Ключевые слова: европейская интеграция, Болонская декларация, европейские образовательные программы, реформирование высшей школы в Беларуси, компетентностная модель.

Идеи европейской интеграции исторически берут свое начало еще на заре XX века и первоначально базировались исключительно на соображениях политического, экономического и исторического характера, среди которых акценты взаимодополняющего экономического и взаиморазвивающего научно-технического сотрудничества, бесспорно, превалировали. Вторая мировая война породила ряд препятствий на пути развития и практического воплощения в Европе интеграционных идей в силу возникшей многолетней непримиримой вражды между Францией и Германией – странами, которым изначально приписывалась роль движущих сил европейской интеграции. И если интеграция в политической сфере никак не могла сдвинуться с мертвой точки в течение десятилетий, начиная со злополучных 1940-х гг., то в других сферах, в частности экономической, наблюдалось прогрессивное и вполне динамичное центростремительное движение.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Моментом рождения истинного наднационального европейского сообщества сегодня считается 9 мая 1950 г. – день знакового выступления Роберта Шумана (министра иностранных дел Франции) с инициативой отраслевого объединения стран, в частности Франции и Западной Германии, что и воплотилось в создании Европейского объединения угля и стали – предшественника Европейского Союза (ЕС) (договор от 7 февраля 1993 г.). Знаковым в контексте реалий отечественной истории представляется факт ежегодного празднования нашими соседями 9 мая Дня Европы и запечатленное в истории почетное «звание» Шумана как «отца-основателя» Европейского Союза. Озвученная Шуманом инициатива, известная сегодня как Декларация Шумана (План Шумана) – проект, разработанный Жаном Моне, французским предпринимателем и государственным деятелем, именуемым сегодня еще одним «отцом Европы». Будучи инициатором и координатором совместных действий Франции и Великобритании в годы Первой и Второй мировых войн, Жан Моне в середине XX в. стал разработчиком идеи хозяйственного возрождения Европы через создание общих рынков и отраслей, что, по его глубокому убеждению, делало невозможным тайное использование любым государством (читаем – «Германией») этих ресурсов для каких-либо милитаристских целей. Как видим, в идее экономического объединения уже тогда прослеживалось гуманистическое содержание идейного поля европейской интеграции – единение Европы ради безопасности и развития.

Сегодня ЕС консолидируется двумя способами: политико-институциональным и социокультурным. Но, как замечает Д.Б. Казаринова: «Европейской интеграции ˂…˃ не хватает социокультурного измерения. Если экономическое объединение могло развиваться исключительно по принципу секторальной интеграции, то переход к политическому единству невозможен без создания общего социального, культурного и духовного поля» [5]. Труднодостижимость последнего очевидна в силу крупномасштабного разрастания Европейского Союза, в том числе за счет «анклавов культур неевропейского происхождения» [5], что актуализирует значимость межкультурного диалога в сфере развития человеческого потенциала и «интеллектуального производства».

Сегодня высшее образование (интеллектуальное производство) признается в роли бесспорного политикообразующего фактора, в значительной степени детерминирующего векторы развития стран, и не только европейских. Как известно, «отсутствие взаимодействия в сфере высшего образование сегодня влечет за собой, по сути, сворачивание сотрудничества в социально-экономической сфере завтра» [6].

С момента подписания в 1999 г. Болонской декларации, давшей название процессу европейской интеграции в области образования, реформа в этой сфере фактически стала приоритетной областью развития в Европе. Если быть лаконичным, то суть этой декларации сводится к следующему: а) двухуровневая система высшего образования (бакалавр, магистр); б) единый учет процесса обучения через кредитную систему; в) независимый контроль качества образования через уровень знаний и умений; г) академическая мобильность студентов и преподавателей; д) применимость знаний выпускников университетов в Европе: востребованность специальностей и перспектива трудоустройства по специальности [4, с. 101]. Объединение европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, помимо прочего, имеет масштабную цель повышения привлекательности европейского образования и экспорта образовательных услуг – капитализации образования.

Присоединение Беларуси к Болонскому процессу в 2015 г. поставило на повестку дня ряд насущных вопросов, связанных с эффективной и грамотной реализацией взятых на себя обязательств в рамках имплементирования основополагающих принципов Болонского процесса в систему образования без ущемления национальных интересов. Важным направлением модернизации системы высшего образования в Беларуси видится предоставление учреждениям высшего образования (УВО) некоторой академической свободы с целью гибкого реагирования на потребности рынка труда, внедрения альтернативных образовательных траекторий, оперативного внесения коррективов в содержание образовательных программ. Элементом академической свободы видится и активное использование арсенала образовательных инструментов, проектов и программ, предоставляемых Европейским Союзом.

Система инструментов европейской кооперации в сфере образования включает ряд эффективных форм, программ, образовательных практик, знание и участие в которых представляется неизбежным шагом успешной европеизации высшего образования в Беларуси. Данные инструменты воплощают активную образовательную экспансию через научную и образовательную мобильность, которая вряд ли затормозится в среднесрочной перспективе. Единой целью программ академической мобильности и других проектов, предоставляемых ЕС, является расширение понимания ценностных доминант европейской культуры и европейского образовательного измерения, включая принятие демократических ценностей, разнообразия культур и языков, личной конкурентоспособности на рынке труда и т. д.

Не вдаваясь в детали всего массива имевших место или все еще действующих европейских образовательных программ (их перечисление представлено в ряде научных публикаций российских авторов), акцентируем важные в контексте европеизации высшего образования в Беларуси инструменты современного европейского образовательного измерения, их интеграция в наше образование представляется одним из шагов реализации Болонского процесса.

Большое значение в конвергенции практик в сфере образования сыграла программа сотрудничества в сфере высшего образования ERASMUS, принятая в 1987 г. Решением Европейского Совета и Парламента как важный компонент программы внутриевропейского сотрудничества SOCRATES. Программа ERASMUS MUNDUS, введенная в действие в 2004 г. в качестве расширения существовавшей программы ERASMUS, открыла возможность участия в европейских образовательных программах участникам из всех стран мира: как учреждениям, так и отдельным студентам, преподавателям, научным сотрудникам.

Отпраздновав в 2012 г. свое 25-летие участием в программах более трех миллионов студентов, знаменитый проект ERASMUS дал начало новому действующему сегодня проекту ERASMUS+ (2014-2020). Семилетняя программа ERASMUS+ имеет бюджет, по скромным подсчетам, на 40% превышающий финансирование прошедших программ ERASMUS. Проект ERASMUS+ интегрировал такие ранее действовавшие программы, как: Life Long Learning, Youth in Action, Erasmus Mundus, Alfa, Edulink, Tempus и др. Прогрессивным моментом ERASMUS+ видится не только масштабный охват широкого спектра направлений профессионального образования, практики, мобильности, партнерства и сотрудничества, поддержки молодежи (впервые предлагается комплексная программа поддержки спорта), но и расширение сферы действия европейских программ далеко за пределы ЕС, в частности, в странах-партнерах во всем мире. Из 13 групп стран-партнеров, выделенных по географическому принципу, Беларусь относится к странам Восточного партнерства. Можно утверждать, что участие белорусской академической общественности в европейских программах ERASMUS+ есть не волонтерский порыв академического фаната или блажь руководства вуза, а неизбежная потребность, ступенька в массиве интегрированных шагов на пути к европеизации высшего образования в Республике Беларусь.

Имеющее место прогрессивное реформирование высшей школы в Беларуси в последнее десятилетие является ответной реакцией на вызовы европейского и глобального масштаба, связанные с зарождающейся «экономикой знаний» (термин М.А. Журавкова [3]). Реализуемая в Республике Беларусь траектория реорганизации высшего образования уже стала, по сути, воплощением ряда акцентов практики высшего образования в консолидированной Европе еще до официального принятия Беларусью обязательств по имплементации принципов Болонского процесса. Наблюдается непосредственная корреляция ключевых акцентов реформирования высшей школы в Беларуси и целей и задач давно функционирующих европейских образовательных программ (программ ERASMUS, в частности). Это позволяет оценивать белорусское участие в последних, с одной стороны, как средство внедрения лучших достижений в европейском образовании в реформировании высшего образования в республике (уже имеющем место сегодня). С другой стороны, участие белорусской академической общественности и субъектов образования в европейских образовательных программах предстает и как формальный шаг по реализации Беларусью Болонского процесса. Рассмотрим ряд акцентов реорганизации высшего образования в Беларуси, успешной имплементации которых может способствовать наше участие в европейских образовательных программах в силу согласованности целей и траектории развития. Так, операционализация компетентностного подхода в белорусских стандартах высшего образования третьего поколения включает формирование в процессе получения высшего образования трех групп компетенций: 1) академических (знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться); 2) социально личностных (культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества); 3) профессиональных (способность решать задачи, разрабатывать и реализовывать стратегии в сфере профессиональной деятельности) [7].

Образовательные программы ERASMUS+ в качестве генеральной цели арсенала задействованных образовательных инструментов во всех без исключения программах имеют обеспечение широкого признания получаемых специалистами умений и квалификаций, выходящего за пределы национальных границ, в различных системах образования и подготовки, а также на рынке труда [11]. Образовательные ресурсы программ ERASMUS+ призваны обеспечить получение такого образования и профессиональной подготовки, которые соответствуют требованиям к уровню компетентности специалистов и требованиям рынка труда для обеспечения личностного и профессионального роста, конкурентоспособности и преодоления угрозы безработицы. Тем самым оптимизация качества высшего образования в Беларуси в соответствии с воплощаемой компетентностной моделью видится эффективно стимулируемой средствами образовательных программ ERASMUS+.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Дальнейшее реформирование системы высшего образования в Беларуси может повлечь и дальнейшее развитие компетентностной модели в рамках образовательных стандартов третьего плюс (четвертого) поколения. При этом содействие реформированию образовательной политики на всех уровнях системы через активизацию кооперирования, прозрачности и распространение европейского опыта, а также финансирование заложено в списке специальных задач программы ERASMUS+.

Несмотря на разнообразие классификаций компетенций в рамках национальных образовательных программ, все они, так или иначе, воплощают пять ключевых компетенций современных молодых специалистов, отмеченных в качестве ключевых для объединяющейся Европы: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке; компетенции, связанные с возникновением информационного общества; компетенции, обеспечивающие человеку возможности профессионального совершенствования в течение всей жизни [9].

В связи с формированием социальной и профессиональной среды как многокультурального общества А.В. Жданов отмечает: «Образование взрослых в современных условиях призвано помочь как личности, так и обществу сформировать не только комплекс знаний, умений и навыков, увеличить уровень образовательного опыта, но и развить гуманную модель поведения. Содержание образования должно включать эффективные формы и методы снижения межнациональных и социальных конфликтов, которые могут быть применимы для использования в широкой социальной среде» [2, с. 232]. В программе ERASMUS+ особо акцентируемым моментом является именно предотвращение возникновения радикальных настроений через продвижение европейских ценностей, содействие социальной интеграции и межкультурному взаимодействию [8].

Дорожная карта по проведению Беларусью реформы системы высшего образования в качестве одной из первых мер реализации Болонского процесса отмечает развитие и диверсификацию международной мобильности преподавателей и студентов, приезжающих в белорусские вузы, а также выезжающих из них. Важным видится выработка, как мер образовательной политики, так и законодательных мер, необходимых для повышения и диверсификации академической мобильности белорусских преподавателей и студентов в рамках европейского пространства высшего образования [1].

В рамках сотрудничества в сфере высшего образования в программе ERASMUS+ учтены следующие основные направления развития именно академической мобильности: 1) индивидуальная образовательная мобильность (Learning Mobility of Individuals): краткосрочные программы мобильности студентов и преподавателей (Mobility of Learners and Staff); совместные магистерские программы (Erasmus Mundus Joint Master Degrees) [11]. Тем самым предлагаемые программы мобильности ERASMUS+ позволяют эффективно имплементировать требования к мобильности в соответствии с дорожной картой по реализации Беларусью Болонского процесса.

Таким образом, важным преимуществом участия в программах ERASMUS+ видится отчетливо наблюдаемая согласованность собственно целей предлагаемых европейских образовательных программ и траектории реформирования системы высшего образования в Беларуси, что, можно думать, способно обеспечить как европеизацию, так и скорейшую модернизацию высшего образования в Беларуси.

ЕС выделяются значительные средства на развитие интеграции в сфере высшего образования. Отрадный факт их высокой востребованности и реализации среди государств-членов ЕС контрастирует с их не в полной мере востребованностью в странах – не членах ЕС, граничащей в некоторых государствах с игнорированием самого факта. К таковым странам, предпочитающим существовать по принципу «проще жить в своем огороде», измышляющим всевозможные оправдания бездействию, начиная с нашей, якобы, нерелевантности по нормативно-регулятивным условиям и заканчивая языковыми препятствиями, и, вероятно, просто опасающимся получить вызов своей убежденности в самодостаточности, относится и Беларусь. В то же время Россия активно взаимодействует со странами ЕС в сфере высшего образования в направлении развития академической мобильности, создания совместных магистерских программ, учебных курсов по европейской проблематике или в контексте европейского ракурса видения, реализуя Болонскую декларацию и двусторонние соглашения Россия-ЕС, а также взаиморазвивающее партнерство университетов.

К сожалению, участие образовательного сообщества Беларуси в европейских образовательных программах сегодня весьма ограничено, что создает определенные препятствия на пути органичной европеизации белорусского высшего образования и демонстрирует некоторое сопротивление необратимым тенденциям современности. Только грамотное «присвоение» европейского опыта через многоканальное сотрудничество способно обеспечить завоевание Беларусью более высокой ступени в мире в области предоставления образовательных услуг и повышения конкурентоспособности наших выпускников и их востребованности на европейском (мировом) рынке труда.

Список использованных источников

1. Дорожная карта по проведению Беларусью реформы системы высшего образования (14-15 мая 2015 г.) // Общественный Болонский комитет [Электронный ресурс] URL: http://bolognaby.org/images/ uploads/ 2015/12/Roadmap-Belarus-ru.pdf (дата обращения: 3.11.2016)
2. Жданов А.В. Идеи интеграции в образовательном пространстве Европы в контексте подготовки специалистов для сферы образования взрослых // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ, 2013. С. 229-233.
3. Журавков М.А. Об имплементации инструментов Европейского пространства высшего образования // Вышэйшая школа. 2015. № 3. С. 3-5.
4. Иноземцев В.Л. Неизбежность постиндустриального мира. К вопросу о полярности современного мироустройства // Постиндустриальный мир и Россия / редкол. – В.Г. Хорос (отв. ред.) и др. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 84-104.
5. Казаринова Д.Б. Европейская интеграция: политикоинституциональный и социокультурных аспекты: авторф. дис …. канд. полит. наук. Москва, 2006. 25 с.
6. Лебедева М. Европейская интеграция в области высшего образования: потенциал сотрудничества университетов России и Латвии // Regla: научно-культурологический журнал. № 12 (315) [Электронный ресурс] URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=543&level1=main&level2=articles (дата обращения: 3.11.2016)
7. Макаров А.В. Компетентностно-ориентированные модели подготовки выпускников УВО: Болонский контекст // Вышэйшая школа. 2015. № 5. С. 3-8.
8. Erasmus+ Programme Guide. – European Commission: Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. Version 2 (2016): 07.01.2016. 317 P.
9. Gordon J. Key competences in Europe: Open doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education / J. Gordon, T. Leney, A. Michel. Warsaw: Center for Social and Economic Research on behalf of CASE Network, 2009. 328 p.