Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Причины межэтнических конфликтов и пути их разрешения на примере студенческой молодежи национального исследовательского Иркутского Государственного Технического Университета»

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых проблем современности относятся межэтнические конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку [1, с. 52].

Помощь в написании статьи

И хотя, межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей, но, как показывает практика последних событий, ни в одном государстве не могут адекватно отрегулировать ее положения [2, с. 109].

Межэтнический конфликт является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных этносов. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Все это может быть причинами социальной нестабильности, национализма, политических спекуляций.

Наличие националистической составляющей почти во всех кон­фликтах современности ― свидетельство того, что ни учеными, ни специалистами в области этнической политологии, ни правоведами, ни политиками, ни социологами до сих пор не найдены универсальные решения или действенные пути для предотвращения национальных конфликтов.

Обострение межэтнических конфликтов можно отнести к наиболее сложным проблемам развития современной России. Особую значимость они приобретают в полиэтнических регионах, к которым можно отнести и Иркутскую область, где на протяжении всей истории ее существования взаимодействуют культуры разных этносов.

Все эти факторы и обусловили актуальность нашего исследо­вания. Объектом данного исследования выступила студенческая молодежь, обучающаяся в НИ ИрГТУ.

Предметом исследования ― мнение студенческой молодежи НИ ИрГТУ относительно причин межэтнических конфликтов и путей их разрешения.

Цель исследования заключалась в изучении мнения студенческой молодежи НИ ИрГТУ относительно причин межэтнических конфликтов и путях их разрешения.

Этапность нашего исследования была выстроена в следующем порядке:

1. определить отношение студенческой молодежи к проблеме межэтнических конфликтов в условиях вуза;

2. выяснить причины межэтнических конфликтов с точки зрения студентов;

3. определить отношение студенческой аудитории к студентам разных национальностей;

4. проанализировать мнение студентов относительно возможных путей решения проблемы межэтнических конфликтов.

Нами был проведен социологический опрос на тему «Причины межэтнических конфликтов и пути их разрешения на примере студенческой молодежи Национального Исследовательского Иркутского Государственного Технического Университета», в ходе которого были опрошены 236 студентов НИ ИрГТУ (50 % мужчин и 50 % женщин, что позволило отразить специфику генеральной совокупности пропорционально выборке.). В опросе участвовали студенты, идентифицирующие себя как русские (80 %), буряты (16,7 %) и азербайджанцы (3,3 %).

Согласно полученным данным, о возникновении конфликтных ситуаций между российскими студентами разных национальностей в НИ ИрГТУ слышали 71 % российских студентов русской национальности и 100 % российских студентов других национальностей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

40 % студентов оценили вероятность возникновения подобных конфликтов в НИ ИрГТУ скорее как низкую, 27 % студентов затруднились ответить, 17 % студентов считают, что вероятность скорее высокая, 10 % оценивают ее как высокую и 6 % как низкую. Что может говорить о том, что ситуация в межэтнических отношениях в НИ ИрГТУ достаточно благополучная.

Мы поинтересовались мнением студентов о возможных причинах конфликтов на национальной почве (вопрос задавался в открытой форме, ответили на него 83 % респондентов). Чаще всего говорили о национальных, расовых предрассудках (48 %); о различиях в воспитании (16 %); о различиях в менталитетах (12 %); о личной неприязни (12 %). Высказывались мнения, что конфликты происходят в алкогольном опьянении (8 %). Кто-то считает, что причина конфликтов кроется в различии национальных традиций и религий (4 %). Полученные данные говорят о том, что у большин­ства опрашиваемых наличествуют стереотипные представления о других этносах.

Респондентам был задан открытый вопрос о том, какие меры нужно предпринять, чтобы предотвратить конфликты между российскими студентами разных национальностей в НИ ИрГТУ (на него ответило 67 % студентов). Чаще всего предлагалось проводить совместные развлекательные и спортивные соревнования (45 %). 25 % респондентов предложили проводить «пропаганду дружбы народов», подразумевая под этим скорее воспитание толерантного отношения молодежи к представителям других национальностей. 15 % студентов считают, что «нужно меньше пить». Кто-то предлагает ввести раздельное обучение (10 %), а кто-то ― установить контроль (5 %). Отсюда следует, что отношения с другими этносами носят эпизодический характер, и первое впечатление или недостаток информации определяют представления носителей разных культур друг о друге.

В следующем вопросе была предпринята попытка определить установки студентов НИ ИрГТУ относительно представителей различных национальностей, предложив им указать в какие отношений они готовы вступить с представителями указанных этнических групп. В предложенной респондентам шкале было выражено 5 позиций в порядке увеличения социальной дистанции. Наименьшая социальная дистанция была представлена в позиции «Вступил бы в брак», наибольшая ― в позиции «Не хочу общаться ни при каких обстоятельствах».

По полученным ответам на данный вопрос, можно говорить о том, что наименьшая социальная дистанция у респондентов с русскими, что легко объяснить принадлежностью большинства опрошенных к этой национальности. Следом по шкале социальной дистанции находятся такие национальности как украинцы, белорусы, буряты, татары. Наибольшая социальная дистанция у респондентов оказалась с цыганами, чеченцами, китайцами, грузинами, узбеками. Что также может указывать на стереотипность суждений респондентов, связанных с отсутствием достаточной информации.

Так как за последние годы в России значительно выросла численность молодежных националистических группировок, то респондентам был предложен вопрос о том, как они относятся к возникновению подобных организаций. Результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных российских студентов осуждает националистические образования (57 %), нейтрально к ним относятся 33 %, но есть и те, кто поддерживает их идеи (7 %), 3 % затруднились ответить на этот вопрос.

Доброжелательное отношение респондентов к представителям других национальностей выразилось в ответах о допустимых для них формах дискриминации по национальному признаку. Оскорбление на бытовом уровне считают не допустимым 53 % опрошенных, допустимым в определенных ситуациях ― 43 %, допустимым ― 4 % респондентов. Отношение к представителям некоторых нацио­нальностей как к людям «второго сорта» считают не допустимым 63 % респондентов, допустимым в определенных ситуациях ― 23 %, допустимым ― 14 %. Физическое насилие по отношению к лицам других национальностей считают не допустимым 73 % опрошенных, допустимым в определенных ситуациях ― 17 %, допустимым ― 10 %. Ограничения при приеме в учебные заведения и на работу считают не допустимыми 67 % респондентов, допустимыми в определенных ситуациях ― 23 %, допустимыми ― 10 %. Ущемление прав и свобод (навязывание русской культуры, обязательного изучения русского языка) считают не допустимыми 60 % респондентов, допустимыми в определенных ситуациях ― 17 %, допустимыми ― 23 %.

Можно предположить, что негативное отношение к представи­телям других национальностей объясняется отсутствием опыта реального конструктивного взаимодействия с представителями других этносов, так как основная жизнедеятельность большинства респон­дентов протекает в единой культурной среде, где реальные этнические отличия во многом нивелируются и не являются определяющими. Отношения с иными этносами, как правило, эпизодические.

Проанализировав результаты проведенного исследования, можно предложить следующие меры предотвращения межэтнических конфликтов именно для НИ ИрГТУ: воспитание толерантного отношения молодежи к представителям других национальностей посредством совместных развлекательных и спортивных мероприятий, агитации о союзе народов и терпимости, тренингов, объединяющих представителей разных этносов.

Список литературы:

Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. ― М.: Аспект Пресс, 2008. ― 52 с.
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. ― М., 2008. ― с. 109.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

543

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке