1945 гг. Институты почвоведенья и ботаники, зоологии и краевой патологии. Так же в эти годы в республики действовало 75 научных учреждений лабораторий и станций. В период эвакуации на территории Казахстана разместилось 20 крупных научно исследовательских центров (Институт физиологии АН СССР).

Не смотря на столь значительные успехи в развитии науки, надо отметить тот факт, что большинство научных изысканий было направленно, на повышение эффективности добычи угля, свинца, меди. А так же на повышение производственных мощностей уже имеющихся заводов. Так в эти годы группой академиков была проведена работа по мобилизации ресурсов Урала и Рудного Алтая.

Экспедициями Института геологии КАЗФАН выявлялись новые месторождения цветных металлов, группой академика Сатпаева были обнаружены и разведаны запасы металлических руд, обосновано строительство нового крупного металлургического комбината в центральном Казахстане.

Химиками были разработаны новые способы получения удобрений из каратауских фосфоритов, переработки местных типов нефти. Их усилиями, было налажено производство, ряда реактивов необходимых для производства стали. Учёными генетиками проводились исследования по выведению новых сортов озимой пшеницы, новых сортов огородно-бахчевых культур. Исенжулов, Бутарин работали над выведением новых пород скота.

Активно в этот период развивалась и история, советские учёные собирали материал по Великой Отечественной войне, а в 1943 г. в Казахстане выходит книга «история Казахстана с древнейших времён до наших дней». Переводятся на казахский язык некоторые произведения Ленина: «Военная программа пролетарской революции» и т.д.

В целом наука Казахстана, несмотря, на трудности военного периода, значительно шагнула вперёд, а так же окрепла в кадровом вопросе. Столь стремительное развитие Казахстанской науки, прежде всего, связано с тем, что в период войны на территории нашей республики находились многие видные учёные того времени.

В годы войны крайне тяжёлое положение сложилось у школ и учреждений высшего образования. У этого были свои причины, а именно: нехватка помещений, часть школьных помещений была отдана под госпиталя и частично под оборонные предприятия. В результате чего школы, да и многие высшие учебные заведения были вынуждены перейти на 2-3-х сменное обучение. И это в условиях, когда наблюдается резкое сокращение контингента учащихся и студентов. Что привело к тому, что были закрыты многие учительские училища и институты. В период войны наблюдается острая нехватка педагогических кадров, большинство учителей призывного возраста были отправлены на фронт. Но, не смотря на столь тяжёлое положение, школьные коллективы прилагали все свои силы для большего охвата детей обучением. Особое внимание уделялось детям сиротам, фронтовиков и инвалидов войны.

Объектом курсовой работы является: Казахстан в период Великой Отечественной войны.

Предметом курсовой работы является: наука и культура Казахстана в годы Великой Отечественной войны

Цель курсовой работы: рассмотреть и изучить научно-культурное состояние Казахстана в период Великой Отечественной войны.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Рассмотреть культурный аспект в условиях Великой Отечественной войны;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Рассмотреть научный аспект в условиях Великой Отечественной войны;

Проанализировать условия развития научно-культурного состояния в период войны, вклад казахстанской интеллигенции в развитие культурно-просветительной деятельности.

Обобщить и сделать вывод по научно-культурному аспекту, условиях развития, внесенного вклада в период того времени.

Методы исследования: анализ литературы, изучение и обобщение, исторический метод.

Особое внимание уделялось общеобразовательным предметам, таким как русский язык, математика история. Большое внимание уделялось контролю над качеством знаний, были введен экзамены в начальных классах, школах с семилетним образованием, а в средних школах аттестат на зрелость. Начиная с сорок третьего года, принимаются меры по укреплению образовательной базы. Шириться сеть вечерних школ, принимаются меры по возвращению школьных зданий. Отменяется плата за обучения учащихся-казахов в школах, техникумах, вузах. В начале войны в стране насчитывалось 20 вузов, 110 средних учебных заведений. Которые в годы войны продолжали активно готовить кадры. Вдобавок к ним в республику было эвакуировано свыше 20 вузов и 16 техникумов. Среди эвакуированных вузов были следующие: Московский авиационный институт, Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи, Крымский медицинский институт, Украинский государственный университет. За годы войны этими вузами было выпущено более 900 специалистов.

1. Наука в условиях Великой Отечественной войны

.1 Наука

война культурный научный казахстанский

Великая Отечественная война Советского Союза с фашистской Германией явилась суровым экзаменом и для работников науки и культуры.

Военная обстановка в какой-то мере затормозила дальнейшее интенсивное развитие науки. Однако некоторые ее направления, связанные с выполнением задач, выдвинутых условиями военного времени, стали развиваться ускоренными темпами. Этому в огромной степени способствовали постоянное внимание и помощь Коммунистической партии и Советского правительства, Президиума АН СССР в создании научных учреждений, а также в подготовке и укомплектовании их квалифицированными кадрами.

В 1942 г. при КазФАН СССР была организована аспирантура. За годы войны в ней проходили учебу 237 человек, защитили докторские и кандидатские диссертации 63 человека. Число научных и научно-технических работников КазФАН СССР к концу 1945 г. достигло 864 человека против 152 в 1940 г. Среди них 6 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, 57 докторов наук, 184 кандидата наук, в основном прибывших из АН СССР. В системе Казахского филиала ВАСХНИЛ было занято свыше 600 научных сотрудников, из них 34 доктора и кандидата наук.

В 1941 г. при КазФАН СССР была организована астрономическая обсерватория. Ее возглавили академик В.Г. Фесенков и член-корреспондент Г.А. Тихов. В 1942 г. создаются Институт языка, литературы и истории, Химико-металлургический институт, в 1943-1945 гг. — Институты почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии. Впоследствии Химико-металлургический институт был разделен на Институт химии и Институт металлургии и обогащения; Институт языка, литературы и истории — на Институт языка и литературы и Институт истории, археологии и этнографии, были созданы Институты энергетики и горного дела. [2].

К концу 1945 г. КазФАН СССР имел 16 институтов и семь секторов, ширилась научная проблематика. Ассигнования на исследовательскую работу увеличились в 11 раз. Всего же к концу 1945 г. в Казахстане насчитывалось 75 научных учреждений, лабораторий и станций.

В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук. Это яркое свидетельство огромной заботы Коммунистической партии о развитии науки в Советском Казахстане, важное событие в культурной жизни республики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В формировании научных кадров и развитии науки в Казахстане исключительную роль сыграли эвакуированные из западных районов страны научные силы. В годы войны в республике были размещены свыше 20 крупных научно-исследовательских институтов, среди них Институт физиологии АН СССР, Физико-механический институт АН УССР. Прибыли такие видные советские ученые, как академики И.И. Мещанинов, А.И. Прасолов, А.С. Орлов, М.М. Завадский, члены-корреспонденты В.А. Догель, Б.М. Козо-Полянский, Н.Н. Баранский, А.Б. Думганский, А.М. Панкратова, С.Е. Малов, Е.Ф. Истрина.

Казахская ССР с ее богатейшими природными ресурсами играла важную роль в снабжении фронта металлом, углем, нефтью и продовольствием. В сентябре 1941 г. была образована Комиссия Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Урала, распространившая свою деятельность и на ряд других восточных районов страны, в том числе и на Казахстан. В республике работала группа выдающихся советских ученых во главе с президентом АН СССР В. Комаровым.

Комиссия разработала пути дальнейшего повышения производственной мощности Карагандинского угольного бассейна,, медеплавильных комбинатов Центрального Казахстана, полиметаллических комбинатов Рудного Алтая и юга республики, Актюбинском завода ферросплавов, Урало-Эмбенских нефтепромыслов. Предложения Комиссии по вопросам черной металлургии в Центральном Казахстане, по расширению производственных мощностей существовавших металлургических предприятий были представлены правительству республики и направлены в ГКО и Госплан СССР.

В 1942 г. казахстанские ученые во главе с К.И. Сатпаевым завершили исследования и подсчитали запасы промышленных руд крупнейшего в Центральном Казахстане марганцевого месторождения. В том же году началась добыча и отправка на Урал марганцевых руд Джездинского месторождения. Исследовались богатства Большого Джезказгана. Ученые во главе с К.И. Сатпаевым обосновали возможность строительства крупного металлургического комбината в Центральном Казахстане и мощного завода ферросплавов 118 на базе новых железорудных месторождений. [4].

Экспедиции Института геологических наук КазФАН СССР и Казахского геологического управления (их число увеличилось с 48 в 1941 г. до 130 в 1944 г.) выявляли и изучали месторождения черных, цветных и редких металлов, нерудного сырья, горючих полезных ископаемых, водные и гидроэнергетические ресурсы республики. Только в 1943 г. экспедиции исследовали площадь в 25 тыс. кв. км и свыше 50 объектов. К концу войны было зафиксировано около 500 месторождений редких металлов — вольфрама, молибдена и олова, из них в 150 были разведаны и учтены запасы.

Форсированными темпами были разведаны новые шахтные поля в Караганде, завершен первый этап детальной разведки в Экибастузе. Было заложено 13 новых угольных шахт и открыто до 20 видов полезных ископаемых, новые месторождения нефти.

Большое внимание уделялось изучению почв, растительного покрова, животного мира и ландшафтных зон республики.

Химики разработали основные принципы технологии производства удобрений из каратауских фосфоритов, предложили технологию рациональной переработки местных типов нефти, производства редких металлов. Их усилиями было налажено производство ряда реактивов и химикатов, необходимых не только научным учреждениям, но и заводам и фабрикам для выполнения заказов фронта.

Ученые-медики республики в содружестве с крупнейшими специалистами и научными работниками Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова все свои изыскания посвятили благородному делу лечения раненых воинов Советской Армии. [11].

Казахским филиалом ВАСХНИЛ, Сектором физиологии и биохимии КазФАН СССР проводились опыты по выведению улучшенных сортов озимой и яровой пшеницы, новых сортов огородно-бахчевых и садовых растений. Ученые-генетики Н.С. Бутарин, А. Исенжулов, А.Н. Жандеркин работали над выведением новых пород сельскохозяйственных животных, главным образом овец.

Создание ряда специальных советов и комиссий, объединявших ученых различных отраслей знаний, позволило эффективно использовать научные силы для быстрейшей разработки проблем, имеющих оборонное значение. В октябре 1941 г. при Госплане Казахской ССР были организованы Научно-технический совет и постоянные научно-технические комиссии. Председатель КазФАН СССР К.И. Сатпаев возглавлял комиссию тяжелой промышленности, профессор М.И. Горяев руководил работой комиссии по легкой и пищевой промышленности. С октября 1941 г. по март 1942 г. Совет внес 148 важных народнохозяйственных предложений по развитию химической, горно-металлургической, легкой, пищевой промышленности и транспорта

КазФАН СССР за годы войны разработал и внес свыше 160 практических предложений, имевших большое народнохозяйственное и оборонное значение. Тесную связь с колхозами и совхозами республики осуществляли институты и кафедры вузов сельскохозяйственного и биологического профиля.

Плодотворно трудились эвакуированные научно-исследовательские институты. Так, Физико-технический институт АН УССР изучал проблемы физики атомного ядра, физики низких температур, твердого тела, природу электромагнитных колебаний.

В 1941-1944 гг. в Боровом математик С.Н. Бернштейн, физик Л.И. Мандельштам, химик Н. Д. Зелинский завершили подготовку к изданию научных трудов в области математики, теории колебаний и распространения радиоволн, а также органической химии, за что им были присуждены Государственные премии.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Экономисты республики совместно с учеными Института экономики АН СССР провели исследование трудовых ресурсов Казахстана в военные годы.

Великая Отечественная война вызвала огромный интерес к истории русского и других народов нашей страны. Ученые-историки собирали и изучали материалы Великой Отечественной войны, приступили к подготовке и изданию различных научных трудов и исследований. В 1943 г. вышла «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», явившаяся важным вкладом в историю науки и культуры Казахстана. Вместе с тем, как отмечалось в партийной печати, книга содержала некоторые серьезные ошибки, в ней, в частности, идеализировалось феодальное прошлое.

Институт истории партии при ЦК КП(б) Казахстана изучал вопросы участия трудящихся Казахстана в революционном движении, развития республиканской партийной организации. Институт осуществил перевод на казахский язык ряда произведений В.И. Ленина: «Социалистическое отечество в опасности», «Военная программа пролетарской революции», «Война и революция», «О германском и не германском шовинизме» и др.

Ученые Казахстана активно пропагандировали научные и политические знания в массах, разоблачали человеконенавистническую идеологию расизма. В начале октября 1942 г. на состоявшемся собрании в Алма-Ате было создано антифашистское бюро ученых республики. [3].

Признанием больших заслуг ученых Казахстана в развитии науки явилось награждение 75 видных ученых, инженеров орденами и медалями СССР 126. За выдающиеся работы в области геологической науки Государственные премии были присуждены К.И. Сатпаеву, Е.И. Антоновскому, Н.С. Грейверу, И.М. Маш-каре, А.А. Коноплянцеву и др.

Военная обстановка создала немалые трудности в работе школ, средних и высших учебных заведений. Часть помещений учебных заведений была отведена под госпитали, в отдельных случаях занята под оборонные предприятия. Школы и вузы перешли на двух-трехсменное обучение. Закрылись отдельные педагогические училища и учительские институты, объединялись техникумы. Многие педагоги, значительная часть старшеклассников призывного возраста и студенчества были призваны в армию. Ощущалась нехватка педагогических кадров, сократился контингент учащихся и студентов. Значительная часть подростков оставила школу и ушла на производство.

Несмотря на огромные трудности военного времени, партия и Советское государство проявляли большую заботу о народном образовании. Выделялись необходимые материальные ресурсы и дополнительные средства на нужды просвещения и культуры трудящихся. VII сессия Верховного Совета Казахской ССР первого созыва (апрель 1944 г.) утвердила бюджет на социально-культурные мероприятия на 179,9 млн. руб. больше, чем в 1943 г. Расходы на высшее и среднетехническое образование республики возросли по сравнению с 1943 г. на 80%.[14].

Органы народного образования, партийная и советская общественность принимали меры к возможно более полному охвату детей школьным обучением. Особым вниманием были окружены сироты, дети фронтовиков и инвалидов Отечественной войны.

Одним из ярких свидетельств заботы партии и правительства о развитии народного образования в Казахстане являлось освобождение учащихся-казахов и представителей других восточных национальностей во всех школах, техникумах и вузах от платы за обучение с января 1943 г. Были приняты меры по расширению сети вечерних школ рабочей молодежи, о подготовке учительских кадров в системе Наркомпроса, о порядке возвращения школьных зданий, используемых не по назначению.

Воспитание учащихся в духе ленинских заветов о защите социалистического. Отечества определяло содержание всей учебно-воспитательной работы советской школы. Большое внимание уделялось преподаванию общественных дисциплин, русского языка. Для улучшения качества обучения с 1944 г. в начальных и семилетних школах были введены выпускные экзамены, а в средних школах — экзамены на аттестат зрелости. Обучение военнообязанных русскому языку проводилось и по линии всевобуча. В школах была налажена военная и физическая подготовка учащихся. Суровые условия войны потребовали обязательного участия (без отрыва от учебы) школьников и студентов в общественном производстве.

В школе возросло число оборонных и физкультурных кружков, широко развернулось тимуровское движение, шефская работа над ранеными воинами в госпиталях, инвалидами войны и их семьями.

Учителя Казахстана, как и всей страны, своим неустанным трудом добивались выполнения учебной программы, воспитания детей в духе горячей любви к своей Родине. В результате их самоотверженного труда за четыре года войны школы Казахстана выпустили около 159 850 юношей и девушек с неполным средним и более 21 850 человек со средним образованием.

Исключительно большую роль в росте кадров советской интеллигенции, в развитии науки и культуры в годы войны сыграли высшая школа и средние технические учебные заведения. В начале войны в республике функционировало 20 высших и более ПО средних специальных учебных заведений. Несмотря на значительное сокращение контингента студенчества и преподавательского состава в связи с призывом в армию, вузы и техникумы продолжали подготовку кадров высшей и средней квалификации. Более одной трети профессорско-преподавательского состава вузов республики составляли эвакуированные ученые, среди них 2 академика, 3 члена-корреспондента АН СССР, 35 профессоров, 92 доцента. В вузах создавались новые факультеты, отделения и кафедры.

За первые два года войны вузы республики подготовили около 5 тыс., средние специальные учебные заведения — 6 599 специалистов. В 1943/44 учебном году для казахов, уйгуров и дунган были организованы подготовительные курсы по подготовке в вузы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Были созданы новые учебные заведения — Алма-Атинский государственный педагогический институт иностранных языков, Чимкентский технологический институт, Казахская государственная консерватория, Институт физической культуры, Казахский государственный женский педагогический институт. Число студентов возросло с 10,4 тыс. в 1941 г. до 15 тыс. в 1945 г. Несмотря на то, что за годы войны количество техникумов и специальных учебных заведений сократилось до 92, контингент учащихся сохранился примерно на довоенном уровне (30 тыс.)

Значительную работу по подготовке квалифицированных кадров в республике проделали эвакуированные учебные заведения (свыше 20 вузов и 16 техникумов). Только в Алма-Ате разместилось 11 вузов. Среди них-Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи, Московский институт иностранных языков; в Кзыл-Орде работали объединенный Украинский государственный университет (в составе Киевского и Харьковского университетов), Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Крымский медицинский институт. Только за 1942-1943 учебный год этими вузами было подготовлено более 900 специалистов [10].

Наряду с подготовкой кадров профессорско-преподавательский состав вузов и техникумов вел научно-исследовательскую работу. Кафедры вузов выполняли по заказам предприятий оборонной промышленности различного рода исследования. Так, в Казахском государственном университете им. С. . Кирова был разработан метод производства в местных условиях наркозного эфира, глюкозы, хлорэтила.

Исключительно полезную оборонного значения работу вели профессора и преподаватели Казахского горно-металлургического (ныне политехнического), медицинского, Московского авиационного и многих других институтов.

2. Культура в годы Великой Отечественной войны

.1 Литература

Мощным духовным оружием советского народа в военные годы стали литература и искусство. Писатели и поэты Казахстана достойно выполняли свой высокий патриотический долг. Около 90 писателей и поэтов Казахстана с оружием в руках сражались на фронтах Отечественной войны.

Центральной темой литературы стала защита социалистического Отечества. Каждое поэтическое произведение этого периода отражает биение миллионов сердец, страдание и боль, гнев и ненависть всего народа к фашистским захватчикам, героизм и мужество советского человека в его благородной цели.

Горячие поэтические строки вдохновляли воинов-фронтовиков: и тружеников тыла, вселяли уверенность в том, что правое дело советского народа победит. В публицистических произведениях писателя-фронтовика Б. Булкишева создан мужественный образ советской молодежи, которая все свои силы отдавала на то, чтобы изгнать врага с родной земли.

В «Комсомольской правде» систематически печатались его военные очерки. Его очерки-«Я хочу жить!», «Письмо сыну Востока», «Жизнь принадлежит нам», «Слушай, Кавказ!» и другие, переведенные на казахский-язык Г. Мусреповым, публиковались в республиканских газетах, их читали в тылу и на фронте, они рождали чувство ненависти к врагу.

Широкую известность получили многие сочинения художников слова: «Родина», «За Родину» Г. Орманова, «Ленинград» А. Тажибаева, партизанские стихи Ж. Саина, цикл стихов; о Балканах, Балатоне, Вене А. Сарсенбаева, лирика К. Аманжолова. Его «Поэма о Великой Отечественной войне», поэма «Абдулла» (позднее называлась «Легенда о смерти поэта») стали; значительным явлением в казахской советской поэзии.

Эти годы стали периодом дальнейшего творческого роста для тех, кто уже заявил о себе крупными произведениями в литературе 30-х годов. В ряды поэтов влились новые силы: Х. Ергалиев, С Мауленов, Дж. Мулдагалиев, С. Сеитов, К. Жармагамбетов, З. Каллауова и др.

Навсегда останутся в художественной летописи Великой Отечественной войны творения Джамбула «Приказ Родины», «Москве», «Поэма любви и гнева», «Выстоит племя богатырей», «Городу ленинских зорь». Особенно популярными стали его стихи «Ленинградцы, дети мои!». Песни Джамбула полны братской любви к народам СССР и ненависти к фашистским захватчикам.

Мужественные образы 28 гвардейцев-панфиловцев, капитана Гастелло, Зои Космодемьянской, Тулегена Тохтарова, Малика Габдуллина, Маншук Маметовой и других воспевали в своих произведениях Г. Орманов, X. Бекхожин, Т. Жароков, М. Хакимжанова. Подвиг 28 героев-панфиловцев стал темой поэтических произведений Н. Тихонова, М. Светлова, находившихся в то время в Алма-Ате.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Большой популярностью пользовались очерки, рассказы и стихи, кореспонденции и письма таких писателей-фронтовиков, как Б. Момышулы, М Габдуллин, Д. Снегин, П. Кузнецов, С. Муканов (в соответствии с рисунком 1).

Громадное воспитательное значение имела политическая публицистика мастеров художественного слова. Ведущие писатели и поэты Казахстана выезжали на фронт, на крупные промышленные центры, в колхозы, несли народу голос партии.

Поездки в Караганду и Балхаш дали М. О. Ауэзову интереснейший материал для ряда патриотических очерков («Когда зовет Родина», «Могучая песня конвейера» и др.), посвященных самоотверженному труду шахтеров Караганды и металлургов Балхаша. Г. Мусрепов в суровые годы войны написал очерки «Не отступим ни шагу», «Знамя и честь в наших руках», рассказы «Мужественная мать» (1942 г.), «Аклима» (1944 г.), повесть «Казахский батыр» (1944 г.), переработанный вариант которой известен читателям под названием «Солдат из Казахстана».

Рисунок 1. Писатель С. Муканов (справа) среди фронтовиков-казахов. Слева направо гвардии рядовой Махамбетов, Герой Советского Союза гвардии майор М. Габдуллин, гвардии майор X. Бакалиев

Среди художественных произведений, отражавших борьбу, жизнь колхозного крестьянства Казахстана в годы войны, выделяется повесть Г. Мустафина «Шыганак» о прославленном просоводе Чаганаке Берсиеве. В повестях А. Абишева «Молодое поколение» и Г. Сланова «Огнедышащая гора» раскрываются образы молодых героев-шахтеров и нефтяников, заменивших своих отцов и братьев, ушедших на защиту Родины.

В 1942 г. вышла в свет первая книга романа М. Ауэзова «Абай», поднявшая казахскую литературу на новую художественную ступень.

Горячий призыв к народу приложить все силы для победы над врагом, самоотверженность советских людей в труде, героизм в бою, патриотизм и дружба народов нашли яркое отражение как в письменной литературе, так и в устной поэзии акынов, в творчестве таких поэтов, как Нурпеис Байганин, Иса Байзаков, Кенен Азербаев, Абдыгали Сариев, Орынбай Тайманов, Калка Жапсарбаев, Омар Шипин, Шашубай Кошкарбаев и многих других. Эпические образы советских воинов создал Н. Байганин в поэмах «Ер туралы жыр» (о 28 героях-цанфиловцах) и «Жиырма бес» (о подвиге Героя Советского Союза Т. Тохтарова). В годы войны на новой основе развиваются айтысы — поэтические состязания казахских народных акынов-импровизаторов. Народные айтысы сыграли значительную роль в мобилизации Јил трудящихся республики на разгром врага.

Казахская советская литература развивалась в тесном контракте с братскими литературами, особенно с русской, украинской, белорусской. В Казахстан прибыло около 100 писателей и поэтов из Москвы, Ленинграда, Киева и других крупных го родов страны, среди них А. Толстой, Ф. Панферов, К. Паустовский, М. Зощенко, С. Маршак, С. Михалков, С. Сергеев-Ценский, О. Форш и др. А. Толстой, вернувшись из поездки на фронт в Алма-Ату, написал серию новелл под общим названием «Рассказы Ивана Сударева», работал над второй частью своей трилогии «Иван Грозный». С. Маршак, С. Михалков и другие писали публицистические статьи, стихотворные тексты к «Окнам ТАСС», басни, сатирические фельетоны, листовки.

Пребывание в Казахстане писателей братских республик имело большое значение для казахстанских писателей и поэтов, которые учились у них высокому мастерству, идейной целеустремленности, масштабности и глубине творческого видения.

Казахская литература в годы войны сыграла важную роль в идейном воспитании трудящихся республики в духе пролетарского интернационализма и советской национальной гордости. Она показала свою идейную и художественную зрелость, выступила как многожанровая литература, тесно связанная с жизнью и героической борьбой советского народа.

Основной темой литературных сюжетов в этот период стала война, героическая борьба советского народа с захватчиками. В поэзии этого периода воспевалась мужество советского солдата, уверенность в победе над фашизмом. А так же великая роль в победе, товарища Сталина. Поэтам времён войны удавалась создать яркий образ фашиста, которого они сравнивали со змеем и прочей чешуйчатой гадостью.

Широкую известность в эти годы получили произведения Аманжолова лирическая «Поэма о Великой Отечественной Войне», стихи Орманова «За Родину» и многие другие. Особое место в литературе этой эпохи занимает творчество прославленного казахского поэта Джамбула, его яркие стихи: «Ленинградцы дети мои», «Приказ Родины», «Москве» и др. Хорошо знакомы не только казахстанцам, но и всем народам бывшего СССР. Следом за творчеством Джамбула следуют творения писателей-фронтовиков: Б. Мамушулы, Габдулина, Снегина, Кузнецова.

Другим пластом литературного творчества являлось воспевание героического труда, тружеников тыла. Этому посвящены произведения М. Ауэзова: « Когда Родина зовёт», «Могучая песня конвейера». Мустафин и Абишев так же посвятили ряд своих произведений труженикам тыла, тем молодым ребятам, которые шли в шахты, на нефтяные вышки, на поля, заменяя своих отцов и братьев ушедших на фронт. Этой теме посвящены следующие произведения: «Шыгынак» и «Огненная гора».

.2 Искусство

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Несмотря на трудности военных лет, успешно развивалось и искусство Казахстана. В 1941 г. в республике работало 37 театральных и музыкальных учреждений.

В Казахстан было эвакуировано 23 художественных коллектива Москвы, Ленинграда, Киева и других городов страны. В их составе находились выдающиеся советские композиторы, артисты, деятели кино, художники, музыканты: Ю.А. Завадский, К.А. Мордвинов, Г.С. Уланова, В.П. Марецкая, Г. Рошаль, Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов) и др. Творческое общение русских и казахских деятелей искусств ускорило процесс развития самобытного профессионального художественного творчества казахского народа.

Событием в культурной жизни республики явилось окончание в ноябре 1941 г. строительства здания Государственного театра оперы и балета им. Абая. В конце войны в республике начал действовать Театр юного зрителя.

Коллектив Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая за время войны поставил на сцене 27 премьер на «казахском и русском языках 134. В 1942 г. на сцене театра шла первая опера на тему героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками — «Гвардия, алга!» («Гвардия, вперед!») композитора Е. Брусиловского по либретто С. Муканова. Композиторы Е. Брусиловскйй и М. Тулебаев создали оперу «Амангельды» по либретто Г. Мусрепова, композиторы А. Жуба нов и Л. Хамиди — оперу «Абай» по либретто М. Ауэзова. Театр поставил на казахском языке и классические оперы «Чио-Чио- Сан» Дж. Пуччини, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Большим успехом у зрителей пользовались балеты «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева и «Жизель» А. Адана при участии народной артистки РСФСР Г.С. Улановой. Появились на сцене театра и произведения оперного искусства народов братских республик — «Нергиз» (музыка М.М. Магомаева и Р.М. Глиера), «Аршин мал алан» (музыка У. Гаджибекова), «Даиси» (музыка Палиашвили).

Драматурги и деятели сценического искусства обогатили репертуар драматических театров республики новыми патриотическими постановками. Коллектив Казахского академического театра драмы поставил пьесу М. Ауэзова и А. Абишева «Намыс гвардиясы» (Гвардия чести»), посвященную Герою Советского- Союза генералу И.В. Панфилову и воинам 8-й гвардейской-стрелковой дивизии. Теме Отечественной войны были посвящены пьесы: «Сын сагатта» («Час испытаний») М. Ауэзова, «Бдительность» А. Абишева. Большим успехом пользовались пьесы Г. Мусрепова «Ахансере — Актокты», «Козы-корпеш и Баян-Сулу», М. Ауэзова «Кобланды». В 1943 г. театр поставил на казахском языке пьесу «Укрощение строптивой» В. Шекспира в переводе М. Ауэзова.

Много патриотических спектаклей было создано в дни воины артистами Республиканского русского театра драмы. Наиболее значительными из них являются спектакли «Ленин в 1918 году» Каплера и Златогорова, «Фельдмаршал Кутузов» Соловьева, «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Поединок» братьев Тур и Шейнина.

Плодотворно работали эвакуированные в Казахстан театральные коллективы. Так, коллектив Московского театра им. Моссовета в 1942 г. показал трудящимся Казахстана 7 премьер: «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» К. Симонова, «Накануне» Н. Афиногенова и др.

Большим успехом пользовались среди трудящихся спектакли Украинского ордена Ленина художественного академического театра им. Франко, Белорусского государственного драматического театра и др. Коллективы этих театров оказывали огромную творческую помощь местным театрам и драматическим кружкам республики. В свою очередь мастера казахского искусства помогали своим коллегам в изучении самобытной казахской советской культуры. За плодотворную работу в Казахстане и оказание творческой помощи местным театрам ведущим деятелям искусства эвакуированных коллективов было присвоено звание народных (Ю. Завадскому, В. Марецкой) и заслуженных (В. Мордвинову, П. Герага, В. Ванину, М. Виноградову) артистов Казахской ССР; бо

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

892

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке