Ключевые слова: чтение, мода, феномен, книги, читательская мода, литературная мода.

Книжная культура подвержена моде: в ней наблюдаются циклическая смена читательских предпочтений и их стандартизация в определённые промежутки времени, знаковость тех или иных художественных текстов и другие характерные атрибуты феномена читательской моды. Как пишет современный исследователь круга чтения подрастающего поколения, «в эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остаётся и источником знаний, и духовным наставником и собеседником как для взрослого читателя, так и для школьника. В то же время под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге» [3, с. 147]. В читательской моде как важном факторе обращения к книге предметом анализа становятся, прежде всего, не конкретные произведения или авторы, а отношение к ним, проявляющееся в действиях и суждениях людей. Читательская мода может устанавливаться на все доступные читателю тексты, если они выдвигаются в ряд культурных ценностей. Актуальность темы определяется тем, что изучение различных проявлений моды в сфере, связанной с чтением и литературой, имеет особое значение в наше время глобальной ломки социальных стереотипов, а, порой, и смещения системы ценностей. Важно понять, как мода проявляет себя в книжной культуре, каковы границы её влияния на подрастающее поколение, поддаётся ли она целенаправленному воздействию, каково ее негативное и позитивное влияние на детей и подростков.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Зарождение научного подхода к проявлениям моды в чтении связано, прежде всего, с именем Н.А. Рубакина. Учёный назвал читательскую моду одной из причин широкого распространения некоторых книг и рассмотрел зависимость этого явления от таких факторов, как общественные настроения и потребности. Именно благодаря этим факторам из массива литературы формируется круг актуального чтения. Мода, по мнению современного исследователя, явление вторичное по отношению к кругу чтения и в то же время является средством его закрепления [См.: 1, с. 78]. Термины «чтение» и «мода» сегодня ставятся рядом преимущественно в таком контексте: «чтение снова в моде», «сделаем чтение модным занятием» или, напротив, «читать не модно», «как сделать, чтобы чтение снова стало модным» и т. д. Другой контекст употребления термина мода применительно к сфере чтения – «модные книги», «модные писатели», «модные имена», «модные жанры», «модные темы» [См.: 2, с. 7]. Мода в чтении имеет как общие, характерные для моды признаки, так и специфические. К специфическим относится ярко выраженный групповой характер моды в чтении, локальность распространения в различных средах, замедленный ритм изменений, завуалированный характер моды, ее стремление к маскировке под индивидуальные интересы и вкусы. Наиболее очевидными проявлениями феномена моды в книжной сфере являются мода на чтение, читательская мода, литературная мода.

Мода на чтение – это своего рода питательная среда, обусловливающая вовлечение людей в книжное пространство; явление позитивное, которое свидетельствует о высоком авторитете книги, поддерживает в обществе систему позитивных представлений о читательской деятельности. Мода на чтение означает, что чтение престижное, одобряемое, значимое для многих занятие; включенность в чтение означает обладание ценными для общества характеристиками. Если мода на чтение достигает стадии господства, даже люди, для которых чтение не является потребностью и культурной привычкой, стараются читать. Мода на чтение стимулирует проведение бесед о прочитанном, обсуждение литературы, обмен книгами, приобретение их в личную библиотеку. Она выступает в качестве проводника культурных ценностей [См.: 2, с. 9]. Чтение модно и престижно в тех социальных средах, где востребованы и высоко ценятся качества, достигаемые с помощью чтения книг: богатая речь, эрудиция, интеллектуальность, высокая культура, острота мышления, развитое воображение, коммуникативные способности и т. д. [См.: 2, с. 10].

Книги становятся модными или перестают быть модными в зависимости от того, какие стандарты поведения по отношению к ним приняты в обществе в какой-либо промежуток времени. Читательская мода в данном контексте выступает как явление, производное от объективно обусловленной популярности, вторичное по отношению к ней. Вместе с тем мода закрепляет круг чтения. Эмпирическими признаками читательской моды являются синхронная стандартизированность читательских предпочтений и их диахронная изменчивость, динамичность; демонстративность поведения читателей (завышение признаков начитанности, подчеркивание обладания книгами, причастности к модным именам и т. д.). Личностный смысл читательской деятельности, стимулируемой модой, отражается в мотивах чтения и установках по отношению к определённым авторам и их произведениям. Одним из проявлений читательской моды в историко-методическом аспекте являлось «приохочивание» учащихся к чтению с помощью школьных литературных бесед, которые опирались, прежде всего, на: «чтение каждым учеником разбираемого произведения в полном объёме (а не в отрывках и переложениях); составление руководящих вопросов для изучения избранного произведения»; предварительное обдумывание этих вопросов каждым из участвующих в беседе…» [4, с. 155].

Люди, находящиеся в орбите читательской моды в её современной научной интерпретации, ориентируются при чтении на окружающих, они читают не для себя, а для приобретения социальных выгод в общении со значимыми людьми. Читательская мода – явление групповое, своеобразно преломляющееся в различных социальных средах [2, с. 13]. Основные области проявления читательской моды: нормы читательского поведения, литературные объекты, определённые авторы, литературные темы, жанры, стили; общественные или личные формы потребления книги; институты книжного дела — носители информации; коммуникативные каналы распространения информации о литературе [См.: 2, с. 14]. Таким образом, о читательской моде можно говорить и в узком смысле, обозначая данным понятием определенное отношение к книгам, и в широком, охватывая различные элементы читательского поведения. Читательская мода распространяется почти на все внешние проявления деятельности, связанной с книгой и чтением, и развивается «изнутри» уже сформировавшейся моды на данный род занятий. В этом смысле можно определить читательскую моду как динамичную стандартизированную форму поведения различных групп читателей, которая проявляется в демонстративном следовании нормам данных групп с целью приобретения определенных идентификационных знаков. Мода рождает популярность, которая может быть обусловлена как стремлениями и интересами читателей, так и их желанием не отставать от других. Когда читатели читают не для себя, а для того, чтобы показать уровень собственной культуры, подчеркнуть свою «модность». Можно выделить несколько определений читательской моды.

Читательская мода – это поведение читателей, которое проявляется в демонстративно-избирательном отношении к тем или иным произведениям. Модны не сами по себе произведения, а поведение по отношению к ним [См.: 1, с. 75]. Также читательскую моду можно определить как динамичную форму поведения различных групп читателей, которая проявляется в демонстративно избирательном отношении к произведениям в соответствии с принятыми в данных группах культурными нормами». Базируясь на предложенных выше определениях, под читательской модой С.В. Гуськова понимает «динамичную стандартизованную форму поведения групп читателей, которая проявляется в демонстративном следовании нормам этих групп» [5, с. 3241]. Читательскую моду часто путают с литературной модой, что ошибочно, потому что читательская мода формируется в сфере потребления продукта культуры (книги, журнала, газеты и других изданий в традиционной или электронной форме), а литературная мода существует в сфере создания различных текстов, в авторской среде. Литературная мода формируется в основном писателями, публицистами, учеными; ей подчинена научно-популярная, учебная, научная литература. Последнее время читательскую моду формируют читательские премии  (в России это, прежде всего, «Букер» и «Большая книга»).

Завершая рассмотрение читательской моды как важного фактора развития современной книжной культуры и культуры в целом, следует подчеркнуть, что читательская мода – в первую очередь, поведение читателей, которое проявляется в демонстративно-избирательном отношении к текстам. Читательская мода динамична и самопрезентативна; она может быть обусловлена и истинными достоинствами произведения, и также желанием оставаться в орбите модных трендов в чтении. Пребывая в русле читательской моды, читатель ориентируется на предпочтения окружающих его людей: он воспринимает текст так, как это принято в замкнутой группе значимых и авторитетных для него индивидуумов.

Список использованных источников

1. Аскарова В.Я. Изучение читательской моды как средство совершенствования руководства чтением художественной литературы: дисс.. канд. пед. наук: Ленинград, – 1984. – 251 c.
2. Аскарова В.Я. Развитие взглядов на моду в чтении: от эстетико-педагогического подхода к междисциплинарному // Вестник культуры и искусств. – 2012. Т. 30. – № 2. – С. 74-82.
3. Гетманская Е.В. Круг чтения школьника: к постановке проблемы // European Scientific Conference: сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции, 7 марта 2017 года. Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: «Наука и Просвещение», – 2017. – С. 147-149.
4. Гетманская Е.В. Преемственность литературного образования от средней к высшей школе в российской традиции XVII – XIX веков. М.: Экон-Информ, –2011. – 213 с.
5. Гуськова С.В. Феномен читательской моды: региональный аспект / С.В. Гуськова, Ю.А. Погорелова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. Т. 20. – С. 3241-3245.