О зарождении любви, которой, увы, не состояться в жизни, повествует новелла В. А. Соллогуба «Метель». А проблема, которую легко определить по тому фрагменту, который мы пытаемся анализировать, очевидна: это вечный вопрос: что есть любовь?
…Два человека, мужчина и женщина, встретились в круговерти метели, которая олицетворяет собой жизнь. И эта встреча для них – потрясение. Она – женщина, знающая жизнь только по книгам, живущая в деревне, с нелюбимым, видимо, мужем, «узница, приговорённая к вечной ссылке».
Он – светский человек, тоже знающий холод одиночества, но холод иного толка, «холод общественной жизни». Соллогуб несколькими фразами показывает нам, что в этих людях не угасла мечта о настоящей любви. Молодой офицер говорит, «что в свете идти на любовь — значит идти на верный обман». А ему хочется, чтобы его любовь была вселенской. А женщина сетует на скуку уездной жизни, её досадно, что она проходит мимо. Их любовь вспыхнула, как искра, им суждено расставание, но воспоминание об этой искре будет жить в них всегда.
Представление самого В. А. Соллогуба о любви, мне кажется, вложено в уста его героя. «Любовь – душа вселенной», — говорит он. А потом добавляет: «В любовь нельзя не верить… Для любви нужно столько условий, столько счастливой случайности, столько душевной свежести и неиспорченности».
Разве можно не согласиться с подобным утверждением? Признайтесь, кто из нас не мечтает о настоящей любви? Я пока её не встретила, но как мне хочется, что любила я и любили меня так, как об этом пишут Л. Н. Толстой в «Войне и мире», И. С. Тургенев в «Асе», в «Первой любви», в «Отцах и детях»…
Когда размышляешь о том, что такое любовь, обращаешься к любимым книгам. Они могут помочь разобраться, что это за чувство, зажечь твоё сердце желанием любить. Гимном торжествующей любви называют трагедию великого Шекспира «Ромео и Джульетта». Эта трагедия посвящена прекраснейшему и вполне земному чувству, но сила любви поднимает юных героев над уровнем повседневности. Люди любят по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого великого чувства — любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви, любви бессмертной, способной даже после гибели любящих творить добро. Смерть юных Ромео и Джульетты примирила два враждующих рода.
Таким же гимном любви можно назвать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». В нём тоже показано возвышенное чувство — любовь. Эта любовь идеальна, необыкновенна и чиста.
В рассказе описана любовь трагическая. Один из героев рассказа, генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!». Великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее боготворит: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». О такой любви нельзя читать без волнения.
И вновь я вспоминаю стихотворение Р. Рождественского:
Всё начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!..
Пусть в жизни каждого из нас будет Любовь, большая, светлая и счастливая!
Автор: Светлана