Ключевые слова: транспорт, пассажиры, тарифы, железнодорожные перевозки.
В социально-экономическом развитии современного государства огромную роль играет железнодорожный транспорт. Он обеспечивает связи между отдельными регионами страны, между страной и зарубежными государствами. Особая привлекательность железнодорожного сообщения для населения обусловлена специфическими особенностями данного вида транспорта. Среди них, в первую очередь, следует отметить большую провозную способность; способность преодолевать большие расстояния; высокую скорость пассажиров и грузов; регулярность перевозок.
В системе железнодорожного транспорта важное место занимают пригородные перевозки, которые ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») осуществляет в 73 субъектах Российской Федерации. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении характеризуются ярко выраженной внутрисетевой и территориальной неоднородностью. Это проявляется в протяженности маршрутов, графике движения, подвижном составе, населенности вагонов, тарифной политике[2].
Общепризнано, что именно пригородные железнодорожные перевозки имеют особое социальное значение. Показательно, что по пассажирообороту доля железных дорог в пригородных перевозках всеми видами транспорта превышает 50% в целом по стране, а в отдельных регионах составляет более 80%. Социальная миссия пассажирского железнодорожного транспорта обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, он обеспечивает мобильность рабочей силы, являющуюся основой экономического роста. Во-вторых, железнодорожные пути сообщения часто безальтернативны (в регионах с неразвитой сетью автодорог, с массовой маятниковой миграцией населения, с отсутствием подъездных автодорог к населенным пунктам, расположенным вдоль железнодорожных линий). Следует также отметить экологичность железнодорожных перевозок.
К сожалению, в современной России пригородные пассажирские железнодорожные перевозки сопряжены с целым рядом проблем. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Остро стоит проблема стоимости билетов для проезда пригородным пассажирским железнодорожным транспортом[1]. Рост тарифов в последние годы вызвал большой общественный резонанс, однако не привел к улучшению финансового положения транспортных компаний. По мнению специалистов, пригородные перевозки обычно убыточны и только повышением стоимости билетов эту проблему решить невозможно. Более того рост тарифов (в Тверской области в 2015 году на 15%) ведет к оттоку пассажиров (на альтернативные виды транспорта), а, значит, к падению доходов пригородных перевозчиков. Их экономическое положение могло бы улучшиться в случае сокращения числа поездов. Однако по справедливому мнению М Шнейдера, «если просто сократить количество поездов, то все равно необходимо будет содержать депо, резервный парк, если по такому пути идти, тогда надо закрывать депо и отменять все поезда, которые ходят в этом регионе»[3]. Таким образом, еще предстоит разработать действенный механизм определения экономически обоснованной и социально приемлемой цены на билеты.
Еще одной проблемой является обеспечение комфортных условий для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта. Значительная часть подвижного состава функционирует с 1970-х годов, в вагонах отсутствуют кондиционеры, не всегда работает отопление, много мусора. Дополнительные трудности законопослушным пассажирам причиняют турникеты, затрудняющие свободное перемещение на платформе, однако не гарантирующие безопасности гражданам, пользующимся транспортными услугами.
В последние годы в связи с развитием высокоскоростного движения обострилась еще одна проблема, пригородные электрички простаивают часами, пропуская скоростные составы. В ОАО «РЖД» не разработан в полной мере механизм распределения пропускной способности между грузовыми, дальними и пригородными пассажирскими поездами. В результате пассажирам электричек приходится ждать 30- 40 минут, а то и больше часа, чтобы добраться до пункта назначения. В случае невозможности оптимизировать пригородное расписание, весьма затратным выходом может стать прокладка дополнительных железнодорожных путей.
Очевидно, что решение существующих проблем в сфере пригородного пассажирского транспорта требует совершенствования нормативно-правовой базы, принятия экономически обоснованных решений с обязательным учетом мнения пассажиров и социальной значимости данного вида перевозок.
Список использованных источников
1. Железнодорожный транспорт: железнодорожные транспортные тарифы. [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru/cenacenoobrazovanie-2/22.htm (дата обращения 27.09.2015)
2. Медков А. А. Железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении: проблемы и рыночные [Электронный ресурс] http://www.ipr-ras.ru/articles/medkov08-1.pdf (дата обращения 27.09.2015)
3. Пригородные железнодорожные перевозки: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс] http://www.ipem.ru/news/publications/523.html (дата обращения 27.09.2015)