Ключевые слова: качество образования, научно-исследовательская работа, студенты конференции, выставки.
Образование в Российской Федерации – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства [2]. Обеспечение качества образования должно базироваться на высоком профессиональном уровне профессорско-преподавательского состава, инновационных педагогических и научно-исследовательских технологиях, современной материально-технической базе.
С целью повышения качества образовательных услуг необходимо создавать условия для привлечения студентов Красноярского государственного аграрного университета к научно-исследовательской и научно-практической деятельности. По мнению Ф.Э. Шереги, научная деятельность должна оказывать воздействие на реализацию всех ведущих функций высшего образования: профессиональную, социализационную, коммуникативную, продуктивную, стратификационную, мировоззренческую, экономическую, распределительную, инновационную [3].
Предполагается, что сущность процесса подготовки специалиста состоит в формировании индивидуального мышления студента, которое позволит ему адаптироваться к любой профессиональной деятельности в выбранном направлении и к любой форме повышения квалификации. Фундаментальные знания будут служить при этом средством адаптации и специализации. Самостоятельная работа студента становится основным средством воспитания. Отсюда возникает важнейшая проблема профессионально-образовательных технологий обучения младших курсов — научить студента учиться самостоятельно. В этом процессе формирования навыков самостоятельной работы, как нового качества самостоятельности, связанного с профессиональными притязаниями, важную роль играет студенческое научное общество (СНО), основным назначением которого является развитие творческих способностей студента путем соединения образования с научными исследованиями [1].
Важную роль в вовлечении студентов в научную деятельность играют формы научной работы, предложение интересной тематики, хорошая информационная поддержка и консультации наставников-преподавателей. Это решающие факторы повышения интереса студентов к науке.
Основными итоговыми формами участия студентов в научно-исследовательской работе (НИР) являются внутривузовские научные мероприятия – конференции, олимпиады по специальности. Преподаватели института землеустройства, кадастров и природообустройства (ИЗКиП) ведут активную деятельность в организации научно-исследовательской работы студентов. Студенты ИЗКиП участвуют в различных научно-практических конференциях, посещают всевозможные семинары и профильные выставки.
Например, выставки, проводимые на базе института призваны познакомить студентов ИЗКиП с имеющейся в библиотеке Красноярского ГАУ учебной литературой, показать историю выбранной ими специальности и привлечь к более глубокому изучению дисциплин учебного плана.
Данный вид деятельности является очень важной составной частью в подготовке всесторонне развитых, высококвалифицированных бакалавров, и магистров по направлению землеустройство и кадастры. Поэтому к подготовке выставок привлекаются студенты, принимающие участие в научно-исследовательской работе. Особенно сильное впечатление такая работа производит на первокурсников. Они сразу чувствуют свою вовлечённость в жизнь института, общественную полезность своего труда.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В институте землеустройства, кадастров и природообустройства активно функционирует студенческое научное общество (СНО). Его участники ведут научно-исследовательскую деятельность, углубленно рассматривают отдельные вопросы учебного плана, изучают темы, которые из-за ограниченности аудиторных занятий не удалось включить в программу дисциплин. Результаты своей дополнительной работы студенты в виде докладов представляют на конференциях.
Научно-практическая конференция «Геодезия. Современное состояние и перспективы развития» традиционно проходит в ИЗКиП Красноярского ГАУ с 2004 года. Ежегодно определяется актуальная проблема конференции. В 2004 году конференция была посвящена 105 годовщине со дня рождения геодезиста и писателя Федосеева Григория Анисимовича (1899–1968); в 2009 г. – 90-летию создания Высшего Геодезического Управления (ВГУ), 230-летию создания межевого училища; 2013 г. – 94-ой годовщине создания ВГУ.
Доклады студенты готовят по материалам музейной коллекции лаборатории истории геодезии и картографии, в соответствии с заявленными направлениями конференций. Темы докладов достаточно разносторонние: «Первая климатическая карта Европейской части России в XIX веке»;
«Государственные акты на вечное пользование землей колхозам в советский период»; «План полосы отвода Красноярской железной дороги как эпизод участия геодезистов в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)» и т.д. Выступления сопровождаются ёмкими презентациями. Огромный иллюстрационный материал, представленный в них, позволял полностью раскрыть излагаемую тему.
Престиж НИР и значимость участия в конференциях подкреплялись ещё и тем, что иногда на этих конференциях перед студентами делают доклады о своей работе выдающиеся учёные известные в России и за рубежом. Особенный интерес у студентов вызвал доклад профессора, доктора сельскохозяйственных наук И.М. Данилина из института леса им. Сукачёва, о работах по использованию лидаров для дистанционного зондирования земли.
Научная деятельность для студентов – это более высокий уровень обучения, но они слабо связывают ее со своей будущей деятельностью. Современный студент понимает, что занятие наукой не может быть сферой постоянной деятельности. У студентов отсутствует четкое понимание, в чем смысл научной работы, как научная деятельность повысит функциональность получаемого высшего образования и поможет в дальнейшей самореализации на рынке труда. Именно поэтому профессорско-преподавательскому составу Красноярского ГАУ необходимо шире пропагандировать и объяснять значение научно-исследовательской работы, иллюстрируя это достижениями ученых; мотивировать и поощрять студентов активно участвующих в НИР.
Список использованных источников
1. Айснер, Л.Ю. Теоретические и методологические основы профессионального образования / Л.Ю.Айснер, Т.В.Терешонок, О.В.Богдан // В книге: Компетентностный подход в образовании. — Ульяновск, 2016. — С. 42-56.
2. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.– 2012.– 3 303.– С. 2–10.
3. Шереги, Ф.Э. Дисфункциональность российского высшего профессионального образования / Ф.Э. Шереги // Альма матер.– 2010. – № 1.– С. 21–28.