Контрольная работа на тему «Теория обучения»

Деятельностный подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса – задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебной деятельности и контроля, средства, формы и результаты обучения. К каждому из этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъявлены определенные основополагающие требования, которые являются принципами обучения. При таком подходе становится ясной определенная последовательность принципов, повышается их значение для повседневного использования в деятельности учителей.

Контрольная за 30 минут онлайн

Вопросы:

1.   Понятие о дидактическом принципе.

2.   Характеристика дидактических принципов.

— принцип сознательности и активности.

— принцип наглядности обучения.

— принцип систематичности и последовательности.

— принцип прочности.

— принцип доступности.

— принцип научности.

— принцип связи теории с практикой.

3.   Понятие о системе дидактических принципов.

Задания:

Раскрыть понятие о дидактических принципах, их значении.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Охарактеризовать каждый из дидактических принципов (предложенные в источнике правила необходимо сгруппировать).

Раскрыть понятие о системе дидактических принципов, ее значении.

Деятельностный подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса – задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебной деятельности и контроля, средства, формы и результаты обучения. К каждому из этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъявлены определенные основополагающие требования, которые являются принципами обучения. При таком подходе становится ясной определенная последовательность принципов, повышается их значение для повседневного использования в деятельности учителей.

Дидактические принципы (принципы обучения) – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями.

  Дидактические правила – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели.

  Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Данные компоненты взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не дает необходимых результатов.

Необходимость совершенствования системы дидактических принципов в данный период объясняется прогрессом в изучении закономерностей обучения.

Используемая литература:

Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат., 2004. – 254 с.

Педагогика: Учебное пособие для студентов / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

 

Самостоятельная работа № 2      Тема:   Основные дидактические системы.

Используемая литература:

И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

Самостоятельная работа №3

Тема:   Преподавание и учение как компоненты дидактической системы.

Вопросы:

1.   Понятие о преподавании как компоненте дидактической системы.

2.   Понятие об учении как компоненте дидактической системы.

3.   Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Раскрыть понятие «преподавание», выявить:

— условия реализации преподавания.

— предмет деятельности преподавателя.

— задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Раскрыть понятие «учение», выявить:

— качества деятельности учения.

— продукты учения.

— структуру учения.

Преподавание – один из смыслообразующих компонентов процесса обучения. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Этапы деятельности преподавателя: разъяснение учащимся целей и задач обучения, ознакомление обучаемых с новыми знаниями, управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, управление процессом познания научных закономерностей и законов, управление процессом перехода от теории к практике, организация творческой и исследовательской деятельности, проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.

В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности учителя, который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме, также обязательно наличие активного процесса учения.

  Предмет педагогического труда – формирование личности человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом.

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как предмет деятельности преподавания в структуре обучения характеризуется прежде всего тем, что исходное задание для сиюминутного выполнения сталкивает ученика с целью, которую ему необходимо достичь в конце изучения темы урока и системы уроков по теме в целом. Чтобы достичь такого уровня управления, учитель, организуя обучение, каждый раз определяет, в какую деятельность учащихся надо включать знания, подлежащие усвоению. Для этого необходимо: ставить обоснованные учебные задачи; создавать благоприятные условия для принятия этих задач учащимися; давать четкое инструктирование им о способах предстоящей деятельности; оказывать обучающимся своевременную необходимую и достаточную помощь; побуждать их любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.

Учение – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания, умения и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Основными качествами деятельности ученика являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их разрешения.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются его содержание и форма. Содержание деятельности учения, и в первую очередь ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика, имеет объективно-субъективную природу. В деятельности обучающегося отражаются предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Этапы деятельности учения: создание положительной мотивации учения, восприятие новых знаний, умений; анализ, синтез, сопоставление, систематизация; познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей; приобретение умений и навыков, их систематизация; практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; самоконтроль, самодиагностика  достижений.

Конечный эффект любой деятельности – преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности. В продуктах учебной деятельности – знаниях, опыте деятельности – отражаются не только их предметность, но и духовность, общественные и личные отношения, оценки, способы применения.

Охарактеризовать преподавание и учение в различных видах обучения. Заполнить таблицу.

Используемая литература:

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608с.

И. П. Подласый.  Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов:       в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

В. Г. Крысько. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 320с.

 

Самостоятельная работа №4

Тема:           Содержание образования в современной школе.

Задания:

Определить  понятие «содержание образования».

Выявить принципы формирования содержания образования.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Изучить факторы формирования содержания образования.

Раскрыть понятие «учебная программа», охарактеризовать ее основные структурные компоненты, принципы построения (линейный, концентрический, спиральный, смешанный).

Изучить вопрос о взаимосвязи минимума содержания образования и учебных программ.

Раскрыть понятия «учебный план», «Базисный учебный план», «рабочий учебный план», охарактеризовать их структурные компоненты.

Изучить вопрос о взаимосвязи Базисного учебного плана и рабочего учебного плана.

Содержание образования – это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. ( Педагогический Энциклопедический Словарь ).

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским:

— Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и общества.

— Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию.

— Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

— Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения учащимися общечеловеческой культуры.

— Принцип фундаментализации содержания образования требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, т. е. обучение предстает не только как способ получения знаний и формирования умений и навыков, но и как средство научения школьников методам добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

— Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

Факторами формирования содержания образования являются потребности общества в образованных людях; цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития; реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Таким образом, содержание общего образования является не только важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, но и выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности, является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры.          ( П. И. Пидкасистый )

  Учебная программа – это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по  каждому отдельно взятому предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов: объяснительная записка (введение), в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы; собственно содержание образования – учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного предмета.

Теория и практика разработки учебных программ знает следующие способы их построения:

линейный, концентрический, спиралеобразный. Сущность линейного способа состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинство линейного способа: экономичность во времени, т. к. исключается дублирование материала. Недостаток: в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, которые не всегда могут  быстро постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Концентрический способ позволяет один и тот же материал излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания обучения новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей. Недостаток: снижает уровень активности учащихся, т. к. создается иллюзия знания тех вопросов, с которыми учащиеся повторно сталкиваются. Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ можно избежать при составлении учебных программ, обращаясь к спиралеобразному способу , когда учебный материал расположен так, что удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Все данные способы взаимно дополняют друг друга, а оценка учебной программы зависит от ее места в учебном плане. Все больше используются возможности смешанного способа, который состоит из комбинации линейного, концентрического и спиралеобразного способов. Он позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования ставится в зависимость от целей обучения, требований к уровню образования, характера и особенностей изучаемых знаний, а также от способностей и интересов самих учащихся.

     Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы.

Определяя набор учебных предметов, время, отводимое на изучение каждого из них в целом и по отдельным этапам, учебные планы, с одной стороны, устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа, а с другой – сами являются предпосылкой для реализации.

Учебный план образовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней учебных предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

Существуют два типа учебных планов школы:

— собственно учебный план школы , который разрабатывается на основе Базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.

— рабочий учебный план , разрабатываемый с учетом текущих условий. Он утверждается ежегодно педагогическим советом школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направлениям:

— вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в общественной жизни.

— пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ «Об образовании» дает школам право составлять индивидуальные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору (факультативы). Дифференцирование обучение, его сроки и степень составляют проблему теоретического плана, поскольку напрямую влияет на развитие личности и полноту образования.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть, обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств учащихся, и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. В учебном плане присутствуют следующие компоненты:

  Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.

  Нацианально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

  Школьный компонент отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

    Базисный учебный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой РФ как часть стандарта для основной школы. Базисный учебный план служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.

 

Используемая литература:

Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.: ил.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608с.

Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Сластениин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.

И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

Самостоятельная работа № 5

Тема:        Методы и средства обучения.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Вопросы:

Дать понятия о методе обучения (рассказ и беседа, демонстрация и иллюстрация, лабораторный и практический методы, методы работы с книгой, упражнение, методы программированного обучения).

Охарактеризовать каждый метод обучения, данные занести в таблицу.

Подходы к классификации методов обучения.

Выявить факторы и способы выбора методов обучения.

Дать определения понятиям «Средства обучения», «Идеальные средства обучения», «Материальные средства обучения». Классификация средств обучения, выяснить их роль в педагогическом процессе.

Метод  (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наиболее обоснованные классификации методов обучения:

— Традиционная классификация. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Выделяются следующие методы: практический (опыт,упражнение), наглядный (иллюстрация), словесный (беседа, лекция), работа с книгой (чтение, изложение), видеометод (просмотр, обучение).

— Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.

— Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Общий признак: тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности, напряженности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

— Классификация методов обучения по дидактическим целям. Две группы методов: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

— Классификация, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. Выделяются три группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учеников. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает содержание образования и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Когда же выбор методов и средств оказывается стандартным в любых условиях, независимо от специфики решаемых задач, то эффективность обучения оказывается ниже ожидаемой.

Характеристика методов обучения.

Можно выделить несколько общих условий, которые определяют выбор метода обучения: соответствие методов принципам обучения; соответствие целям и задачам обучения; соответствие содержанию данной темы; соответствие учебным возможностям учащихся: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития), особенностям классного коллектива; соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения; соответствие возможностям самих учителей  (их предшествующему опыту, уровню теоретической и практической подготовленности, личностным качествам учителя). Только хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях.

Средство обучения – это материальный и идеальный объект, который может быть использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические средства. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний, а также для освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Идеальные средства обучения существуют в форме вербализации ( речевое изложение средств рассуждения, анализа, доказательства и т. п. ) и форме материализации ( графики, схемы, конспекты ). По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для освоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так  и в учении. Материальные и идеальные средства обучения взаимодополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связанны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта.

Средства обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе. Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Используемая литература:

Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие для студентов педагогических вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный исследовательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

Самостоятельная работа № 6

Тема:          Вспомогательные формы организации обучения.

Задания:

Дать определение понятия «вспомогательные формы организации обучения». Охарактеризовать вспомогательные формы организации обучения. Данные занести в таблицу.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования  осуществляется в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями.

Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.

Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.

Особую категорию представляют формы внеклассной и внеурочной работы учащихся. Это всевозможные предметные кружки, олимпиады, конкурсы.

Используемая литература:

В. А. Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.

И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. Педагогика: Краткий курс лекций. Технология правильного ответа. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 254 с.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

Самостоятельная работа № 7

Тема:  Методы и формы контроля за результатами обучения.

Раскрыть понятия о методах контроля за результатами обучения, изучить функции, принципы и виды контроля.

Составить описание методов:

— устного контроля

— письменного контроля

— практического контроля

— дидактических тестов

— наблюдения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль выполняет взаимосвязанные функции: образовательно-развивающую, обучающую и  воспитательную. Образовательно-развивающая функция проверки знаний выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая функция заключается в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу ответа ученика или усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля сводится к приучению учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует самооценке. Учитель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа достижений каждого ученика имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатков обучения.

Принципы организации контроля:

— Индивидуальный характер контроля, требующий осуществление проверки работы каждого ученика, его личной учебной работы, не допускающий подмены результатов учения.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

— Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

— Разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его функций, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.

— Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

— Объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя.

— Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля.

— Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля. Предварительный контроль направлен на выявление знаний учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса. После завершения работы обязательно анализируются допущенные учащимися ошибки. Для ускорения анализа используются образцовые тесты с правильными ответами, очень важно достичь при этом осознания причины возникновения ошибок. Если текущий контроль осуществляется с помощью автоматизированных устройств (ЭВМ, тренажеров, перфокарт), то необходимо обратить внимание на  предотвращение возможности запоминания учащимися неправильных ответов. Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, проводится с целью систематизации знаний. Этот вид контроля проходит на повторительно-обощающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям – устным и письменным зачетам. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, средней школы.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

В зависимости от специфики организационных форм различают:

— Фронтальный контроль, при котором на вопросы учителя по небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Это позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала.

— Групповой контроль, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий.

— Индивидуальный контроль, который широко применяется для основательного знакомства учителями со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся. Учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.

— Комбинированный контроль (уплотненный опрос), когда достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальными групповым. Данная форма контроля предоставляет возможность использовать программированные средства для проверки знаний.

— Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. С помощью самопроверки учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Используемая литература:

В.А.Сластенин. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 576с.

И.П.Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.:    Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.– 574 с.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.- 320 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов./ Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.:     Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов./ Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. – 608 с.

                                                    

                                                    Методы контроля

   Суть

Место применения

   Условия

Устный

контроль

Выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся, проходит в виде устной беседы.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Применяется на всех этапах обучения.

Преподавателю необходимо поддерживать контакт с учениками, следить за ходом их мыслей и действиями, корректировать ответы.

Письменный

контроль

Осуществляется в форме письменного опроса.

Контрольные работы на уроках, домашние задания.

Самостоятельность выполнения работ, вариативность заданий, наблюдение учителя за работой учащихся.

Практический контроль

Проверка умений и навыков учащихся и применения усвоенных ими знаний.

Лабораторные работы, производственная практика, практические опыты, физические упражнения.

Стимулирование у учащихся стремления к систематической самостоятельной работе, повышение интереса к учению и чувства ответственности за порученное дело.

Дидактический тест

Тест обученности – это совокупность заданий, ориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Разновидность психологических и педагогических испытаний для диагностирования различных сторон развития и формирования личности.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Тесты должны быть: краткосрочные, однозначные, информационные, стандартные.

Наблюдение

Позволяет установить отношение ученика к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях.

В течение всего времени обучения.

Учитель должен вести специальные записи в личных тетрадях или дневниках, которые способствуют объективному определению динамики развития и подготовки учащихся.

Самостоятельная работа № 8

Тема: Основные идеи инновационной педагогики в России (1980 – 2000 гг.)

Задания:

Дать определение понятиям: «Организация учебного процесса», «Гуманизация образования», «Персонификация образования»

Выявить пути оптимизации и интенсификации учебного процесса.

Обнаружить пути гуманизации образования.

Выявить пути и средства персонификации образования, выявить современные проблемы образования  и пути их решения.

  Организация учебного процесса – закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельностью учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними.

«…Важнейшее для педагога обстоятельство, что существенной стороной включения человека в жизнь общества должна быть персонализация, т. е. становление личности.» (В.В.Краевский). Персонификация образования (лат. Pesona – личность, facere – делать) – процесс обретения учителем и учеником общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

«Педагогическая система – очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы представляется … следующей взаимосвязанной совокупностью вариативных элементов: учащиеся, цели воспитания (общие и частные), содержание воспитания, процессы воспитания (собственно воспитание и обучение),  учителя (или технические средства обучения), организационные формы воспитательной работы». (В.П.Беспалько).

Оптимизация ( от лат. Optimum – наилучшее ) – процесс выбора из множества возможных. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

  Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. (В.А.Сластенин)

Пути оптимизации:     по методике С. Н. Лысенковой : цель – включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков. Принципы: учить детей мыслить вслух с самого первого дня учения (комментированное управление); опережать программу, т. е. соответствующим образом организовывать обучение; использовать опорные схемы;  применять перспективное изучение (постепенность и тренировка); поощрять переживание успеха у учащихся, т. к. это первостепенное условие становление личности человека.. Активный ответ – обязательное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Опорные схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка. Перспективное изучение – это попутное включение в уроки трудных и наиболее важных вопросов курса путем их приближения к изучаемому в данный момент материалу. Работа по решению задач проходит интересно, четко, разнообразно, оперативно. По методике В. Ф. Шаталова : данная экспериментальная методика исходит из того, что все дети, без исключения, способны успешно овладеть школьной программой. Работа над новым материалом: первый этап – развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем темы урока; второй этап – сжатое изложение учебного материала с использованием опорных схем; третий этап – изучение опорных сигналов каждым из учеников; четвертый этап – работа с учебником и листом с опорными сигналами в домашних условиях; пятый этап – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; шестой этап – ответы по опорным сигналам; седьмой этап – постоянное повторение и углубление ранее изученного материала. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество решаемых задач, разобрать (подробно, всесторонне) их типы, возможные пути решения. Первейшая заповедь педагога-наставника – создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического контроля.

Гуманизм ( от лат. Humanus – человеческий, человечный ) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.   Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. Гуманизацию образования следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности учеников. Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей. Пути гуманизации: дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов воспитания и обучения; создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого ученика; формирование гомогенных классов и параллелей; комфортность учебно-воспитательной деятельности; психологическая безопасность, защита учащихся; вера в учащегося, его силы и возможности; принятие учащегося таким, каким он есть; обеспечение успешности обучения и воспитания; изменение целевой установки школы; обоснованность уровня развития каждого ученика; переориентация внутренних личностных установок учителя. ( И.П.Подласый)

Ш . А . Амонашвили : Необходимые личностные качества педагогов: учителя должны быть «людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть»; должны понимать детей; им  необходимо быть оптимистами; учителя «обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада». «Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как образец человечности. Методы, приемы, способы, формы обучения и воспитания, пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными».

Наиболее общие и значимые  идеи и подходы современной дидактики.

Личностный подход предполагает стремление выявить и сформировать личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, развить лучшие черты и нейтрализовать негативные индивидуальные проявления каждого ученика. Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Социальная направленность и коллективистский подход означают нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных отношений. Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса связан с единым комплексным планированием, преодолением «мероприятийного» характера деятельности, заформалированности общения. Необходим также поиск эффективных форм интеграции содержания учебных предметов, гуманитарного и естественного образования, а также образования, науки, производства, искусства, жизненного опыта. Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил учащихся и педагогов. Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. Творческий, инновационный подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого учащимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов и форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, неустанного педагогического экспериментирования.     ( В.И.Загвязинский)

Используемая литература:

В.И.Загвязинский. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь: Для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006. – 320с.

Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика, 1987. – 544 с.

В.А. Сластенин. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И.П.Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – 574с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1120

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке