Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Реформирование высшей школы в Беларуси в контексте интеграции образовательного пространства в Европе»

Аннотация. Конвергенционные процессы в европейском образовании сегодня воплощают социокультурное измерение европейской интеграции в целом как политикообразующий фактор, в значительной степени детерминирующий векторы развития стран.

Ключевые слова: европейская интеграция, Болонская декларация, европейские образовательные программы, реформирование высшей школы в Беларуси, компетентностная модель.

Идеи европейской интеграции исторически берут свое начало еще на заре XX века и первоначально базировались исключительно на соображениях политического, экономического и исторического характера, среди которых акценты взаимодополняющего экономического и взаиморазвивающего научно-технического сотрудничества, бесспорно, превалировали. Вторая мировая война породила ряд препятствий на пути развития и практического воплощения в Европе интеграционных идей в силу возникшей многолетней непримиримой вражды между Францией и Германией – странами, которым изначально приписывалась роль движущих сил европейской интеграции. И если интеграция в политической сфере никак не могла сдвинуться с мертвой точки в течение десятилетий, начиная со злополучных 1940-х гг., то в других сферах, в частности экономической, наблюдалось прогрессивное и вполне динамичное центростремительное движение.

Моментом рождения истинного наднационального европейского сообщества сегодня считается 9 мая 1950 г. – день знакового выступления Роберта Шумана (министра иностранных дел Франции) с инициативой отраслевого объединения стран, в частности Франции и Западной Германии, что и воплотилось в создании Европейского объединения угля и стали – предшественника Европейского Союза (ЕС) (договор от 7 февраля 1993 г.). Знаковым в контексте реалий отечественной истории представляется факт ежегодного празднования нашими соседями 9 мая Дня Европы и запечатленное в истории почетное «звание» Шумана как «отца-основателя» Европейского Союза. Озвученная Шуманом инициатива, известная сегодня как Декларация Шумана (План Шумана) – проект, разработанный Жаном Моне, французским предпринимателем и государственным деятелем, именуемым сегодня еще одним «отцом Европы». Будучи инициатором и координатором совместных действий Франции и Великобритании в годы Первой и Второй мировых войн, Жан Моне в середине XX в. стал разработчиком идеи хозяйственного возрождения Европы через создание общих рынков и отраслей, что, по его глубокому убеждению, делало невозможным тайное использование любым государством (читаем – «Германией») этих ресурсов для каких-либо милитаристских целей. Как видим, в идее экономического объединения уже тогда прослеживалось гуманистическое содержание идейного поля европейской интеграции – единение Европы ради безопасности и развития.

Сегодня ЕС консолидируется двумя способами: политико-институциональным и социокультурным. Но, как замечает Д.Б. Казаринова: «Европейской интеграции ˂…˃ не хватает социокультурного измерения. Если экономическое объединение могло развиваться исключительно по принципу секторальной интеграции, то переход к политическому единству невозможен без создания общего социального, культурного и духовного поля» [5]. Труднодостижимость последнего очевидна в силу крупномасштабного разрастания Европейского Союза, в том числе за счет «анклавов культур неевропейского происхождения» [5], что актуализирует значимость межкультурного диалога в сфере развития человеческого потенциала и «интеллектуального производства».

Сегодня высшее образование (интеллектуальное производство) признается в роли бесспорного политикообразующего фактора, в значительной степени детерминирующего векторы развития стран, и не только европейских. Как известно, «отсутствие взаимодействия в сфере высшего образование сегодня влечет за собой, по сути, сворачивание сотрудничества в социально-экономической сфере завтра» [6].

С момента подписания в 1999 г. Болонской декларации, давшей название процессу европейской интеграции в области образования, реформа в этой сфере фактически стала приоритетной областью развития в Европе. Если быть лаконичным, то суть этой декларации сводится к следующему: а) двухуровневая система высшего образования (бакалавр, магистр); б) единый учет процесса обучения через кредитную систему; в) независимый контроль качества образования через уровень знаний и умений; г) академическая мобильность студентов и преподавателей; д) применимость знаний выпускников университетов в Европе: востребованность специальностей и перспектива трудоустройства по специальности [4, с. 101]. Объединение европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, помимо прочего, имеет масштабную цель повышения привлекательности европейского образования и экспорта образовательных услуг – капитализации образования.

Присоединение Беларуси к Болонскому процессу в 2015 г. поставило на повестку дня ряд насущных вопросов, связанных с эффективной и грамотной реализацией взятых на себя обязательств в рамках имплементирования основополагающих принципов Болонского процесса в систему образования без ущемления национальных интересов. Важным направлением модернизации системы высшего образования в Беларуси видится предоставление учреждениям высшего образования (УВО) некоторой академической свободы с целью гибкого реагирования на потребности рынка труда, внедрения альтернативных образовательных траекторий, оперативного внесения коррективов в содержание образовательных программ. Элементом академической свободы видится и активное использование арсенала образовательных инструментов, проектов и программ, предоставляемых Европейским Союзом.

Система инструментов европейской кооперации в сфере образования включает ряд эффективных форм, программ, образовательных практик, знание и участие в которых представляется неизбежным шагом успешной европеизации высшего образования в Беларуси. Данные инструменты воплощают активную образовательную экспансию через научную и образовательную мобильность, которая вряд ли затормозится в среднесрочной перспективе. Единой целью программ академической мобильности и других проектов, предоставляемых ЕС, является расширение понимания ценностных доминант европейской культуры и европейского образовательного измерения, включая принятие демократических ценностей, разнообразия культур и языков, личной конкурентоспособности на рынке труда и т. д.

Не вдаваясь в детали всего массива имевших место или все еще действующих европейских образовательных программ (их перечисление представлено в ряде научных публикаций российских авторов), акцентируем важные в контексте европеизации высшего образования в Беларуси инструменты современного европейского образовательного измерения, их интеграция в наше образование представляется одним из шагов реализации Болонского процесса.

Большое значение в конвергенции практик в сфере образования сыграла программа сотрудничества в сфере высшего образования ERASMUS, принятая в 1987 г. Решением Европейского Совета и Парламента как важный компонент программы внутриевропейского сотрудничества SOCRATES. Программа ERASMUS MUNDUS, введенная в действие в 2004 г. в качестве расширения существовавшей программы ERASMUS, открыла возможность участия в европейских образовательных программах участникам из всех стран мира: как учреждениям, так и отдельным студентам, преподавателям, научным сотрудникам.

Отпраздновав в 2012 г. свое 25-летие участием в программах более трех миллионов студентов, знаменитый проект ERASMUS дал начало новому действующему сегодня проекту ERASMUS+ (2014-2020). Семилетняя программа ERASMUS+ имеет бюджет, по скромным подсчетам, на 40% превышающий финансирование прошедших программ ERASMUS. Проект ERASMUS+ интегрировал такие ранее действовавшие программы, как: Life Long Learning, Youth in Action, Erasmus Mundus, Alfa, Edulink, Tempus и др. Прогрессивным моментом ERASMUS+ видится не только масштабный охват широкого спектра направлений профессионального образования, практики, мобильности, партнерства и сотрудничества, поддержки молодежи (впервые предлагается комплексная программа поддержки спорта), но и расширение сферы действия европейских программ далеко за пределы ЕС, в частности, в странах-партнерах во всем мире. Из 13 групп стран-партнеров, выделенных по географическому принципу, Беларусь относится к странам Восточного партнерства. Можно утверждать, что участие белорусской академической общественности в европейских программах ERASMUS+ есть не волонтерский порыв академического фаната или блажь руководства вуза, а неизбежная потребность, ступенька в массиве интегрированных шагов на пути к европеизации высшего образования в Республике Беларусь.

Имеющее место прогрессивное реформирование высшей школы в Беларуси в последнее десятилетие является ответной реакцией на вызовы европейского и глобального масштаба, связанные с зарождающейся «экономикой знаний» (термин М.А. Журавкова [3]). Реализуемая в Республике Беларусь траектория реорганизации высшего образования уже стала, по сути, воплощением ряда акцентов практики высшего образования в консолидированной Европе еще до официального принятия Беларусью обязательств по имплементации принципов Болонского процесса. Наблюдается непосредственная корреляция ключевых акцентов реформирования высшей школы в Беларуси и целей и задач давно функционирующих европейских образовательных программ (программ ERASMUS, в частности). Это позволяет оценивать белорусское участие в последних, с одной стороны, как средство внедрения лучших достижений в европейском образовании в реформировании высшего образования в республике (уже имеющем место сегодня). С другой стороны, участие белорусской академической общественности и субъектов образования в европейских образовательных программах предстает и как формальный шаг по реализации Беларусью Болонского процесса. Рассмотрим ряд акцентов реорганизации высшего образования в Беларуси, успешной имплементации которых может способствовать наше участие в европейских образовательных программах в силу согласованности целей и траектории развития. Так, операционализация компетентностного подхода в белорусских стандартах высшего образования третьего поколения включает формирование в процессе получения высшего образования трех групп компетенций: 1) академических (знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться); 2) социально личностных (культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества); 3) профессиональных (способность решать задачи, разрабатывать и реализовывать стратегии в сфере профессиональной деятельности) [7].

Образовательные программы ERASMUS+ в качестве генеральной цели арсенала задействованных образовательных инструментов во всех без исключения программах имеют обеспечение широкого признания получаемых специалистами умений и квалификаций, выходящего за пределы национальных границ, в различных системах образования и подготовки, а также на рынке труда [11]. Образовательные ресурсы программ ERASMUS+ призваны обеспечить получение такого образования и профессиональной подготовки, которые соответствуют требованиям к уровню компетентности специалистов и требованиям рынка труда для обеспечения личностного и профессионального роста, конкурентоспособности и преодоления угрозы безработицы. Тем самым оптимизация качества высшего образования в Беларуси в соответствии с воплощаемой компетентностной моделью видится эффективно стимулируемой средствами образовательных программ ERASMUS+.

Дальнейшее реформирование системы высшего образования в Беларуси может повлечь и дальнейшее развитие компетентностной модели в рамках образовательных стандартов третьего плюс (четвертого) поколения. При этом содействие реформированию образовательной политики на всех уровнях системы через активизацию кооперирования, прозрачности и распространение европейского опыта, а также финансирование заложено в списке специальных задач программы ERASMUS+.

Несмотря на разнообразие классификаций компетенций в рамках национальных образовательных программ, все они, так или иначе, воплощают пять ключевых компетенций современных молодых специалистов, отмеченных в качестве ключевых для объединяющейся Европы: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке; компетенции, связанные с возникновением информационного общества; компетенции, обеспечивающие человеку возможности профессионального совершенствования в течение всей жизни [9].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

В связи с формированием социальной и профессиональной среды как многокультурального общества А.В. Жданов отмечает: «Образование взрослых в современных условиях призвано помочь как личности, так и обществу сформировать не только комплекс знаний, умений и навыков, увеличить уровень образовательного опыта, но и развить гуманную модель поведения. Содержание образования должно включать эффективные формы и методы снижения межнациональных и социальных конфликтов, которые могут быть применимы для использования в широкой социальной среде» [2, с. 232]. В программе ERASMUS+ особо акцентируемым моментом является именно предотвращение возникновения радикальных настроений через продвижение европейских ценностей, содействие социальной интеграции и межкультурному взаимодействию [8].

Дорожная карта по проведению Беларусью реформы системы высшего образования в качестве одной из первых мер реализации Болонского процесса отмечает развитие и диверсификацию международной мобильности преподавателей и студентов, приезжающих в белорусские вузы, а также выезжающих из них. Важным видится выработка, как мер образовательной политики, так и законодательных мер, необходимых для повышения и диверсификации академической мобильности белорусских преподавателей и студентов в рамках европейского пространства высшего образования [1].

В рамках сотрудничества в сфере высшего образования в программе ERASMUS+ учтены следующие основные направления развития именно академической мобильности: 1) индивидуальная образовательная мобильность (Learning Mobility of Individuals): краткосрочные программы мобильности студентов и преподавателей (Mobility of Learners and Staff); совместные магистерские программы (Erasmus Mundus Joint Master Degrees) [11]. Тем самым предлагаемые программы мобильности ERASMUS+ позволяют эффективно имплементировать требования к мобильности в соответствии с дорожной картой по реализации Беларусью Болонского процесса.

Таким образом, важным преимуществом участия в программах ERASMUS+ видится отчетливо наблюдаемая согласованность собственно целей предлагаемых европейских образовательных программ и траектории реформирования системы высшего образования в Беларуси, что, можно думать, способно обеспечить как европеизацию, так и скорейшую модернизацию высшего образования в Беларуси.

ЕС выделяются значительные средства на развитие интеграции в сфере высшего образования. Отрадный факт их высокой востребованности и реализации среди государств-членов ЕС контрастирует с их не в полной мере востребованностью в странах – не членах ЕС, граничащей в некоторых государствах с игнорированием самого факта. К таковым странам, предпочитающим существовать по принципу «проще жить в своем огороде», измышляющим всевозможные оправдания бездействию, начиная с нашей, якобы, нерелевантности по нормативно-регулятивным условиям и заканчивая языковыми препятствиями, и, вероятно, просто опасающимся получить вызов своей убежденности в самодостаточности, относится и Беларусь. В то же время Россия активно взаимодействует со странами ЕС в сфере высшего образования в направлении развития академической мобильности, создания совместных магистерских программ, учебных курсов по европейской проблематике или в контексте европейского ракурса видения, реализуя Болонскую декларацию и двусторонние соглашения Россия-ЕС, а также взаиморазвивающее партнерство университетов.

К сожалению, участие образовательного сообщества Беларуси в европейских образовательных программах сегодня весьма ограничено, что создает определенные препятствия на пути органичной европеизации белорусского высшего образования и демонстрирует некоторое сопротивление необратимым тенденциям современности. Только грамотное «присвоение» европейского опыта через многоканальное сотрудничество способно обеспечить завоевание Беларусью более высокой ступени в мире в области предоставления образовательных услуг и повышения конкурентоспособности наших выпускников и их востребованности на европейском (мировом) рынке труда.

Список использованных источников

1. Дорожная карта по проведению Беларусью реформы системы высшего образования (14-15 мая 2015 г.) // Общественный Болонский комитет [Электронный ресурс] URL: http://bolognaby.org/images/ uploads/ 2015/12/Roadmap-Belarus-ru.pdf (дата обращения: 3.11.2016)
2. Жданов А.В. Идеи интеграции в образовательном пространстве Европы в контексте подготовки специалистов для сферы образования взрослых // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ, 2013. С. 229-233.
3. Журавков М.А. Об имплементации инструментов Европейского пространства высшего образования // Вышэйшая школа. 2015. № 3. С. 3-5.
4. Иноземцев В.Л. Неизбежность постиндустриального мира. К вопросу о полярности современного мироустройства // Постиндустриальный мир и Россия / редкол. – В.Г. Хорос (отв. ред.) и др. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 84-104.
5. Казаринова Д.Б. Европейская интеграция: политикоинституциональный и социокультурных аспекты: авторф. дис …. канд. полит. наук. Москва, 2006. 25 с.
6. Лебедева М. Европейская интеграция в области высшего образования: потенциал сотрудничества университетов России и Латвии // Regla: научно-культурологический журнал. № 12 (315) [Электронный ресурс] URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=543&level1=main&level2=articles (дата обращения: 3.11.2016)
7. Макаров А.В. Компетентностно-ориентированные модели подготовки выпускников УВО: Болонский контекст // Вышэйшая школа. 2015. № 5. С. 3-8.
8. Erasmus+ Programme Guide. – European Commission: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. Version 2 (2016): 07.01.2016. 317 P.
9. Gordon J. Key competences in Europe: Open doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education / J. Gordon, T. Leney, A. Michel. Warsaw: Center for Social and Economic Research on behalf of CASE Network, 2009. 328 p.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1149

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке