Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения на примере работы музея СОШ № 3 П. Витязево»

Аннотация. В данной работе раскрывается роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся на примере работы краеведческого музея СОШ №3 поселка Витязево. В музее проводятся экскурсии, уроки патриотизма и мужества, встречи с ветеранами, знатными людьми Витязево. В нем даются интервью прессе, в нем же встречаются ветераны спорта, выпускники школы, в нем готовятся к выступлениям нынешние краеведы, занимаются туристы. Школьный музей по-настоящему является одним из центров школьной жизни и центром воспитания патриотов своей большой и малой Родины!

Ключевые слова: школьный музей, патриот, патриотическое воспитание, школьное краеведение, система работы школьного музея по патриотическому воспитанию.

Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине [2, с. 4–5].

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации  и,  как  следствие  – гордость  за  это [5, с. 12].

Сегодня большое внимание  уделяется  патриотическому  воспитанию. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области [13, с. 386–388].

Школьный музей является достоянием и гордостью любой школы, он является мощнейшим средством обучения и воспитания подрастающего поколения, поскольку ему присуще множество учебно-воспитательных и социально-культурных функций.

Таким образом, цель работы: раскрыть роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся на примере работы в данном направлении краеведческого музея СОШ №3 п. Витязево.

Задачи:

  1. Рассказать о школьном музее МАОУ СОШ №3;
  2. Выяснить, какую работу проводит музей по патриотическому воспитанию;
  3. Познакомиться с экспозициями патриотического содержания музея СОШ №3;
  4. Роль администрации школы, педагогического коллектива, совета музея в патриотическом воспитании школьников.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».Н. Некрасов Патриоти зм (греч. πατριώτης     – соотечественник,      πατρίς      – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием   которого   является   любовь   к   Отечеству   и   готовность

подчинить его интересам свои частные интересы [12].

Человека нельзя заставить любить свою Родину, но и нельзя заставить Её разлюбить. Поэтому многие люди, находясь (по тем или иным причинам) вдали от своей Родины, чувствуют щемящую душевную тоску по Ней. И  успокаиваются  лишь  тогда,  когда  им  удаётся  вернуться  назад. Поэтому Родину не зря называют Матерью, Отчизной, ведь Родина – это начало пути для человека, как и его отчий дом, род, семья.

Не стоит забывать о том, что дословно слово Родина переводится как «земля отцов, предков». Поэтому можно также сделать следующий вывод: любить Отчизну, быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколение в поколение [1].

Быть патриотом значит быть ответственным человеком, то есть нести ответственность не столько и не только за себя, сколько за народ и страну, то есть, по сути, за дом, в котором ты проживаешь.

Быть патриотом значит проявлять уважение не только к своему народу и роду, но и к другим народам, значит понимать, что ты не одинок на планете Земля. А это значит, что патриот всеми силами должен стремиться к миру и согласию между народами,  живущими  по  всей  земле. Патриот – это тот человек, который любит людей независимо от их национальности, расовой принадлежности и прочих признаков, отличающих один народ от другого [7, с. 10].

«Помогите подростку определиться, найти себя:подарите ему свое внимание – и он вырастет спасителем».М. Горький

В 1967 году Виктором Егоровичем Прониным, краеведом села Витязево, создается в школе №3 «Комната боевой славы». Много лет Пронин В. Е. стремился открыть на базе школы краеведческий музей. Было приложено   огромное   количество   сил,   проделана   титаническая   работа. Долго не давали помещения, либо давали, и приходилось своими силами приводить его в порядок, а потом переезжать в другое. Из-за переездов по кабинетам некоторый материал, в том числе крайне ценный, был утерян или пришел в негодность. Восстанавливали, делали заново [3].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сменялись учителя, помогавшие Виктору Егоровичу в этой непростой работе, сменялись учащиеся-помощники, менялось руководство, не менялся лишь сам Виктор Егорович, продолжая стремиться к намеченной цели и не теряя при этом надежды, не унывая. Мало кто может похвастаться такой целеустремленностью и верой, а у него получилось, и сейчас в школе № 3 действует   краеведческий   музей,   получивший   официальный    статус   [5, с. 12].

Направления работы музея:

Научная – практическая деятельность (сбор историко-краеведческих материалов, в их числе очерки старожил, предметы материальной культуры, работа с городским архивом; оформление стендов, альбомов, проведение тематических выставок; участие в краевых и муниципальных краеведческих мероприятиях).

Историческая деятельность (ведение летописи школьной жизни и жизни поселка).

Просветительская деятельность (экскурсии; проведение массовых мероприятий; лекции, музейные уроки, публикации в периодической печати; встречи с ветеранами, знатными жителями и гостями поселка).

Воспитательная деятельность (уроки мужества и уроки патриотизма).

Образовательная деятельность (проведение школьных конференций; помощь в подготовке научных работ и проведении школьных занятий).

Разделы экспозиций.

История курортного поселка «Витязево» (станица Витязевская; село Витязево; колхоз им. С. М. Буденного; совхоз «Витязево»; поселок

«Витязево»).

Нелегкая жизнь села «Витязево» (Витязево в годы репрессий; Витязево во время Великой Отечественной Войны).

Жизнь замечательных односельчан (герои Чернобыля; жители Витязево – участники военных действий в Чеченской республике; жители Витязево – участники войны в Афганистане; жители Витязево – участники Великой Отечественной Войны).

Спортивная жизнь поселка (футбол – гордость села; борцы села Витязево).

Достопримечательности поселка (Храм Святого Георгия Победоносца; артиллеристская батарея БС-464; Витязевский лиман).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

История родной школы (греческое училище; греческая неполная средняя школа; Витязевская неполная средняя школа № 24; Витязевская школа № 3).

Система работы музея по патриотическому воспитанию:

На собрании актив музея и совет музея вносит и обсуждает предложения различных мероприятий, участие в конференциях, акциях, планирует музейную  работу  в  течение  учебного  года,  поисковую  работу. Оговариваются темы будущих статей в периодической печати Анапы, в школьной газете «Школьное эхо». Среди написанных: «Она защищала Отечество» (Авдеева Анна Павловна), «Достопримечательности поселка Витязево», «Как Витязевцы победили румын и немцев» (международный футбольный матч 1943 г.), «Спортсмен от Бога» (выпускник Витязевской школы Асланов Валерий) и другие. Все работы используются при проведении уроков мужества, нравственности, патриотизма, при проведении бесед со школьниками.

На заседаниях совета музея обсуждаются воспитательные мероприятия с приглашением классных руководителей, учителей кубановедения, истории. Обсуждается участие в научно – практических конференциях, проведение экскурсий в музее СОШ №3, проведение тематических экскурсий «По дорогам боевой славы», подготовка тематических выставок.

Итак, работа по патриотическому воспитанию осуществляется советом музея, активом музея, с привлечением почетных гостей (ветераны ВОВ, участники военных действий в Афганистане и пр.).

Вся работа реализовывается на базе фондов музея. Это экспозиции (например, «Жизнь замечательных односельчан», «История родной школы», «Достопримечательности села»), методические разработки уроков мужества, доклады и рефераты («Наши земляки-участники Великой Отечественной Войны», «Подвиг футболистов Витязево в годы Великой Отечественной Войны», «Участники военных действий в Чеченской республике», «Участники военных действий в Афганистане» и пр.).

Проводимая с детьми работа

Уроки мужества (в этом учебном году проводились уроки мужества, посвященные участнику ВОВ Лавриненко, герою СССР Омелькову).

Уроки патриотизма (посвященные герою СССР Калинину, герою СССР Хряеву, подвигу жителя с. Витязево Шембелиди А. А.).

Уроки нравственности (посвященные Авдеевой Анне Павловне).

Музейные уроки (в этом учебном году проводились – 1–4 классы в сентябре/октябре).

Беседы с учащимися, встречи с ветеранами, знатными жителями села, выпускниками школы.

Краеведческие конференции (проводятся раз в году, тема последней – «Участники ликвидации взрыва на Чернобыльской АЭС – жители Витязево»).

Экскурсии по местам боевой славы (например, велосипедная экскурсия «Артиллеристская батарея БС-464).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Викторины и выставки.

Городские («Милая сердцу, родная Анапа»), краевые конференции; Научно-исследовательские работы (краеведческие конкурсы «История Кубани», «Деловые люди Кубани» и пр.).

Формы работы с детьми:

Индивидуальные (например, беседа), групповые (например, уроки патриотизма), массовые (например, краеведческая конференция).

Воспитание чувства патриотизма на примере жизни и подвига жителя п. Витязево Шембелиди А. А. 18 февраля 2012 года, произошло знаменательное событие – открытие в СОШ №3 мраморной плиты памяти в честь выпускника школы Анастаса Алексеевича Шембелиди. Проходя военную службу в армии Анастас ценой своей жизни спас друзей, сослуживцев и следующую за ними колонну, закрыв своим телом мину [11], [8].

Конечно, было бы проще найти спонсоров, и на их средства установить мемориал. Но школьники под кураторством старшей вожатой Чепуровой Л. А. собирали макулатуру и вырученные деньги направили на благое дело.

На торжественной линейке, посвященной этому событию, присутствовали родные и близкие, мать и сестра А. А. Шембелиди, заместитель главы города-курорта Анапа Л. М. Гузенко, глава Витязевского сельского поселения Л. Г. Кариофили, председатели греческих обществ города-курорта    Анапа     и     Крымского     района     Х. Э. Асланиди     и Г. К. Марманов,  заместитель  главы  Мерчанского  сельского   поселения Ю. Д. Кочериди, депутаты С. В. Асланов и С. М. Загвоздин, представители общественных организаций, казачества, матери погибших воинов, жители поселка. Теперь память о Шембелиди всегда будет хранить родная школа, его близкие и односельчане. А его биография вошла в книгу «Греки в истории Кубани» (автор: Ю. Д. Кочериди), которую автор преподнес в дар СОШ № 3 и матери – Елене Георгиевне [4], [6, с. 5].

Выводы

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования [9], [10]. Таким образом, весьма трудно переоценить роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения!

Список использованных источников

1. Отчизны верные сыны. – 2004. – №3. – С. 32 2. Школьное эхо. – 2012. – №6. – С. 4-5
3. Экспозиция музея СОШ №3 «Нелегкая жизнь села «Витязево»»
4. Беседа с Е. Г. Шембелиди
5. Бабошко Т. А. Дорогому и любимому краеведу В. Е. Пронину. – 2010. – С. 12
6. Аруджоглы Х. А. Память о подвиге жителя п. Витязево Шембелиди А. А. – 2012. – С. 5
7. Черевык Г. А. Кто такой патриот. – 2013. – С. 10
8. URL http://okt-school-6. narod. ru/scool/muzei. html
9. URL http://yuriarmk. ucoz. ru/files_5/org_rab_shool_mus. doc
10. URL http://schooln5. ucoz. com/index/0-5
11. URL http://59209s036. edusite. ru/p12aa1. html
12. URL http://wikipedia. ru/org›wiki/Патриотизм
13. Шлыков А. В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 386-388. – URL https://moluch. ru/ archive/43/5195/.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1285

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке