Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Cовременные подходы к пониманию сущности правового воспитания»

Разрыв между «правом в законе» и «правом в жизни», несовершенство законодательства Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении норм права обусловили деформации правосознания большинства россиян разнообразных форм: от правового инфантилизма, для которого характерны правовая неосведомлённость, пробельность правовых знаний, до правового негативизма, заключающегося в сознательном игнорировании закона и его требований.

Помощь в написании статьи

При этом носители деформированного правосознания воспринимают право в качестве системы ограничительно-карательного характера, ущемляющей субъекта в его правомочиях. Представляется, что основной путь преодоления этого явления — правовое воспитание.

В России большинство основополагающих положений по вопросу сущности и развития правового воспитания относится к советскому периоду. Научное осмысление проблем правового воспитания в отечественной юриспруденции началось где-то в 60-е гг. Первой специальной монографической работой, посвящённой проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф. Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе». В дальнейшем, особенно в 70-80-е гг., появилось довольно много специальных научных исследований феномена «правовое воспитание» [2, с. 127].

В юридической литературе правовое воспитание рассматривается как: 1) целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и служащих по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры и дисциплинированного отношения к службе [4]; 2) способ трансляции правовой культуры, передачи правового опыта, норм правовой деятельности, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе [7]; 3) организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правовое сознание, правовые установки, навыки и привычки активного законопослушного поведения [8]; 4) целенаправленное воздействие, направленное на формирование системы нравственно-правовых ценностей личности, обеспечивающей высокий уровень правовой культур [5].

Бондарев А.С. рассматривает правовое воспитание как часть правовой социализации личности в пределах правового пространства общества, представляющая собой процесс организованного и целенаправленного воздействия агентов правовой социализации на их правосознание и правовое поведение [2, с. 137].

В настоящее время в юридической литературе отсутствует единая трактовка определения «правовое воспитание», однако общим в них является то, что это целенаправленная, систематическая деятельность субъектов правового воспитания по формированию позитивного правосознания и развитию высокого уровня правовой культуры. Таким образом, позитивное правосознание и высокий уровень правовой культуры рассматриваются как конечная цель или результат правового воспитания. Однако при всём многообразии подходов к понятиям «правовая культура» и «правовое сознание» отсутствуют их определения, которые могли бы быть использованы при изучении эффективности правового воспитания.

В современном варианте теория правового воспитания более усложнилась по сравнению с более ранними исследованиями, и сегодня предполагает рассмотрение правового воспитания как в широком, так и в узком смыслах: в широком смысле правовое воспитание рассматривается как общий процесс формирования правосознания и правовой культуры членов общества, а в узком смысле — как один из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование высокого уровня правовой культуры и позитивного правосознания.

Понятие «правовое воспитание» имеет тесную взаимосвязь с понятием «предупреждение преступности». Грошев А.В. указывает, что правовое воспитание — это сложный и многогранный процесс, включающий в себя систему мероприятий, входящих как в общесоциальный, так и специально-криминологические уровни предупреждения преступности. При этом правовое воспитание и предупреждение преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных процесса, определённые части которых совпадают и взаимодействуют. Правовое воспитание не входит в профилактику преступлений в полном объёме. Оно прежде всего направлено на повышение общей правовой культуры граждан [3].

Правовое воспитание играет и немаловажную роль в развитии социально-правовой активности личности, в результате чего у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, что в значительной мере предопределяет выбор соответствующих действий и поступков.

До сих пор в теории права нет полной ясности и однозначного решений о формах (направлениях) правового воспитания. Некоторые авторы к формам правового воспитания относят правовое обучение, правовую пропаганду, самовоспитание, юридическую практику [11, с. 415]. Другие — к формам правового воспитания относит: правовое обучение, правовую пропаганду, организованную и контролируемую социально-правовую практику населения [10, с. 473; 2. с. 150]. По мнению Стреляевой В.В., специфику правового воспитания определяет природа действующего права и правосознания. Сообразно этой природе правовое воспитание представляет собой двуединство правового просвещения (образования) и правового перевоспитания [9].

Однако в качестве основных направлений правового воспитания целесообразно рассматривать: во-первых, правовое обучение, заключающееся в реализации комплекса образовательных программ профессионально-юридической и иной направленности; во-вторых, правовое просвещение как пропаганду и распространение среди широких слоёв населения юридических знаний, достоверных сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а также обязанностей граждан, способах их реализации и защиты, компетенции и порядке деятельности государственных органов [1, с. 7].

Несомненно, правовоспитательный процесс носит политический характер, а государственная политика в области правового воспитания является составной частью внутренней политики в стране и нуждается в серьёзном анализе. Сегодня в России отсутствуют фундаментальные теоретические исследования разрешающие методологические проблемы государственной политики в области правового воспитания, определяющие понятие, содержание, принципы и формы её реализации.

До недавнего времени в России не существовало единого вектора государственной политики в области правового воспитания. 4 мая 2011 года Президентом РФ Медведевым Д.А. утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания» (далее — Основы), которые призваны консолидировать законодательную базу в области правового воспитания. В результате реализации Основ должны возрасти роль закона в системе социальных регуляторов, усилиться правовые начала в поведении людей, в жизни общества, ведь норма права — это идеальная модель должного поведения. Кроме того, определённая в Основах государственная политика должна нести особую нагрузку в силу того, что правовое воспитание является своеобразным сосредоточением всех видов воспитания (политического, трудового, нравственного, экологического, экономического).

И в заключении хотелось бы отметить, что система организации и осуществления правового воспитания на современном этапе нуждается в реформировании и внедрении инновационных подходов. Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; выявление особенностей и основных тенденций их функционирования; концентрация усилий всех государственных органов, общественных организаций, направленных на обеспечение эффективности данной работы, в том числе координация деятельности субъектов воспитания.

Список литературы:

Алексеев А.И., Герасимов С.И. О государственной политике развития правовой грамотности и правосознания // Юстиция. Научно-практический журнал. 2009. №5. С. 7.
Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безотвественность — стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. — Спб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
Грошев А.В. Уголовный закон и правосознание (теоретические пробелы уголовно-правового регулирования). Екатеринбург: Ек. высшая школа МВД России совместно с Уральской государственной юридической академией, 1994.
Кирсанов И.В. Природа правового воспитания // История государства и права, 2007, №9.
Кузнецов Г.А. Нравственно-правовое воспитание подростков. Изд-во Сарат. ун-та, 1989.
Левентюк А.В. Правовое воспитание как метод преодоления правового цинизма: основные направления // Общество и право, 2009, N 2.
Нурпеисов Д.К.Проблемы правового воспитания в современных условиях Казахстана // Юридическое образование и наука, 2006, N 3.
Павлухин А.Н. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних средствами правового воспитания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.Н. Павлухин, З.С. Запиров, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 53.
Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : Автореферат дис……канд. юрид. наук. М., 2006.
Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 465.
Щедрин А.С.Правовое воспитание и формирование позитивного правосознания у граждан пореформенной России // Общество и право, 2008, N 3.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

428

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке