Алябьев Александр Александрович (1787-1851). Композитор. Образование свое закончил в московском университетском пансионе. Во время походов 1812—1815 гг. служил в гусарах. В 1823 г. уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов: “Вечерком румяну зорю”, “Соловей” и других. Еще раньше он написал вместе с Маурером и Верстовским музыку к водевилю “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1822 г. в Петербурге состоялась премьера комической оперы Алябьева “Лунная ночь, или Домовые” в двух действиях. В 1823 г. был исполнен “Польский”, сочиненный Алябьевым, а в следующем году шел водевиль “Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры невесты” с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 г. на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: “Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье” и “Хлопотун, или Дело мастера боится”. Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 г. была поставлена трехактная опера-водевиль “Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки”.

В том же году Аябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался — по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева произошла от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения побоев был установлен. Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 г. мнением Государственного совета Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Тобольск. Этот случай, между прочим, описан в романе Ф. Писемского “Масоны” (Лябьев). В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданной, как и прочие его сочинения, кроме романсов.

Через несколько времени Алябьев был помилован, но ему был воспрещен въезд в столицы. Запрещение это было позднее снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в ней пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах: “Вечерний звон”, “Зимняя дорога”, “Черкесская песня” и пр. В романсах отразился дух времени. Популярность их была очень велика. “Соловей” распевался всюду. Его пели Полина Виардо, Аделина Патти, Марчелла Зембрих. На него писались вариации, между прочим — Глинкой для фортепиано. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

220

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке