Только созданная теория относительности Эйнштейна перевернула все доселе привычное представление о физических процессах в пространстве и времени. В значительной степени больше других все эти метаморфозы затронули наше государство, нашу страну, которой пришлось пройти через столько испытаний. Научно-технический прогресс XX столетия породил собой современное информационное общество, являющееся на сегодняшний день новой набирающей темпы и интенсивно развивающейся социально-исторической формацией.
«Информационное общество» — это общество, обеспеченное всеми необходимыми материальными ресурсами и сориентированное на стратегическое доминирование интеллектуально-информационного ресурса во всех его аспектах, который характеризуется: абсолютной неисчерпаемостью, экологичностью, социальной интегративностью [1, с. 318]. Выделим основные черты информационного общества, к ним можно отнести:
1.Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2.Возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
3.Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
4.Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: а) эффективное информационное взаимодействие людей, б) их доступ к мировым информационным ресурсам и в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
5.Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
Прогресс сегодня развивается с такими темпами, что сложно делать какие-либо прогнозы даже на какие-нибудь несколько лет вперед. Так сложно было предположить еще десять лет назад, что мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы и другие средства сотовой связи получат в наше время такое массовое распространение, причем как в количественном показателе, так и в качественном ключе. Техника дошла до уровня, когда вчерашняя научная фантастика сегодня становится вполне реальной научной закономерностью. Изменения такого рода влекут за собой неотвратимо к развитию и перестановке приоритетов во всех сферах жизни общества. Сегодня мы вплотную подошли к пониманию прогресса в современной ситуации как доминанта экономического базиса над остальными условиями, что во многом вторит взглядам крупнейших экономистов-ученых XIX века на прогресс будущего. Оптимизация в экономической сфере, развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализация нанотехнологий в инженерной области, медицине — все это порождает непрерывную причинно-следственную череду. В такой обстановке существенно возрастает опасность квазиинтенсивности, которая буквально может быть описана как «развитие для развития», «прибыль ради прибыли».
Все это заставляет задуматься и обратиться к одной из важнейших сфер жизни общества, проанализировать какие изменения претерпевают в ней — духовной сфере. Ее богатство и развитие напрямую зависит от духовных ценностей. Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, должен возрастать. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), устанавливающая соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей [2, с. 349]. Передаваясь из поколения в поколение, духовные ценности в свою очередь формируют мировоззрение, мировосприятие будущих поколений, и являются показателем духовности, внутренней нравственной основой, как личности, так и в широком смысле этноса, нации, общества. Таким образом, духовные ценности можно определить как теоретическую составляющую реализаций и развития в духовной сфере. В зависимости от качественного содержания ценностей они могут приводить к духовному прогрессу, регрессу или стагнации. Практическую же реализацию духовной сферы общества мы видим в Культуре.
Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Материальные и духовные ценности, составляющие духовно-общественное бытие человека [3, с. 307]. Что же было достигнуто в культурном плане за последние десятилетия?
Во время существования СССР в культурных достижениях резко доминировала идеологическая составляющая. Культура времени «социалистического реализма» была политизирована принципами и идеями марксизма-ленинизма.
Анализирую историю становления и развития культуры советского общества, стоит отметить, что она представляет собой очень противоречивое явления как статически, там и динамически. В первом случае — в своей основе, в идеологических принципах. Во втором — в процессе развития на протяжении существования советского строя. Рассматривая советскую культуру, начиная с истоков ее зарождения, мы наблюдаем ее относительное изменение, диктуемое объективными причинами, при общей внутренней идеологической статичности. За основу построения советского общества принимались взгляды на социально-политическое развитие цивилизации К. Маркса и Ф. Энгельса, изложенные ими в своих научных работах. В «Манифесте коммунистической партии» они четко показали, каким образом должен протекать процесс трансформации в социализм, а затем и в коммунизм. За основу брались экономические потребности личности, общества и вытекающие отсюда взаимоотношения между субъектами в сфере производства. Разработанная система научного обоснования доказывала неизбежность перехода из одной формации (капиталистической) в другую (коммунистическую) на основании, прежде всего, экономических изменений. В последствие эти взгляды были осмыслены и в значительной степени дополнены В.И. Лениным. В 1917 г. предпринята попытка скачкообразного перехода от феодально-самодержавного устройства к социалистическому, сопровождаемая революционными преобразованиями. Таким образом, с самых истоков зарождения советской культуры мы наблюдаем ее противоречивость. С одной стороны — формационный подход к развитию, выдвинутый теоретиками марксизма обрекал культурное развитие на предопределенность, и как следствие духовный догматизм. С другой же — жизненные реалии и практическое претворение коммунистических идеалов отражали отступление от основных постулатов, относительную гибкость в процессе становления. Условно культурный феномен советского строя можно разделить на две составляющие: политическую и духовно нравственную. На разных этапах развития соотношение их в процентном эквиваленте было различным (например, отступление Сталина в годы Великой Отечественной войны от официальной линии и сближение с духовенством), однако доминирующая роль всегда оставалась за политической составляющей. Это, как показала история, в конечном счете, приводит к краху системы, обратная ситуация к культурной революции и дальнейшему развитию (Китай).
В процессе построения социализма политическая линия сохраняла тоталитарный характер, малейшие расхождения от генеральной линии партии, сопровождались гонениями, общественной дискредитацией. За годы советской власти наблюдалось последовательное претворение духовных ценностей, в жизнь выражающееся в нравственном воспитании. Огромную роль здесь сыграло, прежде всего, образование, его вседоступность, обязательность, всесторонность. За время от «всеобуча» до развитой системы просвещения была проделана колоссальная работа. Подавляющее большинство России — неграмотное крестьянство переведено в качественно новое состояние благодаря обучению грамоте, тем самым нанесен сильный удар по прежнему социальному неравенству. Образование отличалось тесной связью с воспитанием личности, учебные заведения ориентировались на воплощение в программе обучения этических установок [4, с. 202].
Как известно все сферы жизни общества взаимосвязаны между собой и взаимообусловливают свои изменения. В советское время акцент в развитии делался на отдельные области, диктуемые гонкой вооружения, идеологическими предрассудками и догмами, вследствие этого ущербность и псевдо гармоничность к закату советской эпохи дошла до своего апогея.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
С одной стороны пропаганда «советского образа жизни», культурного воспитания, начинающегося для детей еще со школьной скамьи, с первого ленинского значка «октябренка», являло собой образец нравственного воспитания, поведения в обществе, этикета, развития с юных лет патриотизма и любви к Родному Отечеству. В решении задач культурного становления молодого поколения были заняты все без исключения государственные и политические институты, радио, телевидение, газеты и т. д. С другой же стороны наблюдалось явное отставание в экономическом развитии от ведущих европейских стран. Сохранение командно-планового принципа построения приводило к изобилию дефицита. Цензура в социальной и политических сфере взращивала противоречия и диссидентство. Следствием экстенсивных методов производства являлось снижение эффективности применения новых технологий. Все это привело к возросшему антагонизму, вылившемуся в «Перестройку» и прекращение существования СССР. Распад Советского Союза и последующее становление России, как социально-историческое явление, в силу прошлых противоречий, сопровождалось перераспределением потенциалов, сменой приоритетов в развитии с прежних культурных на позиции производства. В результате мы получили противоположно полярную картину, где «советские культурные идеалы» изгоняются в забвение. Такие отношения грозят порождением очередной крайности.
За время перехода в современную историческую формацию воспитано целое поколение в духе новых ценностей. Многие сегодня ошибочно считают, что понятие культуры, духовных ценностей носит преимущественно прикладной характер и в наше время является чем-то отстраненным от практики. В истории существует немало примеров отражающих подлинную практическую сущность культуры. Целые цивилизации прекращали свое существование в первую очередь в силу внутреннего культурного дисбаланса и, в конечном счете, разложения. Причем это возникало как по причине упадка (Римская империя), так и из-за резвившегося догматизма и подмены ценностей (СССР).
Современный механизм развлечений препятствует духовному росту. Мы просто созерцаем мелькающие пред глазами картинки, стараемся быстро схватывать и понимать быстро меняющиеся образы. А между тем, самым главным элементом приобщения к культуре является обращение человека внутрь самого себя. Огромная сумма знаний, которую преподносят сегодня, не может быть использована в жизни. Вот как об этом говорит сам Й. Хейзинг: «Непереваренные знания тормозят работу мысли, преграждают дорогу мудрости. Многознание превращается в маломудрие».
Таким образом, становится очевидным, что культурная составляющая, базирующаяся на духовных ценностях, играет огромную роль в становлении и развитии здоровой личности, здорового общества. Необходимо учесть уроки данные нам историей, не предаваться крайностям в вопросах анализа и принятии решений. Культурный дисбаланс (идеологизация и обратная крайность — нравственная вакханалия) приводит неотвратимо к изменениям в других сферах жизни общества, нарастанию избыточного напряжения, которое, как правило, выливается в революции, войны и прочие насильственные перемены. Культурное развитие сегодня требует учета анализа возможных изменений в иных сферах. Системный подход должен применяться комплексно и на протяжении всего процесса преобразований, с корректировкой задач, способов их решения в зависимости от текучести изменений в современности. Сейчас существует вероятность реализации духовных ценностей, используя телевидение, развивающуюся сетевую инфраструктуру с имеющимися в ней социальными сетями, сайтами, сообществами. Пресса в наше время издается как в печатном, так и в электронном виде, что существенно расширяет возможности ознакомления с материалом. В настоящий момент у большинства граждан есть возможность выхода в глобальную информационную сеть «Интернет», являющуюся всеохватывающим информационным порталом. Существует большое количество виртуальных развлечений, симуляторов, форумов для он-лайн общения, что значительно расширяет возможности для культурно-информационного воздействия, процесса нравственного воспитания. Есть также возможность проведения интернет-конференций, дебатов и брифингов. Анализ и оценка результатов может осуществляться, используя интерактивный мониторинг информации в виртуальных сетях. Что касается осознания культуры как социальной составляющей, то здесь важно произвести переоценку места культуры в жизни общества, отойти от отвлеченно-прикладного понимания ее сути. Этому должна способствовать:
1.выработка и пошаговая реализация методологии, системы нравственного воспитания;
2.интеграция культурного воспитания в различные сферы производства и общественных отношений, упрочнение позиций всеобщего охвата, и как следствие отказ от укореняющегося обособленно второстепенного понимания;
3.повышения актуальности проблематики духовного развития, увеличение занятости граждан в культурной жизни государства;
4.формирование в современных условиях менталитета социума ценностной направленности.
Необходимо сознавать, что от состояния культуры сегодня зависит воспитание духовности, нравственности, патриотизма молодого поколения, и в конечном итоге будущее нашей страны.
Список литературы:
Лактионов А.А. Информационное общество: М.: АСТ Мидгард, 2004. — 507 с.
Кохановкий В.П. Философия: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 576 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. — 928 с.
Каменец А.В. Политическая культура России: учеб. Пособие. М.: Брандес, 1997. — 141 с.