Ключевые слова: система навигации, поиск и продажа товаров, интеллектуальные агенты, интеграция, Евразийский экономический союз.

В информационном обществе (ИО) около 75% товаров народного потребления (ТНП) ориентированы на удовлетворение «модных» или «трендовых» потребностей людей. Однако в условиях глобального экономического кризиса, падения цен на энергоносители, экономических санкций европейских государств покупателям со средним уровнем доходов становится все сложнее найти доступные по цене и приемлемые по качеству ТНП. Для приобретения таких товаров покупателям приходится сокращать и оптимизировать бюджеты на приобретение других товаров, отказываться от качественных товаров, либо затрачивать все больше времени и ресурсов для поиска, приобретения, анализа и отбора предложений, формируя оптимальные модели их приобретения.

В условиях падения курса рубля при покупке одежды в магазинах по низким и «доступным» ценам у студентов и школьников в странах Евразийского союза (ЕАЭС) возникают жалобы на: 1) низкое качество приобретенных вещей; 2) ограниченность цветовой гаммы; 3) отсутствие разнообразия в моделях; 4) отсутствие нужных размеров; 5) необходимость выбора между комфортом и красотой; 6) недостатки одежды для деловых встреч; 7) недостатки комплектов одежды; 8) плохое сочетание стилей. В связи с этим студенты, школьники и их родители тратят все больше времени и ресурсов на поиск качественных, но доступных товаров, посещая различные магазины и торговые центры ЕАЭС. В качестве альтернативы используются электронные магазины и торговые площадки [4, с. 151], например, зарубежные в Республике Китай: http://ru.aliexpress.com, http://all-chinashops.ru, http://nadom64.ru, http://knrshops.ru, но в этом случае возрастают риски приобрести товар, неподходящий по размерам или качеству.

В статье предлагается проект и модель интеллектуальной системы навигации маршрутов поиска, дистанционного консультирования и покупок ТНП [12, с. 175] для студентов и школьников ЕАЭС, включающая: 1) систему обучения покупательству (шопингу) на основе On-line консультирования покупок и продаж ТНП, 2) систему финансового анализа [8, с. 14] покупок и продаж ТНП на основе агентных On-line сервисов. Для реализации модели предлагается спроектировать учебно-познавательный сайт-ресурс [2, с. 58], на котором будут размещены материалы для эффективной покупки и продажи одежды: 1) рекомендации по предметам гардероба студентов и школьников с учетом региона, времени года (сезона), бюджета и времени, 2) методические рекомендации по формированию умений расчета бюджета покупок, 3) уроки практикумы по типовым ситуациям покупок в торговых центрах и On-line продаж [3, с. 30; 5, с. 155].

В проект системы интеллектуального финансового анализа будут заложены алгоритмы агентной координации поведения покупателей и продавцов аукционного типа. Интеллектуальный агент (ИА) покупателя – мобильное приложение, ориентированное на покупки необходимых товаров по минимально низким ценам, а ИА продавца – мобильное приложение, ориентированное на продажи товаров по максимально возможным ценам. При этом ИА функционируют автономно и не могут вступать в договорные отношения друг с другом. Система навигации маршрутов поиска регистрирует ИА, управляет контактами и сеансами между ними. Алгоритмы поведения ИА-продавцов ориентированы на учет: времени, в течение которого требуется продать (купить) товар, минимальной цены продавца, по которой возможна продажа товара (Задача 1), максимальной цены покупателя, по которой возможна покупка товара (Задача 2), тенденций−функций ценовой динамики рыночного окружения во времени, характеристик товаров [6, с. 22; 7, с. 102]. Начальный уровень поведения ИА описывается жесткими алгоритмами-моделями поведения, при которых ИА-продавец, получив запрос от ИА-покупателя, начинает последовательно опрашивать активных покупателей с целью решения Задачи 1, и сделка заключается, если ИА-покупатель готов приобрести товар за запрашиваемую продавцом цену. В противном случае ИА-продавец опрашивает других покупателей по циклу в течение определенного времени, предлагая фиксированную цену либо изменяя её. ИА-покупатель, решая Задачу 2, осуществляет поиск ИА-продавцов нужного товара, предлагая минимальные цены покупки.

Учебно-познавательный сайт-ресурс проекта будет поддерживать систему дистанционного консультирования ИА-покупателей и ИА-продавцов [1, с. 8] и будет содержать рекомендации по предметам базового гардероба студентки вуза с учетом сезона в условиях ограниченного бюджета. Они включают советы и примеры-образцы одежды: 1) избегать слишком откровенных, коротких и облегающих нарядов с глубокими вырезами и декольте, а также яркой одежды с броской декоративной отделкой, стремится к элегантному минимализму, 2) придерживаться классического или повседневного стиля (Casual) и выбирать однотонные вещи — идеальные для творчества и экспериментов, 3) для холодного сезона — теплые водолазки, свитеры, трикотажные платья, 4) для теплой погоды — юбки прямого кроя, А-образный силуэт, расклешенные или плиссированные модели, 5) брюки сдержанных расцветок для повседневной носки либо однотонные брюки классического кроя или прилегающего силуэта черного, серого и коричневого цвета, которые можно комбинировать с белой блузкой или рубашкой, 6) классические варианты верхней одежды, либо однотонные топы пастельной расцветки, которые хорошо сочетаются с разнообразными кардиганами и жакетами, 7) для праздничных мероприятий и выходов в свет классический костюм из твида с юбкой или брюками, либо шелковая блузка с юбкой-тюльпаном, 8) платье- футляр или короткая модель в стиле Шанель для создания аристократического образа, которые хорошо сочетаются с ярким клатчем или ниткой жемчуга, 9) широкие контрастные ремни с крупными пряжками или узкие кожаные модели для коррекции фигур, 10) туфли-лодочки, балетки и закрытая обувь на среднем каблуке, 11) яркая бижутерия — браслеты, кольца, длинные ожерелья.

Для расчетов бюджета предметов гардероба студентов и школьников в проекте предлагается использовать макросы модуля MS Excel, которые позволяют хранить и обрабатывать различные данные, хранящиеся в базе данных MS Access: 1) запасы одежды с учетом сезона, 2) внутренние потребности, например, количество и характеристики одежды для дома, 3) внешние потребности, например, количество и характеристики одежды для учебы, 4) полученные кредиты банков, инвестиции с указанием источников, 5) задолженности банкам и другим инвесторам, 6) планируемая активность износа одежды, например, для занятий спортом, для походов или для посещения музеев, театров, 7) внешних факторов — индексов цен, прогнозов по темпам инфляции, курсам валют, 8) величин амортизации одежды по типам и регионам проживания.

Расчет бюджета в проекте осуществляется с учетом: 1) количества приобретенной одежды с учетом расчетов с поставщиками, 2) планируемых финансовых расходов, 3) оплаты услуг и сервисов, 4) времени, 5) текущего ремонта и обслуживания одежды, 6) продаж ненужной одежды и устаревших аксессуаров, 7) затрат ресурсов на обслуживание и хранение одежды: систем вентиляции, стирки, химчистки.

На втором этапе проекта будут спроектированы: 1) модель и база знаний ИА, 2) электронный сайт-ресурс, связанный с базой знаний ИА, на котором будет собираться и накапливаться информация о наличии ТНП, например, в торговых точках СЕС, 3) система поиска товаров, магазинов и торговых точек, 4) интеллектуальная система Shoping On-line навигации по проектированию маршрутов шопинга, которая позволит студентам, школьникам и их родителям: 4.1) установить местонахождения товара в пространстве торговых сетей г. Санкт-Петербурга, 4.2) мобильно проектировать маршруты и цели движения, 4.3) перестраивать и оптимизировать маршруты движения [9, с. 300; 13, с. 74; 11, c. 15].

В проект системы Shoping On-line навигации маршрутов поиска и дистанционного консультирования шопинга [14, с. 125] будут заложены адаптивные технологии расчетов маршрутов в зависимости от различных критериев: 1) наиболее оптимальный (короткий) маршрут по расстоянию, 2) наиболее оптимальный (короткий) маршрут по времени, 3) наименьшие затраты финансовых средств, 4) высокое (среднее, низкое) качество покупок, 5) высокое (среднее, низкое) качество обслуживания и сервиса, 6) высокая (средняя, низкая) надежность продавца (покупателя) и др. [15, с. 78; 10, c. 8].

В основу проекта интеллектуальной системы навигации Shoping On-line будут заложены принципы интерактивной организации визуальной и вербальной информации: 1) достоверность и непрерывность, которые обеспечат адекватность информации текущему, фактическому положению и ситуации на рынке ТНП; при этом непрерывность обеспечит постоянность поступления информации на всём маршруте движения ИА-покупателя от начальной до конечной его точки маршрута в любой момент времени по пути его следования, 2) точность и актуальность обеспечат однозначность информационных сообщений, не допуская различных толкований, 3) необходимость и достаточность обеспечат максимальные сведения и данные, необходимые покупателю на всем маршруте следования, причем текстовые сведения, дизайн оформления (цвет, шрифт и др.) и графические данные товара не должны мешать восприятию визуальных характеристик общей навигационной информации; 4) единообразие и универсальность обеспечат представление и функционирование визуальной и вербальной информации совместно с другими системами навигации, например навигационными сервисами цифровой картографии Навител Навигатор автомобильных GPS систем, онлайн-сервисов: Навител. Пробки, Навител. Друзья, Навител. События, динамических POI, Навител. SMS, Навител. Погода.

Результатом внедрения проекта будет интеллектуальная система навигации маршрутов и дистанционного консультирования с учетом сведений, как о товарах, так и о торговых центрах: планов-схем этажей, указателей, предупреждающих знаков, таблиц, пиктограмм, вывесок, выставочных стендов, активных элементов (гербов, логотипов, макетов, муляжей), которые позволят студентам, школьникам и их родителя ориентироваться в пространстве ТНП.

Список использованных источников

1. Абрамян Г.В. Автоматизация маркетинговой деятельности предприятий сервиса с использованием Web-представительства в Internet / Г.В. Абрамян // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе СПБ ГУСЭ. Сыктывкарский филиал. 2012. С. 8-9.
2. Абрамян Г.В. Возможности образовательных технологий в системе компьютерных коммуникаций // Информатика — исследования и инновации / Г.В. Абрамян // ЛГОУ, РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 1999. С. 58 60.
3. Абрамян Г.В. Дистанционные технологии в образовании / Г.В. Абрамян // ЛГОУ им. А.С. Пушкина. СПб., 2000.
4. Абрамян Г.В. Интеграция региональной опорной точки доступа с национальными глобальными сетями на основе компьютерных коммуникаций / Г.В. Абрамян // Ученые записки Ленинградского государственного областного университета Сер. «Серия математика и информатика» ЛГОУ. СПб., 1998. С. 151-156.
5. Абрамян Г.В. Информационные системы, средства и технологии интеграции культуры и экономики / Г.В. Абрамян // Образование в процессе гуманизации современного мира IV Международные Лихачевские научные чтения. 2004. С. 155-157.
6. Абрамян Г.В. Организация средств обратной связи на основе использования глобальных компьютерных телекоммуникационных инфраструктур в регионе / Г.В. Абрамян // Информатика — современное состояние и перспективы развития РГПУ им. А. И. Герцена. ЛГОУ. 1998. С. 22-23.
7. Абрамян Г.В. Программные продукты инвестиционного и финансового анализа сферы услуг / Г.В. Абрамян // Экономика и управление в сфере услуг: перспективы развития. СПБ ГУП. 2006. С. 102-106