Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «К вопросу изучения социономического потенциала этнокультурного пространтства региона»

АННОТАЦИЯ. Посредством теоретического анализа в статье обосновывается актуальность изучения на основе ресурсно-потенциального подхода социальной работы этнокультурного пространства региона. Выделяются основные компоненты этнокультурного пространства региона, выполняющие «помогающие» функции, осуществляющие роль «неформальной» социальной работы региона.

Помощь в написании статьи

Обосновывается положение, что на основе анализа деятельности субъектов этнокультурного пространства региона целесообразно систематизировать данные об их возможностях и потенциале для структурной социальной работы.

ABSTRACT

Through theoretical analysis in the article the urgency of studying on the basis of the resource potential of the approach of social work ethno-cultural space of the region. Settle the main components of the ethno-cultural space, performing «help» function, performing the role of «informal» social work in the region. It is proved that on the basis of the analysis of activity of the subjects of the ethnic and cultural space of the region, it is advisable to systematize data about their opportunities and potential for structural social work. 

Ключевые слова: этнос; социальная работа; хакасский этнос; помощь; взаимопомощь; традиционное общество; ресурсно-потенциальный подход; этнокультурное пространство.

Keywords: ethnos; social work; Khakas ethnos; help; mutual aid; traditional society; the resource-potential approach; ethno-cultural space.

Каждый народ в процессе своей этнической истории формирует механизм оказания помощи наиболее нуждающимся слоям своего населения, данный механизм в связи с модернизацией общественных отношений ведет свое существование в пространстве семейно-родственных, этно-конфессиональных взаимоотношений и актуализируется или несколько «притухает» в зависимости от социально-экономической ситуации, силы традиций народа [4, c. 251]. Скрытые и явные возможности для социальной работы изучаются посредством ресурсно-потенциального подхода.

Особую научную ценность в изучении ресурсов и потенциала социальной работы имеют труды доктора социологических наук, профессора Пермского госуниверситета Замараевой З.П. [3, c. 11]. Цель ресурсно-потенциального подхода в социальной работе, как отмечает указанный автор — формирование ценностного, нормативного, организационно-структурного, функционального механизмов деятельности, которые направлены на повышение или изменение уровня ресурсного потенциала у объекта социальной защиты, и соответственно, изменение его социального положения, социальной роли посредством освоения новых ценностей, норм, требований, моделей поведения как основы социализации. Замараева З.П. выделяет также общественный ресурсный потенциал, который представляет результат изменения социальной среды, снижение реальной возможности оказания помощи со стороны государственных структур, стремление индивидов к объединению с другими себе подобными. Также общественный ресурсный потенциал — это метод повышения возможностей индивида (группы) в самообеспечении населения через деятельность терапевтических сообществ, групп само- и взаимопомощи, актуализацию «сетевых ресурсов», которые образуют общественную модель социальной защиты по месту жительства, возможности общественного (некоммерческого) сектора. Механизм реализации ресурсно-потенциального подхода в системе социальной работы детерминирован подбором соответствующих технологий социальной защиты на основе оценки ресурсно-потенциального состояния объекта социальной защиты, созданию условий, способствующих повышению личностно-профессиональной компетентности специалистов социального сферы [4, c. 147].

Актуальность научной проблемы для теории и практики социальной работы обусловлена следующими обстоятельствами.

Одним из приоритетных направлений законодательной и исполнительной власти России является социальное развитие. Определены приоритеты социально-экономического развития страны в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из направлений в области развития социальных институтов, в том числе социальной работы как профессии, и социальной политики является формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении. Субъекты этнокультурного пространства активно участвуют в реализации социальной политики, национальные общественные организации оказывают содействие своим соплеменникам в разрешении трудной жизненной ситуации. Этнос, семья обеспечивают поддержку своим членам, оказавшимся в социально-опасном положении.

Российская Федерация является многонациональной страной, где по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан, проживает 193 национальности, что характеризует наличие многообразия механизмов помощи и взаимопомощи, составляющий ресурс и потенциал социальной работы.

По данным Научно-исследовательского института «Высшая школа экономики» в России подготовка по направлению «Социальная работа» ведется в 114 вузах во всех регионах, что формирует необходимость подготовки будущих профессионалов социальной сферы с учетом реальной ситуации региона, в том числе социономического потенциала этнокультурного пространства региона. Приказом Минтруда России № 571н от 22 октября 2013 года утвержден профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе», где в качестве необходимых знаний в числе остальных указывается необходимость знания национальных и региональных особенностей быта и семейного воспитания, народных традиции.

В Республике Хакасия по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает более ста национальностей. Национальный состав республики: русские — 81,7 %; хакасы — 12,1 %; немцы — 1,1 %; украинцы — 1 %; другие национальности — 4,1 %. По данным министерства юстиции республики Хкасия по состоянию на 01.11.2013 зарегистрировано 401 общественное объединение, из которых 70 этно-конфессиональных организаций [1, с. 258]. Национальные общественные объединения оказывают содействие в решении трудной жизненной ситуации своим представителям, а также решая социальные проблемы региона, решают проблемы социальной адаптации мигрантов, часто становясь единственными субъектами социальной работы с ними.

Коренным народом Республики Хакасия является хакасский этнос, который на протяжении длительной этнической истории выработал свои механизмы помощи и взаимопомощи в рамках рода, общины, традиционных видов хозяйствования. Традиционное хакасское общество выработало свои формы помощи и поддержки таких категорий населения как старики, женщины, дети. Они были направлены на поддержание их жизнедеятельности, благополучного течения определенного этапа их жизни: женщинам для успешной реализации их репродуктивной функции; старикам для благоприятного завершения их жизненного пути; детям для успешного прохождения ими социализации и внедрения в активную жизнь полноправным членом общества. Механизмы помощи также сформировались относительно лиц с ограниченными возможностями здоровья, молодых семей, малоимущих. Свои формы помощи и взаимопомощи сформированы в сельскохозяйственных видах работ, промысловой деятельности, обустройстве жилья и т. п. Данный механизм вспомоществования выявлен в рамках традиционного общества, он продолжает свое функционирование в рамках семейно-родственных отношений в современное время и составляет ресурс социальной работы, но исследования по данному вопросу не проводилось. С началом преобразований 1990-х годов наблюдается новый этап в становлении родового управления хакасов. Сформирован и ведет свою деятельность Совет старейшин хакасского народа, где проходят обсуждение и принимаются решения по актуальным вопросам коренного населения, в том числе социального характера, подводятся ежегодные итоги деятельности. Хакасские рода решают вопросы об установлении опеки над сиротами, помощи в обучении, в организации мероприятий и т. д., что напрямую связано с социономической деятельностью.

Таким образом, изучение социономического потенциала этнокультурного пространства регионов России является актуальной задачей в рамках реализации социальной политики государства, послужит основой взаимодействия субъектов этнокультурного пространства с органами исполнительной власти в вопросах решения социальных задач. Этнокультурное пространство регионов является потенциалом профессиональной социальной работы, ее ресурсом, изучение возможностей которых, автору данной статьи представляется важной задачей в рамках подготовки социальных работников и становления социального партнерства в сфере социальной поддержки населения.

Список литературы:

Анайбан З.В. Институты гражданского общества в постсоветской Хакасии // Власть и общество в Сибири в XX веке. Сборник научных статей. Вып. 3 / Науч. ред. В.И. Шишкин. Новосибирск: Параллель, 2012. — С. 256—268.

Замараева З.П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук: специальность 22.00.04 — социальная структура, социальные институты и процессы. М.РГСУ.2007.

Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в условиях модернизации современной системы социальной защиты населения//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — Вып. № 1. — 2011. — C. 147—156.

Макина А.И. Этничность, ее роль и место в социальной работе // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 22—23 сентября 2006 г., г. Абакан / под ред. Штыгашевой О.В. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. — С. 251—256

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. — 427 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

370

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке