Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации»

Конституция РФ 1993 г. закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым придавая ей качество «конституционной экономики». От состояния экономики страны в решающей степени зависит обеспечение действия Конституции.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение
1. Понятие основ экономического строя РФ, основные задачи и принципы конституционного законодательства в сфере регулирования экономических отношений
2. Конституционное закрепление правого положения собственности в РФ, пределы ограничения прав собственности государством
3. Зарубежный опыт регулирования государством экономических отношений
Заключение
Список использованных источников

Введение

Конституция РФ 1993 г. закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым придавая ей качество «конституционной экономики». От состояния экономики страны в решающей степени зависит обеспечение действия Конституции. В свою очередь, оптимальное конституционное регулирование экономики в значительной мере предопределяет эффективность ее развития.

Экономические основы конституционного строя определяют фундамент экономики страны. Так, статья 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В целом характеристика экономического строя, заложенная в ст. 8 Конституции, соответствует сложившимся представлениям о современной рыночной экономике — экономике, которую можно охарактеризовать как форму организации хозяйства, основанную на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг. Рыночная экономика — это наиболее универсальная модель хозяйствования, создающая условия для максимального экономического эффекта как на макро, так и на микроуровне.

Актуальность темы исследования. Необходимость постепенной конституционализации всех сфер жизни общества и государства определяет задачи развития и обогащения теории и практики конституционного права России. Анализ тенденций развития конституционализма показывает, что экономические и социальные отношения все в большей степени вовлекаются в сферу конституционного воздействия — как путем их прямого конституционно-правового регулирования, так и осуществления конституционного контроля. Особенно это касается сферы защиты экономического суверенитета и национальных интересов России в условиях глобализации международных экономических отношений, что, следует особо заметить, одновременно является предметом регулирования и международного публичного права.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации.

Предмет исследования — теория и история развития конституционных основ регулирования экономических отношений в России, правовые доктрины, а также нормы права, обеспечивающие экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа содержания и сущности современных конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации.

Ключевые вопросы исследования экономических основ конституционного строя Российской Федерации разработаны в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Е.И. Козловой, Ю.А. Крохиной, О.Е. Кутафина, В.И. Лафитского, М.И. Пискотина, О.Г. Румянцева, Г.П. Толстопятенко, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и другие.

Методологической основой исследования служат общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.

1. Понятие основ экономического строя РФ, основные задачи и принципы конституционного законодательства в сфере регулирования экономических  отношений

Отмечая роль права в развитии экономической основы общества, следует подчеркнуть ведущую роль конституционного права в механизме правового регулирования экономических отношений, которое в своих нормах закрепляет исходные начала экономики, формы собственности, экономические основы общественных отношений и в целом экономической системы.

В научной литературе экономическую систему определяют как единство экономических структур и отношений между ними: отношений собственности, производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. Таким образом, рассматриваемую категорию образует целая система экономических отношений, которая, в первую очередь, относится к предмету конституционно-правового регулирования.

В нормах конституционного права закрепляются основные институты и принципы экономической системы, в том числе формы и виды собственности, принципы конституционно-правового регулирования экономических отношений, правовые режимы важнейших объектов собственности, принципы формирования, разграничения и распоряжения материальными благами.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Аргументом в пользу приоритета конституционно-правового регулирования основ экономической системы является тенденция взаимопроникновения экономики и политической власти, их взаимосвязь закреплена в Конституции РФ, которая выделяет три уровня публичной власти: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный. Каждый уровень публичной власти наделяется соответствующей формой собственности, являющейся экономической основой ее самостоятельности. Отношения собственности в Конституции РФ связаны также с правами народов, проживающих на соответствующей территории. Такие объекты собственности, как земля, иные природные ресурсы, рассматриваются в качестве основы жизни и деятельности этих народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), и для них устанавливается особый конституционно-правовой режим использования.

Заслуживает внимания мнение Г. А. Гаджиева, который предлагает заменить понятия «экономическая система», «экономическая основа» понятием «экономическая конституция», представляющим собой совокупность конституционных положений, связанных отношениями в сфере экономики и проникнутых внутренним единством.

Становление конституционного законодательства, его развитие происходит в связи с уточнением его функций в общей системе российского законодательства, а также путем структурирования его норм в подотрасли, институты конституционного законодательства.

Конституционный институт основ экономического строя Российской Федерации является составной частью подотрасли конституционного законодательства, регулирующей сферы жизнедеятельности гражданского общества и государства, в которой преобладают смежные нормы, дающие импульс для развития таких отраслей законодательства как гражданское, финансовое, трудовое, земельное, экологическое, международное.

Одной из основных задач современного конституционного законодательства, регулирующего общественные отношения, составляющие институт основ экономического строя, является четкое определение пределов допустимого вмешательства государства в экономику, оптимизация отношений государства и общества.

Вариант, при котором конституция полностью оставляет регулирование экономики текущему законодательству, в российских условиях – неприемлем. Регулирование рассматриваемого блока общественных отношений представляет собой правовой массива нормативных актов, в котором конституционные положения составляют небольшую часть, но по своей значимости они выделяются среди других норм и являются исходной правовой базой, на которую опирается текущее законодательство.

В справочной юридической литературе и монографических работах рассматриваемое понятие не являлось предметом самостоятельного исследования.

В юридической справочной литературе под основами конституционного строя понимается находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования. Общие основополагающие начала правовой регламентации отдельных подсистем конституционного строя, который представляет собой систему социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Рассматриваемое понятие определяет характер отношений власти, формы правления и политического режима, стороны правовой регламентации общественных отношений, порядок функционирования основных систем общества (политической, экономической, социальной), одновременно представляя собой базовые концепции их жизнедеятельности.

Предписания, входящие в основы конституционного строя образуют своего рода нормативную «платформу» этого строя, а основные положения Конституции, являются первичной нормативной базой как для остальных положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов.

Основы конституционного строя основополагающая система принципов, закрепленных в Конституции, регламентирующих и охраняющих наиболее значимые общественные отношения и являющиеся источником для всей системы законодательства, действующей в государстве.

Исследуемое понятие позволяет на базе заключенных в нем исходных принципов определять содержание их последующей регламентации, развивать тот или иной институт или целое направление конституционного законодательства.

Рассмотренные выше понятия основ конституционного строя позволяют выделить две его стороны объективную и субъективную:

во-первых, это реальные общественные отношения, существующие объективно и на которые накладывается конституционный строй, т.е. организованная форма проявления верховенства права. В этом случае, исследуемое понятие выступает как объективная категория;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

во-вторых, это особый конституционно-правовой институт, т.е. её субъективное отражение, поскольку устанавливается законодателем и является не всегда адекватным объективным отношениям.

В юридической литературе распространено определение правового института как совокупности правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, образующие отдельную, обособленную группу. Институты как структурно-нормативные образования «скрепляют» отрасли, проникают в них, придавая им устойчивость и социальную ориентацию.

Конституционный институт — обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм. В рассматриваемое структурно-нормативное образование включаются устойчивые группы конституционных норм, имеющие единый предмет регулирования. Помимо общности внутреннего содержания регулируемых отношений, в качестве основания для разделения конституционных норм на институты рассматриваются объективные закономерности экономического и политического развития общества.

Обязательным условием выделения той или иной группы норм в отдельный институт является наличие в рамках однородного предмета конституционного регулирования таких общественных отношений, которые обладают спецификой, обуславливающей особенности указанных норм и придающей им внутреннее единство.

Конституционный институт — обусловленная общностью регулируемых общественных отношений и объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития общества, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Действующая Конституция Российской Федерации (статьи 8, 34, 74, 75) закрепляет следующие принципы регулирования рыночных отношений, позволяющих сформировать понятие конституционного института основ экономического строя:

— единого экономического пространства;

— свободы экономической деятельности;

— многообразия и равенства различных форм собственности;

— поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Отсутствие нормативного закрепления понятия «единое экономическое пространство», не относит его к числу ясных правовых. Оно выражается в стремлении народа видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами игры.

В преамбуле Конституции провозглашается необходимость «сохранения исторически сложившегося государственного единства», которое обеспечивается единством власти, территории и закона.

В справочной экономической литературе рассматриваемое понятие определяется как «интегральное единство экономико-географического и экономического факторов развития общества и государства».

Объединение интересов производителей и собственников, направленное на реализацию их хозяйственных интересов составляет основу функционирования единого экономического пространства. Указанная интеграция возможна только в условиях свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы и информации, что и гарантируется следующими положениями Конституции:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом (статья 74);

— правило о единой денежной единице, осуществлении денежной эмиссии исключительно Центральным банком Российской Федерации (статья75);

— общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом (часть 3 статьи 75).

Из указанных норм Конституции следует обязанность государства по созданию и защите единого экономического пространства, которая конкретизируется пунктом «ж» статьи 71 Конституции, относящий к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка. Без обеспечения приоритетного действия законов, закрепляющих данные правовые основы (Гражданский, Кодекс законов о труде, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, валютного, таможенного регулирования, о регистрации юридических лиц и другие) на территории всего государства, единое экономическое пространство не сформируется.

Интеграция интересов производителей и собственников, направленных на реализацию их экономических интересов основывается не только на свободном движение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы, но и информации. Указанное положение прямо не закрепляется в Конституции как гарантия единого экономического пространства, но часть 4 статьи 29

Единое экономическое пространство – конституционный принцип регулирования экономических отношений, представляющий собой объединение географических, экономических, политических, культурных факторов развития общества, обеспеченное правовым регулированием со стороны государства.

В Конституции, наряду с существующими принципами экономической политики государства (единого экономического пространства; свободы экономической деятельности; многообразия и равенства различных форм собственности; поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности), необходимо закрепить следующие:

— государственного планирования (прогнозирования);

— принцип обеспечения экономической безопасности.

Экономист Н.И. Базылев называет такие экономические функции государства:

— совершенствование системы социально-экономических отношений;

— составление прогнозов развития;

— управление демографическими процессами;

— ориентация производства на конечные результаты;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— выработка программ развития;

— повышение роли трудовых коллективов;

— согласование интересов субъектов;

— стимулирование экономической деятельности;

— обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод человека;

— регулирование процессов международной интеграции.

В.И. Кушлин дает следующий перечень экономических функций государства:

— правовое обеспечение экономической деятельности;

— организация денежного обращения;

— производство общественных товаров и услуг;

— минимизация транзакционных издержек;

— минимизация экстерналий;

— реализация национальных интересов в мировой экономике;

— проведение региональной и социальной политики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И.Л. Соколова отмечает, что экономическую функцию государства можно определить как направления деятельности государства в экономической сфере, направленные на обеспечение экономического роста, стабильность национальной экономики, внешнеэкономическую стабильность, средства и способы государственного воздействия.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве методов регулирования экономических отношений применяется планирование.

В экономике России существует два противоположных подхода к планированию: от оценки его в качестве главной базы организации социалистической экономики до полного отказа от планирования как метода тоталитарного руководства и управления экономическими процессами, не совместимого с рыночными отношениями.

Конституция РФ 1993 года в отличие от Конституций советского периода отказалась от идеи государственного планирования, но изучение зарубежной практики организации производства показывает, что процесс экономического развития не только совместим с планированием, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов и т.д. Данная идея при правильном ее применении имеет положительные стороны. Впервые сформулированная в марксизме и начавшая осуществляться в странах тоталитарного социализма, она оказала огромное влияние на страны с рыночной экономикой. Перспективные планы и программы со сроком на 5 лет принимались в Великобритании, Франции, Японии и других странах. Планирование (программирование) в этих странах не носит жесткого характера, основывается на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование); имеет рекомендательный характер по отношению к частным производителям и частным собственникам и сочетает взаимные интересы общества, государства и отдельных товаропроизводителей. Планирование позволяет видеть перспективу развития общества, тенденции его движения, своевременно вносить коррективы, упорядочивает деятельность. Изменив формы и методы государственного планирования, использовать этот принцип не для директивного руководства, а для ориентации экономического развития страны.

Задача обеспечения экономической безопасности исторически и логически возникает одновременно с формированием государственности, осознанием экономических интересов общества.

Единый законодательный акт, регулирующий вопросы национальной безопасности и экономической в том числе, отсутствует. Понятие «экономическая безопасность» определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Раскрытие содержания рассматриваемого принципа следует осуществлять по следующим направлениям: объекты экономической безопасности; показатели (критерии и параметры) состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны; угрозы экономической безопасности; механизмы и меры экономической политики государства, направленные на обеспечения экономической безопасности.

Необходимость закрепления рассматриваемого принципа в качестве самостоятельного в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации объясняется тем, что состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны, а экономическая безопасность выступает её материальной основой. Это подтверждается положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где отмечается, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому интересы государства в этой сфере являются ключевыми.

Конституционные нормы о едином экономическом пространстве, свободе экономической деятельности, гарантиях прав собственности, поддержки конкуренции, обеспечении экономической безопасности должны получить закрепление в Конституциях (Уставах) всех субъектов Федерации без исключения, а также получить развитие в законодательстве Федерации и её субъектов.

С учетом вышеизложенного, под экономическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, гарантии права собственности и равенства правовой защиты всех её форм, поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности, а также соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности, в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Таким образом, конституционный институт основ экономического строя представляет собой обособленную и внутренне устойчивую систему взаимосвязанных групп конституционных норм, регулирующих важнейшие отношения в сфере собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ норм и обусловленную объективными закономерностями экономического развития общества.

В заключении следует отметить, что Конституцию не стоит сопоставлять с программой экономического развития, с перечнем конкретных целей и задач, политико-экономическими документами. Пределы конституционного закрепления основ экономической системы общества обуславливаются конкретно-историческими факторами, закономерностями конституционного развития. Основной закон определяет лишь систему координат, в которой государство играет свою экономическую роль. К их числу относятся общепризнанные ценности, основные цели общественного развития, принципы демократии и господства права, инструменты государственного регулирования (бюджет, налоги, экспортно-импортные льготы, кредитование и другие). Координация усилий всех ветвей власти на федеральном и региональном уровнях будет способствовать эффективной государственной политике, направленной на экономическую стабилизацию и подъем российской экономики.

2. Конституционное закрепление правого положения собственности в РФ, пределы ограничения прав собственности государством

Конституция РФ закрепляет такой важный элемент экономической системы Российской Федерации, как многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством норм различных отраслей права, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Она выражается в том, что главной задачей такого регулирования является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы определяют то, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам — основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, — указывается в ст. 8 Конституции, — признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в Росси изаложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако — главное — создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Конституция Российской Федерации вопрос о национализации имущества, принадлежащего на праве личной собственности, специально не регулирует, не решен этот вопрос и в федеральном законодательстве. Часть 3 ст. 35 Конституции гласит: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Лишение лица его имущества по решению суда (в форме приговора или решения, вынесенного в гражданском или арбитражном процессе) может иметь место только в предусмотренном законом случаях. Исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника имущества содержится в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принудительное лишение имущества может проводиться вследствие ненадлежащего поведения собственника. К таким случаям относятся:

— обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника;

— отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать

данному лицу;

— выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

— конфискация (ст. 237, 238, 240, 243 ГК РФ).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Лишение собственника имущества возможно и в силу причин, не зависящих от его поведения. С такими причинами законодатель связывает государственные или муниципальные нужды. Последние не называются в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Однако в данном случае под государственными нуждами следует понимать государственный или общественный интерес, поэтому понятием «государственные нужды» в ч. 3 ст. 35 охватываются и нужды муниципальные. Принудительное отчуждение имущества для этих нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. К таким случаям ГК РФ относит:

— отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК РФ);

— реквизицию (ст. 242 ГК РФ);

— национализацию (п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Изъятие имущества по этим основаниям производится возмездно, с возмещением собственнику убытков в порядке, установленном в ст. 239–243, 306 ГК РФ. Лицо, чье имущество реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества (п. 3 ст. 242 ГК РФ).

В соответствии со ст. 242 ГК РФ возможно также принудительное изъятие имущества в ситуациях чрезвычайного характера (реквизиция), когда требуется оперативное принятие соответствующих мер, например, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер по решению государственных органов.

Мера государственного вмешательства в экономическую деятельность, осуществляемую в рамках рыночных механизмов, является одним из самых дискуссионных вопросов. Например, В.Е. Чиркин утверждает, что экономические теории и воззрения не могут устанавливаться государством в качестве государственных или обязательных, а государство не может провозгласить марксизм, либо экономический либерализм государственной экономической идеологией. Б.Н. Топорнин высказывал мнение о том, что конституция должна определить «систему координат», в которой государство «играет свою экономическую функцию». К числу таких координат Б.Н. Топорнин относил общепризнанные ценности, основные цели развития, принципы демократии и господства права, указывая также, что конституция может предусматривать инструменты государственного регулирования, в том числе бюджет, налоги, экспортно-импортные льготы.

Следует согласиться с тем, что невозможно закрепить в конституции конкретную экономическую роль государства, определенную степень и предел государственного участия в экономике, так как распоряжение государством своими ресурсами не может все время осуществляться по единым, постоянным правилам. Несмотря на то что государство берет на себя функции устранения негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, создания условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что границей осуществления государственного регулирования экономики является эффективность. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих результативное функционирование рыночного механизма. Так, Президент России в своем ежегодном послании Федеральному Собранию, определяя принципиальные идеологические и политические вопросы и вопросы социально-экономического развития страны в 2005 году и на ближайшее десятилетие – развитие России как свободного, демократического государства, отметил, что для решения этих задач крайне необходимо повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.

3. Зарубежный опыт регулирования государством экономических отношений

Что касается зарубежной практики, необходимо отметить, что комплексное конституционное регулирование экономической роли государства, скорее, исключение, нежели правило мировой практики конституционализма. Зачастую установление целей государственного вмешательства в экономику имеет ярко выраженный социальный характер и не обусловлено собственно экономическими задачами.

Примером подобного регулирования могут служить положения ст. 41 Конституции Итальянской республики: частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или с ущербом для безопасности, свободы, человеческого достоинства. Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях.

Таким образом, на конституционном уровне здесь провозглашается содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности, его общесоциальная направленность. Более распространено в мировой практике закрепление в конституционном законодательстве средств государственного вмешательства, таких, например, как принудительное обращение собственности граждан и юридических лиц в собственность государства (национализация). Как правило, в конституциях устанавливается ряд обязательных условий национализации в современном демократическом государстве:

— проведение ее исключительно на основании закона, в общественных (общих, национальных, публичных и др.) интересах;

— с выплатой обязательной соответствующей компенсации собственнику;

— судебный порядок возмещения стоимости имущества при спорах.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В большинстве случаев основной целью конституционного закрепления порядка осуществления национализации является не столько установление возможности отчуждения имущества в общих целях, сколько защита от произвольного огосударствления и экспроприации имущества добросовестного собственника. Согласно п. 3 ст. 14 Основного закона ФРГ 1949 г., отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону и на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения.

Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. В случае споров о размерах возмещения можно обращаться в суды общей компетенции. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Конституции Итальянской республики 1947 г. в предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общих интересах при условии выплаты компенсации. В пункте 1 ст. 14 Конституции Королевства Нидерланды 1983 г. предусматривается, что экспроприация может допускаться только в интересах общества и при условии предварительных гарантий полной компенсации собственникам в порядке, предусмотренном Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе. В части 2 ст. 62 Конституции Португальской Республики 1976 г. содержится норма о том, что реквизиция и экспроприация в общественных интересах могут быть осуществлены только на основании закона и при условии справедливого вознаграждения.

Согласно ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Польши 1997 г., лишение имущества допустимо лишь тогда, когда оно осуществляется в публичных целях и за справедливое вознаграждение. Особенно интересны положения Конституции Греции 1975 г. о национализации, поскольку они сформулированы предельно конкретно, четко и не требуют дополнительной конкретизации в законодательстве. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции, никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, тогда и так, когда и как это определено законом, во всяком случае, при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации.

Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении, во внимание не принимается. В соответствии с п. 4 данной статьи компенсация всегда назначается гражданским судом. До момента выплаты компенсации владелец сохраняет все права, и конфискация собственности не допускается.

Назначенная компенсация выплачивается в обязательном порядке не позднее чем в полуторалетний срок с момента опубликования решения о временном назначении компенсации, а в случае прямого запроса об окончательном определении компенсации – с момента опубликования решения судом об этом; в противном случае отчуждение автоматически аннулируются.

Компенсация не облагается налогами, вычетами или сборами. В статье 17 устанавливается, что закон определяет случаи обязательного возмещения утраченного лицам, имеющим право на компенсацию дохода с отчуждаемой недвижимой собственности до момента выплаты компенсации.

Процесс национализации в широких масштабах имел место в странах Западной Европы после второй мировой войны (в Германии, Италии, Франции). Национализировались предприятия, владельцы которых активно поддерживали фашистские режимы. В более поздний период национализация проводилась во Франции (в период президентства социалистов Ф. Миттерана), в Великобритании (национализировались предприятия судостроительной и авиационной промышленности по закону 1977 г.). 1 мая 2006 г. президент Боливии Эво Моралис, выполняя свои предвыборные обещания, передал государственной компании YPFB (Yacimientos Petroliferos Fiscales Bolivianos) право распоряжаться углеводородными ресурсами, которые до этого находились в распоряжении нескольких десятков иностранных компаний. Теперь 82% доходов от продажи природного газа с крупнейших боливийских месторождений (около 70% добычи голубого топлива в стране) будут поступать в казну. Это, как ожидается, принесет в госбюджет дополнительно 300 млн. долларов в год.

Раньше этому южноамериканскому государству доставалось только 18%. В числе иностранных компаний, занимающихся добычей углеводородного сырья в Боливии и попавших под действие указа, французская «Тоталь», британские «Бритиш гас» и «Бритиш петролеум», американский «Эксон», бразильская «Петробраз» и испанско-аргентинская «Репсол».

Следует иметь в виду, что национализация проводится прежде всего в экономических целях, т.е. для предотвращения финансового краха тех объектов хозяйственной деятельности, роль которых в национальном хозяйстве велика, чтобы не вызвать широкомасштабные негативные социальные последствия. Национализированные предприятия подвергаются санации за счет средств государственного бюджета и могут быть в дальнейшем приватизированы. В этом процессе никто не усматривает посягательства на собственность.

Заключение

Взаимодействие экономики и права проявляется прежде всего во взаимозависимости экономических и правовых отношений. Хотя экономические отношения и развиваются по собственным законам, но при этом, с одной стороны, многие из них регулируются нормами права, становясь правовыми отношениями, не утрачивая при этом своей экономической сути, с другой стороны, экономические отношения оказывают существенное влияние на всю систему права.

В заключении нашей работы необходимо сказать что для защиты экономических прав государство создает определенные институты, деятельность которых представляет собой способ гарантирования указанных прав. Конституционный контроль над соблюдением экономических прав является одной из основных функций государства, поэтому они возложены прежде всего на органы государственной власти:

— Президента как главы государства, гаранта прав и свобод человека и гражданина, который может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, субъектов Федерации, поскольку они противоречат Конституции, до решения вопроса соответствующим судом, отменять постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 3 ст. 115);

— Правительство, которое осуществляет меры обеспечения законности, прав и свобод граждан (ст. 114);

— Федеральное Собрание РФ, принимающее федеральные законы в целях ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Определенные функции в области конституционного контроля возложены на федеральный Конституционный Суд, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в конституционном регулировании экономических отношений все шире используются категории, близкие к экономической системе, экономической основе или к отдельным элементам этих понятий.

Конституция РФ предопределяет рамки, потенциал и перспективы развития экономической системы с учетом развития на ее основе отраслевого законодательства.

Посредством эффективного конституционно-правового регулирования экономических отношений можно преодолеть негативные моменты развития рыночных отношений, обеспечить соблюдение баланса общественных и государственных интересов, гражданского общества и государства.

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст: по сост. на 14. 04. 2014 г.- Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
2. Российская Федерация. Законы. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой РФ 24.06.1994: по сост. на 04.06.2014 ]. — Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой РФ 21.10.1994: по сост. на 05.05.2014 ]. — Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
4. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой РФ 28.09.2001: по сост. на 21.07.2014 ]. — Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
5. Борисова, Н.Е. Конституия России как важнейший правовой источник и основа регулирования экономических отношений и экономики / Н.Е. Борисова / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
6. Диев, А.В. Латиноамериканский вызов, или Нефть и газ как оружие слабых / А.В. Диев / Планета людей. — 2006. — № 5. – С. 65
7. Комаров, А.В. Государственное регулирование экономики / А.В. Комаров / Право и жизнь. — 2000. — № 31. — С. 136.
8. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М. — 2003. — 689 с.
9. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие/ Сост. проф. А.М. Арбузин. 2-е изд., перераб. и доп. М. — 2004. – 466 с.
10. Мельников, В.В. Конституционные основы регулирования экономических отношений в России / В.В. Мельников / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
11. Мельников, В.В. Конституционные основы регулирования экономических отношений в России /В.В. Мельников/ Монография. М.: ЮРКОМПАНИ. — 2011.- 206 с.
12. Слабунов, Л. А. Конституционное регулирование основ экономической системы Российской Федерации / Л.А. Слабунов / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
13. Соколова, И.Л. Особенности экономической функции федеративного государства /И.Л. Соколова / Законодательство и экономика. — 2005. — № 5. С. 47.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1126

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке