Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Принципы политической корректности в современном культурном простанстве»

Современное глобальное мультикультурное информационное пространство невозможно представить без интенсивного межкультурного взаимодействия на самых различных уровнях. Активные деловые контакты в области бизнеса, туризм и миграционные потоки — лишь небольшая часть сферы под названием межкультурные коммуникации.

Помощь в написании статьи

Эффективность межкультурного взаимодействия зачастую сопряжена с определенными трудностями. В первую очередь это связано с тем, что агенты коммуникации склонны воспринимать ситуацию общения сквозь призму собственных ценностей и норм. Однако, то, что в одной культуре принято считать правильным и привычным, в другой — может считаться неприемлемым.

В связи с этим перед человечеством встала необходимость выработки определенных правил поведения, которые способны нивелировать культурные различия и поспособствовать взаимопониманию и плодотворному диалогу между представителями разных культур и этносов.

Для поддержания качественной межкультурной коммуникации и утверждения гармоничных межличностных отношений целесообразно следовать принципам толерантности и политкорректности. Толерантность — это попытка поиска равных возможностей для людей, рожденных равными, но в силу различных причин (исторических, культурных) ощущающих неравенство. «Не просто признавать равные права на свободу жить по своей воле, а понять и принять мир непохожих на нас людей…» [4, с. 166]. Следует отметить, что вслед за осознанием и принятием идей терпимости и толерантности, в речевых практиках межкультурного общения должны произойти коррективы, поскольку язык выступает важным инструментом диалога. В этом контексте речь идет о политической корректности. В теории коммуникации под политической корректностью принято понимать языковую корректность, «запрет на употребление в речи слов, маркированных указанием на отнесенность к отдельной социальной и/или этнической группе или выражающих негативно-уничижительную оценку» [3, с. 136].

На сегодняшний день существуют как сторонники, так и противники движения политкорректности. Сторонники данного явления полагают, что язык играет важную роль в процессах формирования картины мира, структурирует мышление. И в этом смысле существенную роль играет не только сам факт описания и фиксации окружающих нас предметов и явлений, а наше отношение к ним и оценка. Противники идеи политкорректности отстаивают инструментальную природу языка. По их мнению, язык не способен изменять реальность и поэтому любая попытка коррекции — явление бесполезное и бессмысленное.

Политическая корректность пришла в широкие массы из дипломатии, где для положительного осуществления переговоров политикам приходилось сдерживать себя в выражениях в угоду собеседнику. Первые изменения в сторону отказа от некорректного использования именования лица произошли в английском языке. Данные правила поведения и речи снизили градус напряжения между афроамериканцами и белыми в США, где массовое распространение обидных слов «негр» и «черный» были заменены на нейтральное «афроамериканец», «инвалиды» на «люди с ограниченными возможностями» и т. п. Но одновременно, были усложнены коммуникации со странами, где политкорректность распространялась медленнее, либо отсутствовала вовсе, например, с Британией и Россией. Психологи утверждают, что человек не всегда может вести себя так, как он того не хочет. И, если в политике сдерживание поощрялось в виде удачных переговоров, то в повседневной жизни такой вид поведения, никак не поощряется, что ведет к отторжению политкорректности некоторыми группами лиц, которые просто не видят смысла ее применять и считают, что политкорректное поведение обезличивает человека и лишает его собственного мнения.

Казалось бы, меры, решающие проблемы, обозначенные в начале статьи, должны быть восприняты общественностью крайне положительно и не встречать никаких преград в процессе внедрения в общество. Однако некоторые ученые и общественные деятели критически относятся к явлению политкорректности, поскольку в поликультурных сообществах она способна превратились из средства помощи в сглаживании конфликтов, в средство «положительной дискриминации». Данный термин распространяется в силу существования особых привилегий и льгот у ранее притесняемых социальных меньшинств. Примером могут служить льготы для афроамериканского населения при поступлении в высшие учебные заведения, льготы при приеме на работу и т. д.

Принципы политкорректности нередко используются малыми этносами для захвата новых прав и свобод, при этом зачастую ущемляя свободы коренного населения. Политкорректность, стала больше походить на средство контроля толерантной идеологии. Нередко политкорректность рассматривают как покушение на права человека, на свободу слова и называют ее «полицией мыслей», «запретом на мышление», «диктатурой благонравия». К.Р. Рёль определяет политическую корректность как «нетерпимость», «ненависть к инакомыслящим» и «террор» [1] .

Так же западные сторонники политкорректности пытаются ее абсолютизировать ее, забывая про различия в менталитете и культурных особенностях народов. Как отмечали многие русские писатели, такие как Пушкин, Гоголь, Достоевский, основной чертой русского менталитета, всегда была открытость, прямота и стремление к правде, не желание врать и лицемерить.

Примером толерантного и политкорректного поведения, уже сейчас могут служить некоторые европейские страны, культура которых, испытывает влияние миллионов иммигрантов из исламистских стран третьего мира, не желающих интегрироваться в европейское общество, не желающих принимать его культуру, сохраняя свою, и создавая свои общины, по сути государства в государствах. По мнению А. Маркова «быть политкорректным — значит, не стоять, как Лютер, на своём, не исповедовать, как Галилей, истину о вращении земли, а сдаться в угоду плюрализма толпы, медийных сенсаций и американских политических технологий. Либо ты стоишь за истину, либо занимаешься экспортом американской демократии, подменяя науку ловлей грантов, — третьего не дано» [2].

Политкорректность делает возможным легальное существование экстремистских организаций типа «Братья мусульмане», которые запрещены в восточных странах (а так же в РФ). Она осложняет борьбу с данным явлением, перекладывая вину на отдельные радикальные ответвления ислама и их лидеров. В то время как даже самый мирный ислам не является верой, ориентированной на интеграцию с другими культурами, что порождает конфликт и делает вполне естественным, образование террористических группировок, ставя под угрозу безопасность людей во всем мире.

Современные межкультурное пространство не позволяет уклониться от контактов, остаться нейтральным или безразличным. В обстановке, близкой к конфликтогенной, возрастает опасность неприятия, вражды или открытых столкновений. Избежать крайних проявлений нетерпимости могут помочь утверждение культуры толерантности и политкорректности. Складывается ситуация, когда многообразие взглядов, позиций, ценностей должно остаться в рамках дискурса, которая бы не перерастала в силовую конфронтацию, а позволяла находить решения, удовлетворяющие всех участников. Абсолютно очевидным фактом для всех является то, что развитие современного мультикультурного общества не возможно без политкорректности, политкорректности здоровой и нормальной, не нарушающей рамки здравого смысла.

Список литературы:

1.Лазаревич Е.М. Политкорректность и ложная языковая картина мира / Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 121—122.

2.Марков А. Шумные негры и яростные африканцы / Русский журнал. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/SHumnye-negry-i-yarostnye-afrikancy (дата обращения: 10.10.2013).

3.Михайлова М.С. Приемы табуизации именований лица в мультикультурной коммуникации / Филологические науки. Вопросы теории и практики, — № 6 (24) — 2013, — часть 2, — С. 135—139.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4.Толерантность в обществе различий: коллективная монография / Под редакцией В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой Вып. 15 Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

383

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке