И хотя, межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей, но, как показывает практика последних событий, ни в одном государстве не могут адекватно отрегулировать ее положения [2, с. 109].

Межэтнический конфликт является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных этносов. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Все это может быть причинами социальной нестабильности, национализма, политических спекуляций.

Наличие националистической составляющей почти во всех кон­фликтах современности ― свидетельство того, что ни учеными, ни специалистами в области этнической политологии, ни правоведами, ни политиками, ни социологами до сих пор не найдены универсальные решения или действенные пути для предотвращения национальных конфликтов.

Обострение межэтнических конфликтов можно отнести к наиболее сложным проблемам развития современной России. Особую значимость они приобретают в полиэтнических регионах, к которым можно отнести и Иркутскую область, где на протяжении всей истории ее существования взаимодействуют культуры разных этносов.

Все эти факторы и обусловили актуальность нашего исследо­вания. Объектом данного исследования выступила студенческая молодежь, обучающаяся в НИ ИрГТУ.

Предметом исследования ― мнение студенческой молодежи НИ ИрГТУ относительно причин межэтнических конфликтов и путей их разрешения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Цель исследования заключалась в изучении мнения студенческой молодежи НИ ИрГТУ относительно причин межэтнических конфликтов и путях их разрешения.

Этапность нашего исследования была выстроена в следующем порядке:

1. определить отношение студенческой молодежи к проблеме межэтнических конфликтов в условиях вуза;

2. выяснить причины межэтнических конфликтов с точки зрения студентов;

3. определить отношение студенческой аудитории к студентам разных национальностей;

4. проанализировать мнение студентов относительно возможных путей решения проблемы межэтнических конфликтов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Нами был проведен социологический опрос на тему «Причины межэтнических конфликтов и пути их разрешения на примере студенческой молодежи Национального Исследовательского Иркутского Государственного Технического Университета», в ходе которого были опрошены 236 студентов НИ ИрГТУ (50 % мужчин и 50 % женщин, что позволило отразить специфику генеральной совокупности пропорционально выборке.). В опросе участвовали студенты, идентифицирующие себя как русские (80 %), буряты (16,7 %) и азербайджанцы (3,3 %).

Согласно полученным данным, о возникновении конфликтных ситуаций между российскими студентами разных национальностей в НИ ИрГТУ слышали 71 % российских студентов русской национальности и 100 % российских студентов других национальностей.

40 % студентов оценили вероятность возникновения подобных конфликтов в НИ ИрГТУ скорее как низкую, 27 % студентов затруднились ответить, 17 % студентов считают, что вероятность скорее высокая, 10 % оценивают ее как высокую и 6 % как низкую. Что может говорить о том, что ситуация в межэтнических отношениях в НИ ИрГТУ достаточно благополучная.

Мы поинтересовались мнением студентов о возможных причинах конфликтов на национальной почве (вопрос задавался в открытой форме, ответили на него 83 % респондентов). Чаще всего говорили о национальных, расовых предрассудках (48 %); о различиях в воспитании (16 %); о различиях в менталитетах (12 %); о личной неприязни (12 %). Высказывались мнения, что конфликты происходят в алкогольном опьянении (8 %). Кто-то считает, что причина конфликтов кроется в различии национальных традиций и религий (4 %). Полученные данные говорят о том, что у большин­ства опрашиваемых наличествуют стереотипные представления о других этносах.

Респондентам был задан открытый вопрос о том, какие меры нужно предпринять, чтобы предотвратить конфликты между российскими студентами разных национальностей в НИ ИрГТУ (на него ответило 67 % студентов). Чаще всего предлагалось проводить совместные развлекательные и спортивные соревнования (45 %). 25 % респондентов предложили проводить «пропаганду дружбы народов», подразумевая под этим скорее воспитание толерантного отношения молодежи к представителям других национальностей. 15 % студентов считают, что «нужно меньше пить». Кто-то предлагает ввести раздельное обучение (10 %), а кто-то ― установить контроль (5 %). Отсюда следует, что отношения с другими этносами носят эпизодический характер, и первое впечатление или недостаток информации определяют представления носителей разных культур друг о друге.

В следующем вопросе была предпринята попытка определить установки студентов НИ ИрГТУ относительно представителей различных национальностей, предложив им указать в какие отношений они готовы вступить с представителями указанных этнических групп. В предложенной респондентам шкале было выражено 5 позиций в порядке увеличения социальной дистанции. Наименьшая социальная дистанция была представлена в позиции «Вступил бы в брак», наибольшая ― в позиции «Не хочу общаться ни при каких обстоятельствах».

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

По полученным ответам на данный вопрос, можно говорить о том, что наименьшая социальная дистанция у респондентов с русскими, что легко объяснить принадлежностью большинства опрошенных к этой национальности. Следом по шкале социальной дистанции находятся такие национальности как украинцы, белорусы, буряты, татары. Наибольшая социальная дистанция у респондентов оказалась с цыганами, чеченцами, китайцами, грузинами, узбеками. Что также может указывать на стереотипность суждений респондентов, связанных с отсутствием достаточной информации.

Так как за последние годы в России значительно выросла численность молодежных националистических группировок, то респондентам был предложен вопрос о том, как они относятся к возникновению подобных организаций. Результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных российских студентов осуждает националистические образования (57 %), нейтрально к ним относятся 33 %, но есть и те, кто поддерживает их идеи (7 %), 3 % затруднились ответить на этот вопрос.

Доброжелательное отношение респондентов к представителям других национальностей выразилось в ответах о допустимых для них формах дискриминации по национальному признаку. Оскорбление на бытовом уровне считают не допустимым 53 % опрошенных, допустимым в определенных ситуациях ― 43 %, допустимым ― 4 % респондентов. Отношение к представителям некоторых нацио­нальностей как к людям «второго сорта» считают не допустимым 63 % респондентов, допустимым в определенных ситуациях ― 23 %, допустимым ― 14 %. Физическое насилие по отношению к лицам других национальностей считают не допустимым 73 % опрошенных, допустимым в определенных ситуациях ― 17 %, допустимым ― 10 %. Ограничения при приеме в учебные заведения и на работу считают не допустимыми 67 % респондентов, допустимыми в определенных ситуациях ― 23 %, допустимыми ― 10 %. Ущемление прав и свобод (навязывание русской культуры, обязательного изучения русского языка) считают не допустимыми 60 % респондентов, допустимыми в определенных ситуациях ― 17 %, допустимыми ― 23 %.

Можно предположить, что негативное отношение к представи­телям других национальностей объясняется отсутствием опыта реального конструктивного взаимодействия с представителями других этносов, так как основная жизнедеятельность большинства респон­дентов протекает в единой культурной среде, где реальные этнические отличия во многом нивелируются и не являются определяющими. Отношения с иными этносами, как правило, эпизодические.

Проанализировав результаты проведенного исследования, можно предложить следующие меры предотвращения межэтнических конфликтов именно для НИ ИрГТУ: воспитание толерантного отношения молодежи к представителям других национальностей посредством совместных развлекательных и спортивных мероприятий, агитации о союзе народов и терпимости, тренингов, объединяющих представителей разных этносов.

Список литературы:

Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. ― М.: Аспект Пресс, 2008. ― 52 с.
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. ― М., 2008. ― с. 109.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью