ABSTRACT
The article focuses on the analysis of the digital-market in Tomsk, identifying its distinctive features. The work reviews the activities of advertising agencies and freelancers as the main performers providing services for SMM-promotion. The analysis identifies the strengths and weaknesses of their activities that form the prerequisites for the creation of a full cycle SMM agency.
Ключевые слова: SMM, digital-рынок, агентство, социальные сети, фриланс.
Keywords: SMM, digital market, agency, social networks, freelancing.
Согласно исследованиям Social Media Examiner, рынок SMM-услуг в 2018 году вырос на 30-34% по сравнению с 2017 годом. SMM трансформировался из дополнительного инструмента продвижения в одно из основных рабочих средств для привлечения клиентского внимания к бренду. Появились более развитые и совершенные формы работы с социальными сетями, такие как influence-маркетинг, performance-маркетинг, CPA-маркетинг, геймификация и другие. Согласно исследованиям аналитического проекта RUWARD, можно утверждать, что на данный момент digital-рынок находится в активной фазе развития.
Одна из тенденций в развитии digital-рынка на территории России – это формирование SMM-агентств полного цикла, обладающих широким спектром отличительных черт. Во-первых, стратегический аспект. Агентство, в которое заказчик обращается за оказанием полного спектра услуг, должно в обязательном порядке обладать широким стратегическим кругозором, обязано понимать, какие каналы подойдут, какие нет, что будет эффективно, а что не сработает. Можно сказать, что агентство полного цикла должно обладать нужной компетенцией для формирования полноценной digital –стратегии. Во-вторых, важно наличие сквозной аналитической компетенции, которая позволяет свести все маркетинговые активности по всем каналам в единый отчет по реальным KPI. В-третьих, идеальный клиентский сервис. Агентство полного цикла обязано обладать идеально выстроенными процессами ведения клиента, уметь вести его «от А до Я», как по общей стратегии, так и по конкретным каналам и проектам. Это невозможно без правильно выстроенной организационной структуры и бизнес-процессов. В-четвертых, умение работать по агентской схеме. Само понятие слова «агентство» подразумевает то, что компания выступает посредником. Поэтому одним из важных индикаторов является умение агентства построить работы с подрядчиками таким образом, чтобы не снижать качество оказываемых клиенту услуг, вне зависимости от того, производится услуга inhouse или на субподряде.
Несмотря на развитие SMM-рынка в целом по России в Томске специализированные SMM-агентства полного цикла слабо представлены. Основной массив – это крупные рекламные и дизайн-агентства, которые попутно оказывают комплекс услуг по продвижению в интернете.
На сегодняшний день в Томске функционирует около 90 организаций, предоставляющих рекламные услуги. А специализированных SMM-агентств насчитывается не больше 10. При этом организаций, оказывающих полный спектр услуг в сфере digital, а это продвижение в социальных сетях, написание, наполнение и дизайн сайтов, поисковая оптимизация, influence-маркетинг, настройка таргетированной и контекстной рекламы, создание онлайн event, нет. Томские SMM-агентства, – в большинстве своем, производители фото, видео и текстового контента для социальных сетей. Возможно, это связано со спецификой рынка. В Томске преобладает малый бизнес, который не готов выделять крупные бюджеты на продвижение. Именно поэтому на SMM-рынке города Томск на данный момент наиболее успешны рекламные агентства, ведь они имеют возможность оказать свои услуги по наименьшей стоимости. Принцип «у кого меньше смета – тот и выиграл» негативно сказывается на специализированных SMM-агентствах, которые терпят убытки и в конечном итоге разоряются из-за отсутствия заказов.
Отличительной чертой томского рынка SMM является предоставление услуг по продвижению бренда в социальных сетях рекламными агентствами, которые к основному пакету услуг предлагают ведение страниц во Вконтакте, Instagram, Facebook и других платформах. Рекламные агентства, оказывающие услуги SMM-продвижения в Томске часто пренебрегают качеством организации и управлением внутренними процессами внутри компании. Ответственных за проект сотрудников бывает слишком много, при этом отсутствует их взаимозаменяемость. Зачастую не налажены коммуникации – трудно дозвониться, общение может проходить только по электронной почте, из-за чего решение срочных вопросов затягивается. Команды, работающие над проектом, могут не раз меняться. В случае срочной переориентации контента рекламные агентства не способны оперативно перестроить работу, не хватает гибкости. Еще один проблемный момент – это клиентский сервис и клиентоориентированность. Это проявляется в отсутствии проактивности, заинтересованности в результате проекта, внимания к развитию сообществ. Клиентам не уделяется достаточно внимания и времени, встречается небрежность или недостаточная оперативность в коммуникациях. Общий уровень аккаунт-команды низкий, или менеджеры чересчур загружены, в итоге нет четкого управления проектом. И, конечно, главная проблема в SMM-деятельности рекламных агентств – это неспособность исполнителей достичь запланированной эффективности кампаний. Часто агентству не удается выполнять запланированные KPI и успешно завершать проекты. Общие показатели кампаний низкие: подписчиков мало, охват аудитории недостаточен, а ее вовлеченность слабая. Величина посткликов неудовлетворительна, стоимость клика и лида неоправданно высока. Иногда система оценки эффективности кампаний некорректно разработана или слишком сложна.
Другая сторона digital-рынка в Томске – фрилансеры. Люди, которые стараются в одиночку выполнить работу целого рабочего коллектива из 5-7 человек. Гибкость, подвижность, отсутствие формальностей, доступность и быстрая реакция на события — в глазах многих предпринимателей агентствам не хватает этих качеств. Именно поэтому владельцы малого бизнеса (преобладающее на территории г. Томск) обращаются за услугами к фрилансеру, который одновременно организует и проводит фотосессии, обрабатывает фото, создает дизайн для социальных сетей, пишет тексты, настраивает рекламный кабинет, выстраивает работу с инфлюенсерами, готовит отчетность и аналитику.
Однако можно ли говорить о высоком качестве предоставляемых услуг, если фрилансер занимается сразу несколькими проектами одновременно? Да, его услуги стоят значительно дешевле, но у него нет такого количество ресурсов, как у полноценной, сплоченной проектной команды. Из-за этого результаты зачастую выходят средними, деньги клиента расходуются впустую.
Еще одна отличительная черта в работе с фрилансерами – стандартность его подхода к любому бизнесу. Единожды разработанный алгоритм работы с социальными сетями просто перекладывается с одного проекта на другой. В этот момент не берется во внимание ниши и потребности аудитории, не учитывается философия и эмоциональный посыл бренда. А в ведении соцсетей и создании качественного продающего контента, который конвертируется в деньги, это очень важно. Фрилансер очень редко погружается в продукт, чтобы понять его специфику. Для него главные показатели – KPI без привязки к пользе для клиента и аудитории. Как итог, для достижения намеченного результата используются накрутки, заказчик не получает желаемого результата, не наблюдается рост вовлеченности.
В сложившийся ситуации, когда на одной стороне digital-рынка в Томске находятся неповоротливые и слабо ориентированные на клиента рекламные агентства, а с другой – фрилансеры, не имеющие нужной квалификации для оказания услуг высокого качества, становится очевидным, что выход на рынок SMM-агентства полного цикла будет максимально целесообразен. Со стороны эффективности у SMM-агентства полного цикла результат будет значительно выше, чем у фрилансера. У команды больше ресурсов и мощностей, а также высокая нацеленность на результат. Все члены команды –профессионалы в своей нише, они уже сплочены и взаимозаменяемы. Если работа над проектом тормозится из-за недочетов в работе, например, копирайтера ил project-менеджера, то всегда есть возможность сделать кадровую перестановку – заменить одного специалиста другим, который больше подходит под конкретный проект.
Главное преимущество SMM-агентства полного цикла перед рекламным агентством – это гибкость. Сегодня социальные сети меняются непрерывно. К примеру, алгоритмические ленты серьёзно усилили конкуренцию за внимание пользователя в лентах социальных сетей, а переход пользователей на смартфоны заставило поменять подход к пропорциям видео. В такой ситуации крупному агентству, функционирующему много лет на рынке, тяжело перестроиться и перейти на новый формат. Для команды SMM-агентства постоянная перестройка естественна.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что digital-рынок в г. Томск имеет ряд отличительный черт. Многие агентства, оказывающие услуги по SMM продвижению являются дочерними компаниями крупных рекламных предприятий. Также выделяется отдельный слой фрилансеров и намечается движение в сторону развития SMM-агентств полного цикла. Основной пункт, на который обращает внимание заказчик при выборе подрядчика – цена. Из-за этого часто страдает качество предоставляемых услуг и портится впечатление о эффективности продвижения в социальных сетях.
Digital-рынок Томска готов к появлению на нем SMM-агентства полного цикла. Ведь согласно исследованиям РИА Томск, SMM-менеджер – одна из самых востребованных в городе. Деятельность SMM-агентства полного цикла будет успешна и прибыльна в том случае, если будут учтены следующие пункты: подобрана квалифицированная команда специалистов разной направленности, высокая клиентоориентированность, предоставление digital-услуг полного цикла, наличие различных ценовых пакетов, креативный подход к реализации проектов. Используя эти преимущества, у агентства появятся большое количество шансов на увеличение клиентской базы, привлечение крупных клиентов с широко-бюджетными заказами, а также, впоследствии, выйти за пределы томского рынка на сибирский уровень.
Список литературы:
Коммуникационное сопровождение деятельности / [Электронный ресурс]: Официальный сайт коммуникационного агентства Com Agancy; URL: http://comagency.ru/pr-soprovozhdenie-deyatelnosti (дата обращения: 07.05.2019).
Манн, И. Б. Делай новое: улучшаем бизнес с помощью маркетинга / И. Манн, Р. Тарасенко, Д. Турусин .- М. : Манн, Иванов и Фербер , 2017. — 137 с. — Фактическая дата выхода в свет — 2016.
Сенаторов А.А. Контент-маркетинг: Стратегии продвижения в социальных сетях / А. А. Сенаторов .- М. : Альпина паблишер , 2016. — 150 с.- (Первые шаги).
Чернатони, Л. Брендинг. Как создать мощный бренд / Л. Чернатони, М. МакДональд. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 560 c.
100 инструментов SMM-продвижения [Электронный ресурс]: CMSmagazine, аналитический портал рынка веб-разработок. – Электрон. дан.– URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/internet-marketing/smm-100-instruments-to-promote/ (дата обращения: 09.05.2019)