Ключевые слова: динамика и качество приема студентов, показатели качественного состава профессорско – преподавательских кадров, интерактивные методы, презентации, оценка эффективности, компьютерные симуляции, профессионально — ориентированный подход.

1. Особенности преподавания

Укажем особенности преподавания математических дисциплин в ТГСХА согласно определению основных показателей учебно – методической, научной и воспитательной работы. 1.1 Динамика приёма студентов на очную и заочную форму обучения по укрупнённым группам специальностей (направлений) за 2014 год представлена на рис.1.

Рис. 1

Рис. 1

Имеется бюджетная и платная форма обучения. О качестве приёма студентов, зачисленных на 1 курс, свидетельствует средний балл ЕГЭ (по данным 2014 года), который на очном отделении составил 50 баллов, а на заочном – 48,6 и в целом по академии имеет тенденцию роста. Анализ приёма позволяет делать вывод об увеличении конкурса по всем направлениям.

1.2. По результатам интернет – тестирования доля студентов академии на уровне обученности не ниже второго уровня составляет 86%, что соответствует аккредитационным требованиям.

1.3. Показатели качественного состава профессорско – преподавательских кадров соответствуют аккредитационным нормативам (рис. 2, 3).

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

1.4. В академии организовано обучение по получению второго высшего образования. Из математических дисциплин читаются теории игр, методы оптимальных решений, эконометрика.

1.5. Введена (уже второй год) индивидуальная форма обучения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

1.6. Немалый процент обучаемых, которые недостаточно хорошо знают базовую часть школьного курса.

1.7. Все учащиеся отрицательно относятся к ЕГЭ.

1.8. Много обучается иностранных студентов из Туркмении, которые плохо знают русский язык.

1.9. Широкое использование компьютерного тестирования при оценке знаний. Обучаемые по – разному относятся к такой форме контроля, примерно, 20 – 30 % предпочитают ответ по билетам и беседу с преподавателем.

1.10. По всем математическим дисциплинам, связанным с разного рода моделированием (игровым, эконометрическим, статистическим, вероятностным, экономико – математическим), все занятия проводятся в компьютерных классах, на многих лекциях используются презентации. Работа в компьютерных классах нравится всем обучаемым. Что же касается презентативной формы чтения лекций, то здесь мнения разделились в соотношении: 50% за эту форму, 50% — против, т.е. предпочтение отдают чтению лекций по – старинке, когда учащиеся пишут излагаемый математический материал «за рукой преподавателя». По мнению многих преподавателей математики ТГСХА наиболее рациональной является такая форма чтения лекций, когда презентации составляют 5 – 10 кадров, представляющих собой систематизированное изложение большого информативного материала, представленного объёмными таблицами, графиками, громоздкими математическими выражениями. Однако, такие презентации имеют весомое значение лишь только в том случае, если будут продублированы раздаточным материалом, который раздаётся обучаемым перед лекцией, а затем вклеивается в конспект. Опорный конспект по – прежнему играет ведущую роль в формировании знаний.

1.11. В процесс обучения по математическим дисциплинам внедрены разработанные автором инновационные технологии обучения, связанные с классификацией обучаемых по группам успеваемости на основе байесовского правила [1], эконометрическими моделями показателей качества учебного процесса [2], синергетическим эффектом объединения признаков в сложной системе организационного управления [3], оценкой эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе [4], оценкой качества учебно-тематического плана [5], системным подходом к процессу получения и формирования знаний [6], организацией сбалансированной работы учащихся [7], определением оптимальных модулей и компетентности обучаемых [8], сетевым планированием и управлением формированием компетенций [9], интеллектуальной информационной системой оптимального контроля знаний [10], учебными динамическими сценами [11].

1.12. Широкое использование интерактивных методов (мозговой штурм, ромашка, разбор ситуаций, дискуссия, кейс – метод). Вовлечение в игру, например, использование интерактивного метода «Морской бой».

1.13. Большое внимание на лекциях и практических занятиях уделяется патриотическому воспитанию. Для разрядки на занятиях и лекциях преподаватель делает 5 – ти — минутные сообщения из истории развития математики, о выдающихся учёных, прежде всего отечественных учёных. Такие сообщения могут делать и сами учащиеся. Это воспитывает чувство гордости, кроме того, учащиеся проникаются сознанием того, что для достижения цели надо много работать, путь к вершине «не усыпан розами», должна быть одержимость, непреодолимое желание к свершениям. И они это тоже смогут, если только очень — очень захотят.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1.14. В академии существуют различные научные студенческие кружки (в том числе по математическим дисциплинам), на которых рассматриваются вопросы, связанные с математическим моделирование экономических задач, проблемами растениеводства, животноводства, моделированием бытовых ситуаций. Например, имеется кружок по тематике – «Применение математических методов в социально – производственной сфере».

2. Пути повышения качества преподавания

Перечислим основные пути повышения качества преподавания на примере ТГСХА.

2.1. Прежде всего должен быть профессионально – ориентированный подход, заключающийся в использовании прикладных задач предметной области специализации. Для этого следует сделать анализ прикладных задач, провести их типизацию, определить требования, предъявляемые к учебным прикладным задачам, составлению методики решения и исследования прикладных задач в учебном процессе. Следует отметить значение прикладных задач в курсе математики для повышения интереса к обучению. Поиск прикладной задачи является творческим процессом. Он начинается с внимательного изучения учебной литературы по специальным и общетехническим дисциплинам с целью выявления профессиональной задачи, для решения которой целесообразно построить математическую модель, решение которой и анализ этого математического решения позволяют сделать практические выводы. При этом методика решения построенной модели должна существенным образом иллюстрировать изучаемый в данный момент раздел математики и убеждать студентов в необходимости математического образования для более глубокого овладения профессией.

Требования к прикладной задаче сформулированы в [12]. Это прикладные экономические задачи, возникающие при работе агрофирм, коммерческих предприятий, информационных, торговых, транспортных, энергетических систем. На практических занятиях разбираются математические задачи, с которыми будут встречаться на практике агрономы, зооинженеры, механизаторы.

2.2. Развитие интереса – главная движущая сила учебного процесса. Профессионально – ориентированный подход стимулирует эту силу. Ещё один толчок этому стимулированию даёт процесс привлечения наиболее способных студентов к научно – исследовательской работе уже на первом курсе. Кроме того, одной из основных составляющих развития интереса и своеобразной «разрядки» являются задачи юмористического характера, в частности, из социально – бытовой сферы. Например, векторные модели музыкальных произведений, характеров людей, кулинарных блюд [13].

2.3. Как показывает опыт преподавания математических дисциплин, связанных с различного рода моделированием, — эконометрики, теории игр, теории вероятностей, статистики, экономико – математического моделирования – очень продуктивным является использование на практических и лабораторных занятиях метода компьютерных симуляций, представляющих собой пошаговую компьютерную алгоритмизацию решения задач, сводящуюся к работе с компьютером – репетитором [14]. Студенты с большим энтузиазмом и интересом осваивают такой материал. Неплохо было бы использовать этот опыт на практических занятиях и по таким дисциплинам, как математика у менеджеров, инженеров, на технологическом факультете, линейная алгебра, математический анализ (экономисты), специальные главы математики и прикладная математика (инженерный факультет).

2.4. Одна из возможных реализаций оптимального овладения компетенциями – шире привлекать самих студентов к решению этой задачи. Так, в ТГСХА при изучении курса математического анализа для реализации компетенций ПК – 14, ПК – 15, направленных на ознакомление студентов с учебно – методической работой преподавателя, выделилась группа студентов, которые по собственному желанию стали участвовать в подготовке учебно – методического обеспечения: совершенствовали под руководством преподавателя макеты программ, научились по программам записывать тематические планы, практиковались в разработке интерактивного метода «Ромашка», трое студентов под руководством преподавателя прочитали лекции с упором на применение математического аппарата в экономической сфере.

2.5. По – прежнему очень актуальным для оптимизации процесса обучения является дифференцированный подход к обучаемым. В соответствии с их математической подготовкой на предшествующих ступенях обучения, учащимся предлагаются индивидуальные задания, оценённые по соответствующей балльной шкале.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.6. Тесный контакт с учащимися – залог успеха. На лекциях, на практических (лабораторных) занятиях, в учебное и не учебное время необходим тесный контакт преподавателя с учащимися. Во время чтения лекций и проведения занятий широко используются активные (общение преподавателя с учащимися) и интерактивные ( общение преподавателя с учащимися и учащихся друг с другом) методы. Необходимо шире использовать такие методы как «Дискуссия», «Разбор ситуаций», «Морской бой», «Интеллектуальный футбол». Это способствует развитию интереса, индивидуальной и коллективной творческой мысли, способности принимать решения, обосновывая их. Периодически на лекциях и занятиях преподаватель должен уделять немного времени воспитательным беседам по развитию патриотизма (гордость за отечественную науку и её представителей). Во время консультации преподаватель не только объясняет непонятные моменты, принимает «отработки», но и старается вникнуть в проблемы каждого учащегося, чтобы рационально организовать учебный процесс.

2.7. Негативное отношение к математике, сложившееся, к сожалению, у некоторых обучаемых ещё в школьных стенах, нейтрализуется, например, экскурсом в историю развития математики и примерами из жизни и творчества учёных – математиков, а также вовлечением таких студентов в исследовательскую работу по решению некоторых несложных бытовых ситуаций типа: влюблённый юноша должен в кратчайшее время добраться до пункта, где проживает девушка, или решение конфликтных семейных ситуаций и т. п.

2.8. Рейтинговая система обучения во многом является мобилизующим рычагом активизации и повышения качества процесса обучения. Как показывает опыт, все студенты стараются получить побольше баллов во время учебного процесса. Пропущенная часть лекций и занятий обрабатывается (часто по инициативе самих студентов), часть студентов ходатайствуют о дополнительных индивидуальных заданиях для лучшего усвоения учебного материала.

2.9. Шире использовать перечисленные в §1 инновационные технологии.

Список использованных источников

1. Ганичева А.В. Использование классификации обучаемых по группам успеваемости для повышения эффективности учебного процесса // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. тр. 7–ой межд. ИНТЕРНЕТ-конф. Таганрог. М: Изд-во «Спутник+», 2010. С. 23-27.
2. Ганичева А.В. Эконометрические модели показателей качества учебного процесса // Материалы Всерос. науч. конф., вып. 9. Тверь: ТГТУ, 2009. С. 197-204.
3. Ганичева А.В. Синергетический эффект объединения признаков в слож-ной системе организационного управления // Синергетика в естественных науках: материалы межд. междис. науч. конф. Пятые Юбилейные Курдюмовские чтения, Тверь: ТГУ, 2009. С. 328-333.
4. Ганичева А.В. Модели оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе // Журнал научных публикаций «Дискуссия». Тематический выпуск «Инновации гуманитарных и естественных наук». Екатеринбург: УГТУ, 2010. С.
5. Ганичева А.В. Методика оценки качества учебно-тематического плана // Образования в 21 веке: материалы всерос. конф., вып. 11. Тверь: ТГТУ, 2011. С.82-87.
6. Ганичева А.В. Системный подход к процессу получения и формирования знаний // В мире научных открытий. Серия «Математика. Механика. Информатика». 2011. №112. С. 83-102.
7. Ганичева А.В. Организация сбалансированной системы самостоятельной работы учащихся // Синергетика в естественных науках: материалы межд. междис. науч. конф. Восьмые Курдюмовские чтения, Тверь: ТГУ, 2012. С. 260-263.
8. Ганичева А.В. Метод определения оптимальных модулей и компетентности обучаемых // Качество. Инновации. Образование. 2013. №10. С. 19-23.
9. Ганичева А.В. Сетевое планирование и управление формированием компетенций и компетентности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология». 2014. Вып. 3. С. 81 – 90.
10. Ганичева А.В. Интеллектуальная информационная система оптимального контроля знаний // Политем. сетевой электр. науч. журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал Куб-ГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: Куб-ГАУ. 2014. №07(101). IDA [article ID]: 1011407019. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/19.pdf
11. Ганичева А.В. Учебные динамические сцены // Научно-образовательная информационная среда XXI века». Петрозаводск, 15 — 18 сентября 2014 года. С. 42 – 46
12. Ганичева А.В. Профессионально – ориентированный подход к преподаванию математических дисциплин в сельскохозяйственных вузах // Инновационные образовательные технологии и методы их реализации в формате ФГОС ВПО: сб. тр. Всерос. науч. – метод. конф., Тверь: Тверская ГСХА, 2014. С. 193 – 196.
13. Ганичева А.В. Развитие интереса – движущая сила учебного процесса // Инновационные образовательные технологии и методы их реализации в формате ФГОС ВПО: сб. тр. Всерос. науч. – метод. конф., Тверь: Тверская ГСХА, 2014. С. 200 – 203.
14. Ганичев А.В. Интерактивное учебное занятие по математической статистике // Инновационные образовательные технологии и методы их реализации в формате ФГОС ВПО: сб. тр. Всерос. науч. – метод. конф., Тверь: Тверская ГСХА, 2014. С. 203 – 208.