Ключевые слова: высшая школа, проблемное обучение, проблемная ситуация, познавательная деятельность, мотивация обучения, творческая способность.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность решения вопросов, связанных с формированием новой научно-технической среды, внедрением современных технологий и техники является качество подготовки студентов в высших учебных заведениях.

Современный этап научно-технического прогресса требует от выпускников ВУЗов развития способностей к самообразованию по выбранной специальности, что достигается наличием устойчивого интереса студентов к своей будущей деятельности, развитием их творческих способностей.

С учетом специфики преподаваемой дисциплины и подготовленности учебной группы преподаватели высшей школы применяют различные приемы и методы активизации познавательной деятельности студентов [1, с.111]. Основная цель преподавателей по активизации познавательной деятельности студентов – это развитие творческой способности студентов. Творческая деятельность предполагает обширные знания, высоко развитое логическое мышление, способность предвидеть результаты исследования. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения:

  • обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала;
  • подготовить студентов к активному участию в производственной деятельности, развить способности к самообразованию;
  • воплощать в жизнь научно-технические решения;
  • быстро осваивать новые специальности в рыночных условиях.

Ведущий принцип психологии обучения утверждает, что способности человека развиваются в процессе деятельности и следовательно задача преподавателей ВУЗов – организовать активную познавательную деятельность студентов.

Проблемное обучение в отличие от традиционного обучения, в котором также всегда использовались приемы развития творческой познавательной деятельности, интенсивно начало разрабатываться в разных странах с 60-х годов прошлого века в связи с началом освоения космоса, когда начали возникать сложные оптимизационные задачи, связанные с запуском и управлением искусственных спутников земли, космической навигацией и связью, внедрением ЭВМ в системы управления [2, с.128].. Сложные проблемы решались также в нефтегазовой промышленности, робототехнике, медицине и других областях. Именно в это время перед средней и высшей школами общество выдвинуло задачу развития творческих познавательных способностей учащихся как первоочередную.

В традиционном обучении считается, что проблемное обучение начинается с постановки учебной проблемы. На лекциях, при выполнении лабораторных работ при традиционном обучении всегда выдвигаются познавательные задачи занятия, которые можно рассматривать как проблемы для предстоящего изучения.

В соответствии с основными закономерностями творческой познавательной деятельности [1,с.80], проблемное обучение должно начинаться с организации проблемной ситуации, а не с формулировки учебных проблем. С.Л.Рубинштейн так высказывается по вопросу проблемной ситуации [3, с.369] – «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Проблемные задачи (вопросы) существуют объективно и независимо от познающего субъекта. Чтобы у студента возникла потребность в решении проблемной задачи, она не только должна быть усвоена им, но и получить его личную оценку, стать для него значимой на основе его мотивации обучения. Поэтому в традиционном обучении преподаватель не только формулирует познавательные задачи проводимого занятия, но и вызывает к ним интерес обучаемых – рассказывает о значении изучаемого вопроса для науки и техники, истории его возникновения и решениях, роли отечественных и зарубежных ученых. [4, с.97].

Создание проблемных ситуаций предполагает привлечение обучаемого к такой деятельности, в ходе которой он сталкиваются с факторами, противоречащими его жизненному опыту, сложившейся системе знаний. Эти противоречивые факты затрагивают его лично, побуждая разобраться в вопросе, выделить причину возникшего расхождения. В этом случае проблема рождается из первоначального анализа проблемной ситуации, который сопровождается особым психологическим состоянием, переживанием познавательного затруднения и одновременно пониманием того, что истина находится гдето рядом, надо лишь подумать. Эта доступность правильного решения очень важна для организации проблемного обучения. Преподаватель не должен ставить вопросы студенту, ответы на которые совсем не захватывают систему уже сформированных знаний и поэтому не доступны обучаемому. Проблемная ситуация обеспечивает одновременно и появление интереса к изучаемому вопросу, и включение его в активный познавательный поиск.

Проблемное обучение в высшей школе, являясь одной из активных форм учебного процесса, предполагает сочетание известного и неизвестного для студента материала, что требует от него самостоятельного научного поиска недостающих знаний.

Проблемное обучение в высшей школе имеет ряд своих особенностей, а именно [1, с.349]:

  • создание условий, обеспечивающих решение проблемы исходя из реальной деятельности специалиста данного профиля;
  • анализ известных факторов, оказывающих влияние на постановку и решение поставленных задач;
  • подход к решению проблемы на основе использования соответствующих методов науки;
  • оптимальный выбор путей решения данной проблемы.

Проблемное обучение требует от студентов аналитико-синтетической деятельности, предполагает более глубокое сочетание индуктивного и дедуктивного методов организации мыслительной деятельности, знание путей модельного построения проблемных ситуаций. Решение проблемных задач в основном происходит на основе логических суждений, но не исключает и применение эвристик. Для решения сложных проблем могут создаваться сложные математические имитационные модели, для решения которых используется ЭВМ.

Каждый человек способен в какой-то мере к творчеству, однако уровень творческих способностей у людей различен и для выявления наиболее способных и талантливых следует создавать атмосферу научного поиска. Учебная и научная работа позволяет выделить способных и одаренных студентов по следующим признакам: широта и глубина мышления, творческое воображение, речевая деятельность, развитая воля, самодисциплина, выраженная направленность к деятельности в определенной области. Это требует от преподавателей пристального наблюдения и проверки устойчивости к целенаправленной творческой деятельности. Как творческое воображение, так и творческая деятельность студентов требует соответствующей мотивации и достаточной обоснованности [1, с.233].

Правильно поставленное проблемное обучение в ВУЗе имеет большое воспитательное значение, позволяет привлечь наиболее способных студентов к научно-исследовательской работе, которая составляет единое целое с научно-методической, учебной и воспитательной деятельностью. В процессе обучения студенты должны приобрести практический опыт участия в научно-исследовательской работе с ведущими преподавателями ВУЗа. Они должны овладевать не только учебной информацией, но и профессиональным мышлением преподавателя, которое вырабатывается в непосредственном контакте с ним в процессе длительного учебного взаимодействия. Результаты проведенных научных исследований могут найти отражение в выпускных квалификационных работах студентов.

От качества подготовки выпускников высшей школы зависит решение сложных задач, которые стоят сейчас перед нашей страной. Современный молодой специалист должен быть подготовлен к изменениям, вызванными современными темпами научно-технического прогресса, к пониманию относительности полученных знаний и необходимости непрерывного образования в течение всей жизни. Поэтому одна из главных задач высшей школы – сформировать интерес и умение овладевать новыми знаниями, а также способность к нестандартному творческому мышлению. Проблемное обучение обладает большими возможностями по формированию таких качеств.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Список использованных источников

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и мето ды. Учеб.-метод. пособие. М: Высшая школа, 1980. – 368с.
2. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 160с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т.1. – М.: Педагогика, 1989. – 488с.
4. Веников В.А., Шнейберг Я.А. Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин (на примере электротехники и электроэнергетики): Учеб.метод. пособие для студентов и преподавателей вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984. – 112с.