Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации»

Обращая внимание на взаимоотношения Президента и федерального Правительства, нельзя не обратить внимание на вытекающую из них проблему. Эта проблема довольно обширна и в свою очередь подразделяется на ряд более мелких. Статья 11 Конституции РФ закрепляет, что: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют в Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Содержание

Введение

Глава 1. Правовой статус Президента

.1 Президент и исполнительная власть

.2 Президент и законодательная власть

Глава 2.Правовой статус Правительства РФ

.1 Статус Правительства РФ

.2 Полномочия Правительства

Глава 3. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Считается, что Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, то есть сочетает в себе черты парламентской и президентской республики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Однако, как свидетельствуют положения Конституции РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в конституционное законодательство, в последнее время складывается тенденция увеличения значения президентской власти по отношению к Правительству.

Конституционные полномочия Президента по взаимодействию органов государственной власти ориентированы на укрепление единства системы этой власти и позволяют ему в случае неразрешимых противоречий между парламентом и Правительством либо отправлять Правительство в отставку либо путем назначения выборов в Государственную Думу нормализовать политическую обстановку в стране. При оценке взаимоотношений федерального Правительства и Президента необходимо иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Президенту не только Конституцией, но и федеральными законами. Действующая Конституция не обусловливает только сегодняшнюю схему взаимоотношений Президента и Правительства, нынешнее положение, как отмечают отечественные государствоведы, является скорее свидетельством соответствующих политических ситуаций, нежели следствием конституционной доктрины.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данного исследования, рассматривающего вопросы взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ.

Цель работы — определить каковы должны быть взаимоотношения Президента с Правительством РФ, рассмотрев для этого точки зрений различных ученых, показать основные права и обязанности Президента РФ и как они соотносятся с принципом разделения властей.

Отсюда вытекают задачи курсовой работы:

Рассмотреть статус и полномочия Президента РФ.

Рассмотреть статус Правительства РФ,.

изучить особенности взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ.

Объект исследования — комплекс вопросов, связанных со статусом, полномочиями и взаимодействием Президента РФ и Правительства РФ.

Предмет исследования — Взаимодействие Президента Российской Федерации с Правительством РФ.

Методологическую основу исследования составляют философские методы, используемые всеми социальными науками, такие как социально философский метод и исторический подход к изучаемому материалу. Использовались и общенаучные методы познания: анализ, для расчленения понятий на части. Среди использованных частнонаучных методов можно назвать метод интерпретации использованный для раскрытия определенных понятий.

В работе использованы нормы действующего законодательства, а также ряд работ авторов по конституционному праву РФ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Структура курсовой работы включает:

) Правовой статус Президента;

) Президент и исполнительная власть;

) Президент и законодательная власть;

) Правовой статус Правительства РФ;

5) Статус Правительства РФ;

6) Полномочия Правительства;

) Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ

Глава 1. Правовой статус Президента

.1 Президент и исполнительная власть

Обращая внимание на взаимоотношения Президента и федерального Правительства, нельзя не обратить внимание на вытекающую из них проблему. Эта проблема довольно обширна и в свою очередь подразделяется на ряд более мелких. Статья 11 Конституции РФ закрепляет, что: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют в Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».Тем самым в чистом виде была отвергнута т. н. американская модель президентской республики и был сделан выбор в пользу разграничения функций и полномочий между главой государства (Президентом) и главой правительства (премьер-министром). Институт Президента вводился в России, прежде всего для укрепления исполнительной власти. Однако Конституция закрепляет за Президентом статус главы государства, а не исполнительной власти. Вместе с тем статус и полномочия Президента выдвигают на первое место цели и задачи укрепления государства, обеспечение конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у Правительства.

Согласно Конституции Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, что ставит его в некое исключительное положение по отношению ко всем другим органам государственной власти. В соответствии с другими конституционными нормами Президент является верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, имеет право издавать указы, вносить законодательные инициативы на рассмотрение Федерального Собрания, Назначать Председателя Правительства РФ, и ряд других лиц исполнительной власти, председательствовать на заседаниях Правительства и в любой момент по своему усмотрению отправить Правительство в отставку. Что позволяет сделать вывод о том, что в РФ Президент, не будучи главой Правительства, в то же время обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти. К тому же, несмотря на то, что по Конституции Правительством и входящими в него министерствами непосредственно руководит премьер-министр, ряд федеральных министерств и ведомств в настоящее время подведомственны не только премьеру, но и Президенту по вопросам закрепленными за ним Конституцией. И все же Президент руководит и принимает решения в сфере исполнительной власти: формирует Правительство, определяет политический курс, организацию и структуру федеральных органов исполнительной власти, контроль за их деятельностью. За Правительством остается лишь функция руководства социально экономическим блоком федеральных органов управления, а также весьма неясная координация тех органов управления, которые находятся в прямом ведении Президента. Это приводит к тому что:

. На конституционном уровне фактически созданы два центра руководства органами федеральной исполнительной власти при лидирующей роли Президента, а значит всегда будет остро стоять проблема разграничения их полномочий. Здесь нельзя забывать и об Администрации Президента, которая зачастую действует, как самостоятельная политическая сила под эгидой Президентского покровительства, как «второе Правительство». Причем политическая планка этого органа необоснованно завышена, нельзя ставить Администрацию Президента на один уровень с Правительством, ибо она выполняет хоть и важные, но качественно иные функции.

. Спорной представляется практика искусственного вычленения из прямого ведения Правительства многих федеральных министерств и ведомств. Что, в конечном счете, может привести к ослаблению коллегиального начала в работе Правительства и к бесконтрольности «силовых ведомств». Прямое подчинение силовых структур Президенту, при слабом контроле со стороны Парламента способствует самовозрастанию их значимости в жизни государства. В таких условиях вполне вероятны эксцессы силового давления на институты гражданского общества. Президент не в силах постоянно и лично контролировать эти органы и нет специализированного органа, могущего обеспечить контроль за их деятельностью. Совет же Безопасности пока не может подняться над ведомствами силового блока.

Следует отметить, что Правительство РФ осуществляет многие свои действия исходя из непосредственных указаний Президента. Исходя из этого, возникает вопрос о роли и месте Президента в системе высших органов исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, но реально это не означает, что вся полнота власти на федеральном уровне сосредоточена в руках Правительства, к тому же понятие «осуществляет» не исключает его интерпретацию в смысле, что Правительство осуществляет исполнительную власть, а Президент имеет над ней высший контроль. К тому же этот вывод вытекает из ст. 80 Конституции, где говорится, что именно Президент, а не глава Правительства осуществляет основные направления внутренней и внешней политики государства. Проблема подчинения Правительства Президенту, несмотря на то что Конституция говорит о Правительстве как высшей исполнительной, власти лежит на поверхности и на наш взгляд конечно же стоит согласиться с тем, что необходимо разделить компетенцию этих двух органов на законодательном уровне, причем начиная с конституционного.

О характере распределения полномочий между Президентом и Правительством наглядно свидетельствует сопоставление структуры Правительства и Администрации Президента.

.2 Президент и законодательная власть

Не обойдены проблемами и взаимоотношения Президента с законодательной властью. Важную роль в обеспечении представления интересов главы государства в парламенте отводится представителям Президента в палатах Федерального Собрания. Согласно действующему порядку эти полномочные представители Президента участвуют в заседаниях соответственно Совета Федераций и Государственной Думы без специального на то разрешения Президента. Полномочные представители Президента в палатах Федерального собрания от имени Президента:

представляют на заседаниях проекты конституционных законов о пересмотре Конституции и внесении поправок к ней, поправки к рассматриваемым в палатах законопроектам, обращения Президента;

привлекают к согласованию с соответствующей палатой экспертов для представления законопроектов Президента;

участвуют в формировании законопроектных работ.

Полномочный представитель Президента в Совете Федераций по поручению Президента РФ представляет в этой палате вносимые на утверждение указы и кандидатуры на должности. Полномочный представитель Президента в Государственной Думе по поручению Президента представляет в палате предлагаемые кандидатуры на должности Председателя Правительства, Центробанка, а также дипломатических представителей за рубежом. Но самая основная проблема взаимоотношений этих органов власти лежит в плоскости системы разделения властей. Интересна в этом отношении точка зрения Ожиганова Э.

В Российской Федерации вместо провозглашаемого в Конституции принципа разделения властей действует принцип объединения властных полномочий в одном институте, стоящем над всеми ветвями власти, что и является основным источником коллизий в законодательстве и роста напряженности во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями. В такой системе не может быть правильно поставлена и решена проблема организации парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти.

Сам факт не включения Президента Конституцией ни в одну из трех властей не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента. Худшим вариантом было бы признание в Конституции наряду с тремя ветвями власти, еще четвертой президентской. В этом случае (хотя это бы было и логично) в правовом отношении институт Президента встал бы над всеми ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности.

Не менее важна и остро стоящая проблема подзаконности указов и распоряжений Президента. Согласно ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Однако есть и оппоненты, не считающие подзаконный характер указов столь очевидным. Они подтверждают, что указы не должны противоречить Конституции и действующим законам, но заполнение правовых пробелов с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов считают вполне естественным и правомерным. Но в правовом государстве, провозглашенном в Конституции проблемы такого рода должны решаться не явочным порядком «кто быстрее решит на своем уровне», а на уровне установленного Конституцией порядка. На практике же с помощью указов Президент не только заполняет законодательные пробелы, но и иногда входит в противоречие с федеральными законами.

Не убедителен и аргумент, что Указы Президента акты не главы исполнительной власти, а акты главы государства. Сам по себе титул главы государства не дает особой законодательной силы его решениям, если Конституция прямо не предусматривает разделения полномочий законодательной власти на парламент и Президента, что иногда встречается в законодательной практике. Конечно, же нормативные акты Президента должны иметь подзаконный характер, однако в этом случае неясно как должен действовать Президент, если практическая необходимость государственного управления требует правового регулирования, но в данной конкретной сфере его деятельности пока нет федерального закона.

В последнее время складывается практика расширенного толкования нормотворческой компетенции Президента, оправдывающей вторжение Президента в сферу законодательства. Сторонники сильной президентской власти ограничивают его компетенцию лишь одним условием — он не может издавать указы по вопросам уже регламентированным федеральным законодательством. Впоследствии этого многие вопросы оказываются в сфере компетенции как Президента так и парламента. Подобное положение вещей не совпадает с принципом разделения властей, однако на наш взгляд логически подтверждает то, что Президент является высшей четвертой ветвью власти. Практическим выходом из тупиковой ситуации совместной компетенции разных по своим функциям и назначениям государственных органов является внесение поправок в Конституцию, четко распределяющих полномочия Президента, Правительства и парламента.

Согласно Конституции принятие указов Президентом и постановлений Правительством возможен на основе и во исполнение законодательства. Однако в последнее время тенденция наращивания президентских полномочий выходит за рамки Конституции.

И все же практика опережающего принятия подзаконных актов в сфере экономики государственного и общественного устройства по тем вопросам которые не регламентированы законами представляется неизбежной в связи с пробелами в действующей Конституции.

президент правительство полномочия исполнительный

Глава 2. Правовой статус Правительства РФ

.1 Статус Правительства РФ

В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Таким образом, закон закрепляет основы правового статуса Правительства Российской Федерации.

Правительство — орган государственной власти. Непосредственного определения термина «государственная власть» в отечественном законодательстве не содержится.

Однако, взяв за основу определение А.В.Малько, можно характеризовать государственную власть как распространяющееся на все общество и осуществляемое специально уполномоченными лицами и органами публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть — это один из способов осуществления власти народа. Согласно ч.1, 2 ст. 3 Основного закона Российской Федерации, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Устойчивость власти декларирует ч. 4 ст. 3 Конституции: никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Ст.10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей. Согласно данной статье, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст.11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. По сути, часть вторая этой статьи дублирует положения ст.110 Конституции РФ о целевом направлении деятельности Правительства и отнесении данного органа к исполнительной ветви власти.

Закон закрепляет две основные характеристики Правительства как органа государственной власти:

Правительство возглавляет систему органов исполнительной власти;

данная часть подчеркивает коллегиальный характер осуществления деятельности Правительства РФ, неслучайно в обиходе и средствах массовой информации Правительство иногда называют «кабинетом министров». Коллегиальный характер деятельности означает, что ни одно лицо не может присвоить себе всю полноту власти и правомочий данного органа. Все решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно.

Непосредственно коллегиальный состав Правительства раскрывается в ч.2 ст.110 Конституции РФ и ст.6 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В данных нормах указывается, что Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Согласно ст.2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

То есть, данная статья определяет источники правового регулирования деятельности Правительства РФ. К таким источникам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и указы Президента РФ.

На первом месте среди нормативных актов, на основании которых осуществляется деятельность Правительства РФ, называется Конституция РФ.

.2 Полномочия Правительства РФ

К нормам Конституции РФ, прямо регулирующим деятельность Правительства, относятся положения ч.1 ст.11, ч.4 ст.78, главы 6 и ст.134 Основного закона. Часть 1 ст.11 Конституции относит Правительство РФ к органам, непосредственно осуществляющим государственную власть. Нормы ч.4 ст.78 Конституции вменяют в обязанность Президенту РФ совместно с Правительством обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Глава 6 Основного закона регламентирует состав Правительства, порядок его формирования, полномочия Председателя Правительства, функции и основные направления деятельности Правительства, определяет издаваемые Правительством нормативные акты, обязывает Правительство слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, регулирует такие основания прекращения деятельности Правительства, как отставка, «вотум недоверия», сложение полномочий. Статья 134 Конституции наделяет Правительство правом внесения предложений о пересмотре Конституции или внесении в нее поправок.

Следующей по объему, после Конституции, юридической силой обладают федеральные конституционные законы. Они принимаются по вопросам, органически связанным с Конституцией, и регулируют наиболее важные правоотношения. ФКЗ «О Правительстве РФ» регламентирует основы деятельности Правительства Российской Федерации: его состав и порядок формирования; полномочия Правительства РФ; саму организацию деятельности (полномочия отдельных членов Правительства, порядок проведения заседаний Правительства и т.д.); закрепляет основы взаимоотношений Правительства с Президентом РФ, Федеральным собранием, судебными органами, органами государственной власти субъектов РФ; определяет порядок обеспечения деятельности Правительства РФ.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения военного положения регулирует Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».

Среди федеральных законов, регламентирующих отдельные вопросы деятельности Правительства, в первую очередь необходимо назвать кодифицированные нормативные акты: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и др.

К следующей группе источников, составляющих нормативную основу деятельности Правительства РФ, относятся нормативные указы Президента РФ.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со ст.113 Конституции Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Свою основную функцию по определению основных направлений деятельности Правительства РФ и организации его работы Председатель Правительства РФ обязан осуществлять в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента РФ. Верховенство Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов относится к важным принципам деятельности Правительства.

Согласно ст.114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Таким образом, компетенция Правительства РФ предусматривается Конституцией в самом общем виде.

Глава 3. Взаимодействие Президента РФ и Правительства РФ

Конституция РФ 1993 года не закрепляет за Президентом статуса главы исполнительной власти, de jure он — глава государства, что вытекает из легальной формулы части 1 статьи 80. Исполнительную власть, согласно статье 110, осуществляет Правительство РФ, которым руководит Председатель Правительства.

Однако анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в сфере исполнительной власти глава государства обладает весьма широким кругом полномочий, а Правительство попросту находится в зависимом от него положении. На это обращают внимание очень многие ученые-юристы. Кроме того, примечательно, что применительно к самому Правительству в Конституции используется глагол «осуществляет», но не «возглавляет» исполнительную власть.

Очень многие статьи Конституции указывают на то, что de facto именно Президент является главой исполнительной власти. Так, согласно пункту «а» статьи 83 и части 1 статьи 111, Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой (ч.2 ст.111 Конституции РФ). Нижняя палата парламента должна рассмотреть представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения (ч.3 ст.111 Конституции РФ). Если же Государственная Дума троекратно отклонит предложенные Президентом кандидатуры, то он распускает ее, назначает новые выборы и уже самостоятельно решает вопрос о назначении Председателя Правительства (ч.4 ст. 111 Конституции РФ).

В 1998 году Президент РФ Б.Н.Ельцин трижды вносил в Государственную Думу кандидатуру С.В.Кириенко на пост Председателя Правительства. Государственная Дума с третьей попытки утвердила его, но обратилась в Конституционный Суд с запросом о конституционности такой практики (когда Президент трижды вносит одну и ту же кандидатуру). В Постановлении от 11 декабря 1998 года № 28-П Суд разъяснил депутатскому корпусу, что Президент вправе представлять одного и того же кандидата на должность Председателя Правительства дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

В соответствии с пунктом «д» статьи 83 и частью 2 статьи 112 Конституции РФ Президент по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Эта процедура не регулируется ни одним нормативным актом и, кроме того, по мнению отдельных ученых-юристов, носит чисто номинальный характер. На деле Президент, как правило, сам решает, кто будет входить в состав Правительства.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти. Данное положение вызвало у нижней палаты парламента недопонимание в части того, что все-таки понимается под системой и структурой федеральных органов исполнительной власти и каким актом эта система должна утверждаться (федеральным законом или президентским указом). Конституционный Суд в своем Постановлении от 27 января 1999 года № 2-П разъяснил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов; система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ. В качестве примера таких актов можно назвать Указ Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

Помимо этого, Президент также наделен правом принимать решение о коллективной отставке Правительства (п.«в» ст.83 и ч.2 ст.117 Конституции РФ). Решить это глава государства может единолично, без консультаций с кем-либо. Особенно активно данным правом пользовался первый Президент РФ Б.Н.Ельцин. Так, в 1998-1999 годах он сменил шесть Правительств.

Вообще же Конституция предусматривает всего пять случаев отставки Правительства. Согласно статьям 116 и 117: 1) Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом; 2) Правительство по собственной инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; 3) Президент может сам принять решение об отставке Правительства; 4) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству постановлением, принятым большинством голосов от общего числа ее депутатов (после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об его отставке либо не согласиться с решением Государственной Думы; в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу); 5) Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству (если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов).

В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до формирования нового состава (ч.5 ст.117 Конституции РФ).

На практике действия главы государства в связи с отставкой Правительства далеко не всегда соответствовали «букве закона». Так, в частности, они противоречили нормам Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

Подчиненный характер Правительства по отношению к главе государства проявляется также в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п.«б» ст.83 Конституции РФ). И именно Председатель Правительства временно выполняет обязанности главы государства, когда тот не в состоянии их осуществлять (ч.3 ст.92 Конституции РФ).

Весьма характерно и то, что в своих посланиях парламенту Президент не раз отмечал, что берет на себя выполнение ряда важных функций государственного управления.

По сей день не теряет актуальности проблема обеспечения независимости Правительства, которое должно самостоятельно решать социально-экономические вопросы. Анализ президентских указов (особенно периода 90-х годов прошлого века) показывает, что многие из них непосредственно затрагивают сферу экономики, а это, как верно отмечается в правовой литературе, является очевидным ущемлением полномочий Правительства. Для исключения такого рода «дублирования» необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», которые более четко регламентировали бы полномочия Правительства в социальной и экономической сферах. Безусловно, Правительство должно работать во взаимодействии с Президентом, его Администрацией, но в то же время оно должно быть свободно от их постоянного и всеобъемлющего «кураторства».

Частью 3 статьи 115 Конституции РФ предусматривается весьма важное право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, а также указам Президента. В этом случае Президент рассматривается в качестве фактического главы Правительства, так как, как известно, нормативный акт может быть отменен только тем органом государственной власти, который издал этот акт, или же вышестоящим органом, в чьем подчинении он находится. Но на практике Президент крайне редко отменяет постановления или распоряжения Правительства. В основном он просто дает поручение о пересмотре (приостановлении) того или иного правительственного акта. Поэтому можно сделать вывод, что данное право главы государства в основном носит «резервный» характер. Необходимо отметить, что это конституционное положение предусматривает право, а не обязанность главы государства. То есть получается, что Президент может просто взять и не отменить акт Правительства, противоречащий Конституции. Здесь наблюдается вполне очевидное противоречие части 2 статьи 80 и части 1 статьи 82, согласно которым Президент, являясь гарантом Конституции, обязан ее защищать.

В статье 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», посвященной особенностям руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти, отмечается, что Президент РФ, будучи по Конституции Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности РФ, своими указами и распоряжениями направляет деятельность органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данная статья подчеркивает главенствующую роль Президента по отношению к вышеперечисленным федеральным органам исполнительной власти.

В Указе Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» конкретно определены такие органы: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Данный перечень не вполне соответствует статье 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Так, например, в ней ничего не говорится об органах юстиции, но в президентском Указе Министерство юстиции присутствует.

По мнению В.Е.Чиркина, такое положение, когда «Президент уделяет неодинаковое внимание различным ведомствам, поддерживая более тесные контакты с ключевыми министерствами… подрывает саму коллегию Правительства». Очень точно подметил и Ю.А.Дмитриев, что, «с одной стороны, Президент с учетом всех его конституционных полномочий просто физически не в состоянии повседневно руководить и контролировать деятельность такого количества ведомств, а с другой стороны, их руководители, формально входя в состав Правительства, оказываются выведены из-под контроля его Председателя». Правительству же остается координировать деятельность данных органов, издавая постановления и распоряжения с формулировками «во исполнение» или «в соответствии» с указом Президента РФ.

Это является следствием того, что Основной Закон особо выделяет две сферы непосредственного руководства Президента, теснейшим образом связанные с исполнительной властью: обороноспособность и безопасность. Так, согласно пункту «ж» статьи 83 Конституции РФ, глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности, совещательный орган при Президенте, включающий Министра обороны, Министра иностранных дел, Министра внутренних дел и ряд других высших должностных лиц, назначаемых Президентом. Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой политики в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности хотя и не относится к органам исполнительной власти, но играет весьма важную роль в части координации деятельности ведомств «силового блока».

Говоря о многообразных президентских полномочиях, следует обязательно упомянуть об Администрации Президента РФ, так как на нее возлагается обеспечение их эффективного осуществления. Так же как и Совет Безопасности, Администрация Президента не является органом исполнительной власти, но, так же как он, играет огромную роль в части координации их деятельности.

В соответствии с пунктом «и» статьи 83 Конституции РФ Президент наделен правом формирования своей Администрации (именно с принятием Конституции РФ в 1993 году Администрация Президента получила закрепление на конституционном уровне). Конституцией, правда, не определен характер этого органа, поэтому представляется, что статус и основные функции Администрации должны определяться Президентом по его усмотрению.

Согласно действующему Положению об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года № 490,Администрация — это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента и осуществляющий контроль за исполнением решений Президента РФ.

Президенту принадлежит ключевая роль в деле формирования данного органа и осуществления руководства им. Он осуществляет общее руководство Администрацией. Вместе с тем определен круг должностных лиц Администрации, которые непосредственно подчинены главе государства. Это Руководитель Администрации, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента, пресс-секретарь Президента, Руководитель протокола Президента, полномочные представители Президента в федеральных округах, советники Президента, полномочные представители Президента в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде, старшие референты и референты Президента, Секретарь Совета Безопасности.

Структура Администрации Президента за годы ее существования неоднократно менялась. Одни подразделения упразднялись, другие создавались, однако роль Администрации, выступавшей порой как «тайный орден» или «теневое правительство», всегда была чрезвычайно велика. Это проявляется, в частности, в том, что в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» проекты решений Правительства по вопросам, где полномочия Президента и Правительства пересекаются (например, по вопросам охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности), в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента на согласование. Кроме того, надо понимать, что тот воистину огромный объем полномочий, который закреплен Конституцией за главой государства, просто физически не может осуществляться одним лицом. Президенту с этой «нагрузкой» помогает справиться его Администрация.

Укреплению президентской власти призвана служить и важная конституционная норма о назначении и освобождении Президентом своих полномочных представителей (п.«к» ст.83). В Администрации Президента были введены соответствующие должности полномочных представителей Президента в Совете Федерации, Государственной Думе и Конституционном Суде.

Таким образом, Президент Российской Федерации предстает одновременно и в качестве главы государства, конституционно дистанцированного от всех ветвей власти, но при этом обладающего одновременно значительной частью полномочий каждой из них и (или) не менее эффективными механизмами воздействия на них, и в качестве фактического руководителя федеральных органов исполнительной власти.

Нередко такое смешение функций главы государства и фактического руководителя Правительства оценивается крайне негативно. Однако следует помнить, что Россия всю жизнь тяготела к самодержавию и что «концепция разделения властей, являющаяся непреложным постулатом демократии, имеет, прежде всего, ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современных условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых формах».

Российская модель института президентства, нашедшая отражение в Конституции РФ 1993 года, конечно, довольно самобытна и не вполне вписывается в традиционные схемы организации президентской власти. И думается, что ее своеобразие объясняется, в том числе, особенностями исторического развития России, ее культуры и даже геополитического положения.

Заключение

Сложный характер отношений между Президентом РФ и Правительством РФ заложен в нормах самой Конституции России.

Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

Так, воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ. По сути, Президент РФ самостоятельно (с соблюдением установленной процедуры) назначает Председателя Правительства России.

Президент РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ. Да и сам порядок управления Правительством РФ имеет двойственный характер. Это проявляется как в процедуре управления Правительством в целом, так и в управлении отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Неоднозначно в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. При комплексном анализе конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ.

Таким образом, в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, но и кардинально воздействует на Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти России.

Юридически, не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

Исходя из изложенного, российская модель института президентства, нашедшая отражение в Конституции РФ, является своеобразной, так как не вполне вписывается в традиционные схемы организации президентской власти. Как видится, ее самобытность объясняется, в том числе, особенностями развития России в мировой истории.

Список использованной литературы

. Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»//Собрание законодательства РФ. (ред. от 12.03.2014)

. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. (ред. от 12.03.2014)

. Указ Президента РФ от 12.05.2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ. (ред. от 12.03.2014)

№ 20. Ст.2290.

. Указ Президента РФ от 06.04.2004 года № 490 «Об утверждении Положения об администрации Президента Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. (ред. от 12.03.2014)

№ 15. Ст.1395.

. Указ Президента РФ от 10.06.1994 года № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.. (ред. от 12.03.2014)

№ 7. Ст.697.

. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 года № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации»//Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 3.

. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 года № 28-П «ПО делу о толковании положений части 4 статьи 11 Конституции Российской Федерации»//Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 2.

. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации//Административное право и процесс. 2007. № 2.

. Дмитриев Ю.А. Президентство в России как реликт монархической власти//Право и жизнь. 2014 № 20.

. Зуйков А. Российская модель института президентства по Конституции 1993 года: основные положения//Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 5.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (3-е издание, переработанное и дополненное). — М.: Юристъ, 2004.

. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный)/Под ред. Ю.А.Дмитриева. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. — М.: Издательство Института проблем риска, 2006.

. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления//Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5.

. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (постатейный). — М.: 2006.

. Тихомиров Ю.А. Критерии конституционности правовых актов//Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2015. № 2.

. Чиркин В. Е. Конституционное право России. Учебник. Юристъ, 2015.

. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. -2014г.

. Чиркин В.Е. Президентская власть//Государство и право. 2014г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1017

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке