В современном мире «подвергнуться остракизму» значит испытать на себе неприятие окружающих. Тема изгнанничества, отторжения героя социумом поднимается во многих произведениях литературы. Мне бы хотелось обратиться к таким примерам из драматургии, лирики и прозы, в которых показано, как остракизм превращает человека в общественного изгоя.
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» героем, отверженным обществом, является Чацкий. Оказавшись в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия, он, с присущим молодости энтузиазмом, обличает московский свет. Он критикует консерватизм, чинопочитание, невежество, ничтожность интересов и безделье московских бар. Он осуждает крепостников-помещиков, называя их «знатными негодяями»; высмеивает преклонение перед всем иностранным, предостерегая от «пустого, рабского, слепого подражанья». Но общество – полковник Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочками, семейная пара Горичей, графиня бабушка и графиня внучка Хрюмины, сам хозяин дома Фамусов, его дочь Софья и прочие – не могут и не хотят понять Чацкого. Его рассуждения настолько далеки от их образа мыслей и системы ценностей, что Чацкий кажется им опасным карбонарием и сумасшедшим. Герой комедии покидает дом Фамусова и Москву, являя собой яркий пример изгоя – человека, отверженного обществом, которое объявляет, что Чацкий сошел с ума.
Главная тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» – тема изгнания, неприятия обществом лирического героя. Горечь одиночества ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Поэтический пророческий дар, полученный от «вечного судии», оказывается проклятием. Лирический герой бежит из городов и находит мир в пустыне, где живет, «как птица, даром Божьей пищи». Но пробираясь торопливо через шумный град, пророк вновь встречает презрение и осмеяние: «…Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!» Невежество, непонимание и злоба толпы, которой вынужден противостоять поэт, безграничны. Трагизм стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» заключается в том, что истинный творец, стремящийся с помощью своего искусства бороться с человеческими пороками, будет неизбежно подвергнут остракизму.
М. Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» повествует о Ларре – сыне орла и земной женщины. Посчитав себя воплощением силы и воли, Ларра ставит свое «я» выше окружающих. Его непомерная гордыня, себялюбие, индивидуализм, оправдывающий любую жестокость, вызывают в людях ужас и гнев. Когда Ларра убивает дочь одного из старейшин, он получает наказание – вечную жизнь в изгнании. Ничто теперь не мешает ему жить так, как он хочет: воровать девушек, губить скот, разбойничать. Но прошли годы, и Ларра стал тяготиться бесценным даром — свободой и бессмертием. Ларра обречен на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей». Рассказывая эту легенду, М. Горький приводит пример оправданного, справедливого остракизма, ведь Ларра, имя которого означает «отверженный», нарушает основные заповеди человеческого общества и не может быть принят и любим людьми.
Подвергнуться остракизму – значит быть изгнанным из общества, отторгнутым им. Подобная изоляция является тяжелым испытанием для любого человека. Иногда причиной остракизма является тот, кого изгоняют – за преступления, предательство, пренебрежение законами человеческого общежития. Но бывает и так, что консервативное, невежественное, погрязшее в грехах и лицемерии общество подвергает остракизму тех, чьи идеи или критику не может воспринять.