Ключевые слова: противодействие, коррупция, государство.
Понятие коррупция раскрывается в ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].
В настоящее время в мире нет ни одного государства, в котором бы совершенно отсутствовала коррупция. Однако во многих развитых зарубежных государствах создана действенная система пресечения коррупции, сформирована атмосфера нетерпимости общества в целом к этому опасному социальному явлению. Следует признать, что подтверждается также данными проведенных в РФ исследований, коррупция в органах публичной власти в настоящее время еще не получила соответствующего общественного осуждения. В настоящее время некоторые служащие органов власти расценивают взятку как практически «легальную» прибавку к основному заработку. При этом представители коммерческой сферы и все чаще простые граждане вполне терпимо относятся к фактам коррупции среди государственных служащих. Так, многие граждане убеждены в возможности решения большинства имеющихся проблем с помощью коррупции.
По оценкам специалистов годовая коррупция в России достигает примерно одной трети бюджета страны; взяточничеством «охвачена» значительная часть бизнесменов, бизнес без взяток в стране практически не развивается; коррупция, ее масштабы и социальные последствия как система отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти, является серьезным препятствием на пути социально-экономического развития страны и успешного выполнения стратегических национальных программ.
Согласно данным, предоставленным порталом правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ[2], за 2016 год было зарегистрировано порядка 9 900 преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ст. 291 УК РФ (дача взятки) [3].По сравнению с 2015 годом в России зарегистрированных преступлений по статье 291 УК РФ (дача взятки ) снизилось на 32 %, А по статье 290 УК РФ (получение взятки) на 7 %.
Также в тексте ФЗ «О противодействии коррупции»[3] раскрывается понятие противодействия коррупции, как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В числе источников права, регулирующих вопросы антикоррупционной политики наряду с ФЗ «О противодействии коррупции»; стоит отметить Национальный план противодействия коррупции[1], утверждаемый указом Президента РФ на каждые 2 года.
Национальный план состоит из нескольких разделов. В первом по счету говорится о необходимости разработки законодательных мер, нацеленных на борьбу с коррупцией. Стоит отметить, принятие ФЗ, который был упомянут выше, анонсировалось именно в Национальном плане. В первом же разделе документа был дано определение того, что такое противодействие коррупции, какого рода мероприятия должны осуществляться в рамках соответствующих активностей и кем. Также в этой части документа были изложены необходимые задачи, стоящие перед государством.
В Национальном плане были изложены следующие концептуальные тезисы, отражающие направления работы в этой области, такие как:
1) совершенствование структуры органов государственного управления, оптимизация вверенных в отношении каждого полномочий;
2) необходимость разработать меры противодействия коррупции на уровне формирования сред, в которых выполняют свои трудовые и служебные обязанности сотрудники государственных и муниципальных органов;
3) утверждение особого рода стандартов противодействия коррупции в зависимости от конкретной сферы социальной деятельности;
4) гарантия доступности правосудия, совершенствование механизмов рассмотрения споров в досудебном порядке [3].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
План по борьбе с коррупцией должен стать составной частью программы построения эффективного государства. Несомненно, что такая программа должна носить также общенациональный характер.
В целом можно сказать, что основным приоритетом Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами ее реализации – предупреждение и профилактика коррупции, ужесточение уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.
Список использованных источников
1. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 21.04.2017).
2. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы» (ред. от 15.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 15, ст. 1729.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Собрание законодательства РФ (ред. от 03.04.2017), 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.