Однако наиболее детально автором рассматривается проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения.
Как пишет автор данного текста, современных подростков отличает «личностная установка»: «Бери от жизни всё». То есть И.А. Маслов считает, что большинство современных школьников и студентов отличает ориентация на потребление. И замечает, что и современных взрослых отличает та же самая ориентация. Это свидетельствует о том, что «болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране».
Но как на сильную сторону современной молодёжи публицист указывает на «тенденцию к самореализации», понимание того, что необходимо прикладывать «собственные усилия», выстраивая успешный жизненный путь. Стремление к самостоятельной деятельности и достижению поставленной цели выгодно отличает нынешних подростков от молодёжи эпохи застоя, которая возлагала большие надежды скорее на помощь государства, чем на самих себя.
Позиция И.А. Маслова относительно поднятой проблемы довольно ясна. Публицист убеждён: под влиянием эпохи меняются нравственные ориентиры и жизненные установки молодёжи. Поэтому «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».
Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: формирование личности неразрывно связано как с влиянием ближайшего окружения (семьи и друзей), так и настроениями, господствующими в обществе. И порой эти настроения «подхватываются» гораздо быстрее, нежели прививаемые родителями ценности.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели. Вспомним рассказ Рэя Брэдбери «Вельд». В этом произведении описывается дом, построенный по последнему слову науки. Здесь есть детская «чудо-комната» с большим, во всю стену, телевизионным экраном, который обладает чудесным свойством улавливать тайные желания подростков и воплощать их в виртуальной реальности. Родителям Венди и Питера кажется подозрительным, что в детской комнате постоянно господствует дикая степь Южной Африки с её хищными зверями. Взрослые день за днём слышат доносящиеся из детской полные ужаса и отчаяния крики людей, чьи голоса кажутся им довольно знакомыми. Однажды родители заходят в «чудо-комнату» и оказываются в виртуальной реальности, рождённой фантазиями их детей. На них со всех сторон надвигаются львы. И только тогда взрослые начинают понимать, чьи голоса они слышали в детской комнате. Так подростки Венди и Питер совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей, которые символизируют для них запреты, наказания, правила послушания. По мнению Рэя Брэдбери, это результат той жестокости, которая считается нормой в обществе будущего, где утрачены нравственные ценности.
Таким образом, становится очевидным: под влиянием времени неизбежно меняются нравственные ориентиры молодёжи. Поэтому новые поколения молодых людей никогда не будут похожи на своих предшественников. Главное, чтобы не произошло полной утраты нравственных ценностей и молодые люди не стали похожи на героев рассказа Рэя Брэдбери «Вельд».