Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Сравнительный анализ государственной политики интеграции мигрантов в странах запада и Российской Федерации»

Аннотация. Данная статья рассматривает основные западные и отечественные концепции и модели интеграции мигрантов в странах-реципиентах, а также разработанную интеграционную политику этих государств. В ней обозначены основные причины недейственности существующих концепций и предложены некоторые пути решения отмеченных проблем.

Ключевые слова: иммиграция,интеграция,мультикультурализм.

Решение проблемы эффективной реализации миграционной политики, а также разработка действенных концепций интеграции мигрантов в принимающий социум представляется весьма актуальным направлением для изучения в условиях миграционного кризиса.

Данная проблематика рассмотрена как отечественными учеными, к примеру: И. Семененко «Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах», С.Р. Дерябина «Россия и опыт мультикультурализма: за и против»; так и зарубежными: Д. Розенау, У. Кимлики и другие. Однако данный вопрос не исчерпал себя, так как концепции имеют множество недочетов, более того существует постоянная необходимость их адаптации к реалиям современности. В последние годы изучение вопросов интеграции мигрантов, а также  реализация  существующих  в  этой  области  концепций  на государственном уровне стало весьма актуальным. Это связа-  но со сложившимся миграционным кризисом в Европе, который, повлиял на миграционную ситуацию в России. В связи с этим, вопрос миграционной политики стал восприниматься как вопрос национальной безопасности, решение которого полностью ложится на органы государственной власти.

Потенциальную опасность миграции подтвердили исследования, проводимые институтом  социологии  РАН  «Национальность и безопасность России в оценках экспертов» в 2010 году. Результаты данного исследования выявили, что возрастание межэтнической напряженности в принимающей стране тесно связано с ростом в ней числа мигрантов, исходя из этого, данная проблема может представлять угрозу национальной безопасности России.

С  момента  проведения  РАН  исследования   данная   проблема  не исчерпала себя, она была отмечена в  Стратегии  государствен-  ной культурной политики на период до 2030 года, принятой феврале 2016 года. В документе упоминалось, что отсутствие определенной культурной политики на протяжении долгого времени после развала СССР имело следствием понижение уровня адаптации миграционных потоков, прибывающих в РФ. Это связано, в первую очередь, с плохим знанием иммигрантами русского языка, культуры, истории и права.

Сложившаяся ситуация является результатом несостоятельности интеграционного процесса, что приводит к социальной изоляции иммигрантов, побуждает их к созданию локальных замкнутых общин. В таком положении, подверженность иммигрантов влиянию радикальных, экстремистских организации возрастает, вследствие этого увеличивается конфликтогенный потенциал страны.

При условии активизации миграционных потоков, которые поразили как страны ЕС, так и РФ, что связано с нестабильностью ситуации на Ближнем Востоке, данный вопрос требует особого внимания. Статистические данные подтверждают актуальность и важность рассматриваемого вопроса. Так, в 2014 году статус беженцев в странах ЕС получили почти 104 тыс. человек (Германии приняла 48 тыс., Швеция — 33 тыс., Франции и Италии по 21 тыс., Великобритания — 14 тыс.). Такой мощный миграционный процесс отражается и на миграционных потоках РФ, так как через ее границы проходит так называемый «Наземный Восточный путь», по которому беженцы из Азии добираются в северные европейские страны (Финляндия, Латвия, Эстония).

Таким образом, становится ясно, что такой значительный миграционный поток требует пересмотра миграционной политики и моделей интеграционного обеспечения.

На сегодня можно выделить три основных направления политики интеграции: политика ассимиляции, политика мультикультурализма и современные развивающиеся концепции. Каждая из этих концепций имеет свои особенности в зависимости от страны применения. Так, в США долгое время применялась политика сегрегации, особенно в отношении афроамериканского населения, которая, в последствии, была заменена политикой ассимиляции, предусматривавшей абсолютное принятие переселенцами культурных и поведенческих моделей уже проживающего на этой территории общества. Эта политика еще называется политикой «плавильного котла». Основной своей целью она ставит образование единой нации, которую бы объединяли общие ценности и культура поведения.

В 60–70-х годах происходит отход от политики ассимиляции и появляется новая концепция мультикультурализма. В рамках этой концепции рассматривалось признание индивидуальных прав человека, а также прав этнических сообществ на поддержание культурной идентичности. Американский мультикультурализм предполагает развитие терпимости и толерантности в отношении к расовым, религиозным, этническим различиям. Следует отметить, что эта концепция оказалась весьма эффективной для решения внутренних проблем государства, тогда как в вопросах миграционной политики она не показала подобных результатов.

Политика мультикультурализма приобрела широкое распространение в Канаде, адаптировавшись к особенностям данной страны. Канадский мультикультурализм предусматривает наличие множества культур, их сосуществование, при этом без ассимиляции в культуре большинства.

Европейские модели отношений с иммигрантами имеют свои особенности, к примеру, французская модель ассимиляции предполагает полное принятие иммигрантом культуры большинства; британская модель мультикультурализма предоставляет приезжим право сохранять свою культуру при условии соблюдения всех местных законов; немецкая модель «гастербайтера» предполагала возвращение иммигрантов на родину.

Однако все эти концепции проявили свою недейственность, потому сегодня в западной практике существуют попытки поиска новых концепций. Как отмечал А.Ю. Сунгуров, «ведется поиск более сбалансированного, компромиссного варианта управления культурным плюрализмом.

1. Усиливается акцент на решение социально-экономических проблем… что направлено на противодействие социальному исключению иммигрантов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

2. Принимающие страны повышают среди иммигрантов удельный вес тех, кто лоялен данной стране и с ней себя идентифицирует… либерализация правил получения гражданства, а также борьба с дискриминацией.

3. Введение обязательных интеграционных мер, за  уклонение от участия в которых на иммигрантов могут накладываться санкции»

Для России проблема регулирования интеграционных процессов весьма актуальна в силу слабой разработанности теоретических и практических аспектов регулирования взаимоотношений в обществе, создающихся в этой сфере.

Среди оригинальных русских концепций необходимо выделить модель интеркультурализма, которая была разработана Э.А. Паиным, доктором политических наук, в работе «Трудный путь от мультикультурализма к иинтеркультурализму». Данная модель предполагает наличие у граждан разных национальностей общей, объединяющей их идеей гражданской ответственности за свою страну. Модель интеркультурализма была предложена как альтернатива модели мультикультурализму, которая получила широкое распространение.

В подтверждение необходимости разработки собственных моделей интеграции следует отметить, что даже те хорошо проявившие себя  на западе концепции не могут быть применены в чистом виде в России. Это обусловлено специфичностью ее миграционных процессов, которые связанны в первую очередь с миграцией в рамках СНГ.

Миграция в странах СНГ происходит относительно следующих направлений: в основном отдающие мигрантов (Таджикистан, Кыргыстан, Молдавия, Армения); в основном принимающие (Россиия, Казахстан, Украина, Беларусь); транзитные (почти все государства СНГ). От России, которая является центром трансграничной миграционной системы, и от осуществления ею адаптации и интеграции мигрантов, зависит общая миграционная политика СНГ, потому необходима определенная стратегия в данном вопросе. Интеграция и инклюзия (меры вовлечения) в принимающем социуме, которым и является РФ, предполагают четыре направления: пространственно-территориальная натурализация, естественная инклюзия (вовлечение во взаимодействие с социумом), духовная аккультурализация, профессиональная адаптация. Гармоничное развитие всех указанных направлений будет способствовать интеграции и адаптации, однако нарушение, к примеру, пространственно-территориальной натурализации приведет к анклавизации мигрантов, а нарушение второго — к зависимости иностранца от этнических миграционных сетей; игнорирование духовной аккультуризации влечет социальное отчуждение, а незнание русского языка усиливает недоверие    к мигрантам и порождает межконфессиональные конфликты.

Потому  основной  направленностью  миграционной  политики РФ сегодня можно  считать  политику  социальной интеграции и культурно-языковой адаптации, которая была выдвинута в Программе «Толерантность», которая пришла на замену европеизированной концепции мультикультурализма.

Необходимо отметить, что возможности концепции культурно-языковой адаптации достаточно обширны и имеют значительные перспективы. Так, сильной стороной данной концепции является предварительное ознакомление иммигрантов, с языком, культурой, общественными ценностями России еще до прибытия. Ознакомление с обычаями и верованиями той страны и региона, куда отправляется мигрант, способствует его лучшей адаптации.

Подводя итог, следует отметить, что иммиграционная политика и существующие модели интеграции переживают кризис, т. к. они не способны должным образом отреагировать на вызовы современности. Западная политика мультикультурализма на данный момент показывает свою полную недееспособность, с другой же стороны миграционная политика РФ, которая вовремя отошла от политики мультикультурализма, сейчас только проходит этап становления.   В этих условиях поиски новых моделей интеграции иммигрантов, таких как интеркультурализм и концепция культурно-языковой адаптации представляется весьма перспективной.

Список использованных источников

1. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ принятое 29 фев. 2016 г. № 326-р [Электронный ресурс]. — М. — 44 с. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJ A9IxP7f2xm.pdf
2. Дерябина С.Р. Россия и опыт мультикультурализма: за и против / С.Р. Дерябина // Этнопанорама. — 2005. — № 1–2.
3. Добаева И.П. Геополитика и терроризм эпохи постмодерна / И.П. Добаева, А.И. Добаев, В.И. Немчина. — Ростов н/Д. : ЮФУ, 2015.
4. Ефременко Д.В. Практика адаптации и интеграции мигрантов / Д.В. Ефременко // Россия и современный мир. — 2010. – № 3.
5. Савинов Л.В. Этнополитика в региональном измерении : монография
/ Л.В. Савинов. — Новосибирск : СибАГС, 2012.
6. Сунгуров А.Ю. Миграционная политика: сравнительный анализ зарубежного опыта и некоторые рекомендации для России / А.Ю. Сунгуров // Публичная политика — 2010 : сборник статей. — СПб. : Норма, 2011.
7. Grey M.A. Immigration As a Two-way Street: Beyond the Melting Pot /
M.A. Grey // Becoming American: Beyond the Melting Pot. — 2010. — Vol. 15, № 9.
8. Migration and migrant population statistics [Электронный ресурс] / Eurostat: Statistics explained // Eurostat [official page]. — 2016. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/ Migration_and_migrant_population_statistics
9. Risk Analysis for 2016 [Электронный ресурс] / Frontex. — Warsaw, 2016. Режим доступа: http://frontex.europa.eu/assets/Publications/Risk_ Analysis/Annula_Risk_Analysis_2016.pdf

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

927

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке