Научная статья на тему «Индийские женщины — низшая каста общества»

Аннотация: В данной статье дается характеристика социального статуса индийских женщин, рассказывается о предыстории низкого положения слабого пола в Индии, обозначаются попытки изменения ситуации в стране, в сторону освобождения женщин от мужской зависимости.

Ключевые слова: Индия, каста, индийские женщины, обычаи, сословия, шудры.

В истории Индии уже практически тысячу лет происходит дискриминация женщин как полноправных членов общества. Социальному положению слабого пола в этой огромной стране не позавидуешь: у большинства из них отсутствуют обычные для нашей страны человеческие права. В индусском варианте создания мира не было разделения полов – мужчина и женщина составляли единое целое, но впоследствии, сложившиеся в Индии традиции и обычаи, привели к тому, что наступило время другой религиозной философии и практики, которая уже отводила женщине и мужчине особые, только им присущие места в семье и обществе[1, с. 297].

В определенный период времени была создана система подчинения и контроля женщины муж-чине. Слабому полу, так же как и представителям низшего сословия — шудрам, была присуща самая низшая ступень иерархии.

Предпосылками к существованию женской безграмотности стал тот факт, что им запрещалось читать священные тексты на санскрите. В кастовой иерархии критически важным является подчинение женщины мужчине, и чем выше по своему статусу каста, тем большим запретам подвержены женщины, тем заметнее в ней неравенство полов – «гендерная асимметрия» [2, с. 85]. Женский пол считался ритуально нечистым с рождения, и появление ее на свет в качестве женщины объяснялось греховным поведением в прошлой жизни. Священный текст индуизма Ману – смрити, узаконивал зависимый статус женщины: в детстве женщина подчинялась отцу, после свадьбы – мужу, а после смерти суженого – своим сыновьям.

Ситуация с низшим кастовым положением женщин в Индии не изменилась и в настоящее время. Индийские женщины подвергаются дискриминации, начиная с рождения, а зачастую еще в утробе матери. В некоторых группах каст традиционно была распространена практика женского инфантицида (умерщвления новорожденной), а с момента внедрения ультразвукового исследования и различных способов определения пола будущего ребенка, женщины стали чаще прерывать беременность разными способами[3, с. 63]. Мужчины, провожая жену на роды, не забывают произнести фразу: «Если родишь девочку, не возвращайся домой». На этой почве количество женского суицида растет с каждым годом. Женский пол продолжает оставаться бременем. Традиционный удел женщины – это замужество, уход в чужую семью; чтобы выдать дочь замуж, родителям приходится серьезно «раскошелиться»: обязательным является приданное, все расходы, связанные со свадьбой осуществляются за счет родителей невесты.

Одной из главных причин такого ничтожного положения женщин в Индии является бедность большей части населения этой страны – более 350 млн. человек находятся за гранью нищеты. Рождение сына здесь это подарок свыше: на сына накладываются обязанности по содержанию семьи, а так-же теплится надежда вырваться из нищеты.

Разумеется, с такой ситуацией в стране пытаются бороться. Около 170 лет назад в Индии началось движение за социальные реформы[4, с. 1], в том числе за возвращение женщин к нормальной жизни, возврата им человеческих прав. Сначала индийским реформатором и просветителем Рамом Моханом Роем в 1828 г. была предпринята попытка отмены «сати» – самосожжения вдовы на погребальном костре умершего мужа, а также была сделана попытка запрета детских браков, разрешения замужества вдов, и введения женского образования[5, с. 71]. Это стало началом периода освобождения женщин от власти мужа, дарования ей человеческих прав и путь к женской свободе.

В XIX веке продолжилась борьба за равноправие в обществе женского пола: люди, имеющие социальный вес в обществе Индии, своей деятельностью подготавливали общество к необходимости перемен в их отношении. «Страна, не проявляющая уважения к женщинам, никогда не сможет стать великой — ни в настоящем, ни в будущем» – так высказывался один из крупнейших религиозных реформаторов конца XIX в. Вивекананда.

С развертыванием в начале XX в. национально-освободительного движения и приходом в его руководство Махатмы Ганди, женщины стали вовлекаться в политическую борьбу. Осуществлен ряд крупных преобразований, которые способствовали улучшению положения женщин. Неизмеримо вы-росла их роль в образовании и просвещении, здравоохранении, науке и культуре, государственном управлении, общественно-политической жизни в целом, повысилась их грамотность, возросла продолжительность жизни, снизилась младенческая смертность, сократился средний размер семьи. Однако положение индийских женщин следует рассматривать в социальном контексте, поскольку статус и роль женщин в разных социальных группах заметно отличаются. Вряд ли можно говорить об улучшении качества жизни сельских женщин.

Конституция Индии гарантирует всем индийским женщинам равенство, отсутствие дискриминации государством, равную оплату труда за равную работу. Однако огромная, патриархальная, религиозная Индия не скоро еще сменит пренебрежение и жестокость своего отношения к женщине, как к бесправному и грешному существу.

Известная нам всем индийская женщина – Индира Ганди, в течение значительного периода времени была у власти Индии, и не просто ее возглавляла, а вносила значительные изменения во внутреннюю политику страны, повышая тем самым международный авторитет.

Известная нам всем индийская женщина – Индира Ганди, в течение значительного периода времени была у власти Индии, и не просто ее возглавляла, а вносила значительные изменения во внутреннюю политику страны, повышая тем самым международный авторитет.

Уже 2001 год был объявлен в Индии годом защиты прав женщин, и был ознаменован грядущим развитием относительно их статуса. Целью всей политики государства было массовое распространение информации, затрагивающее права индийских женщин и все насущные проблемы, связанные с ними.

Стоит отметить, что сейчас происходят значительные изменения в законодательстве Индии, которые должны стать предпосылками эффективного обеспечения всех прав индийских женщин, преимущественно путем обновления индийского права.

Перед властями стоит сложнейшая задача истребления пережитков обычаев и традиций, связанных с нарушением конституционных прав и свобод индийских женщин.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии ХХ век. М., 2010.
2. Юрлова Е.С. Индия: гендерные проблемы на рубеже XXI века. // Социальные исследования. 1998. № 12. С. 83-88.
3. Власова О., Ильина Н. Станет ли женщина человеком //Эксперт. 2013. № 6. С. 60-64.
4. История Индии. XX век. М., 2014.
5. Крашенинникова Н.А. Брачно-семейное право Индии: современный и традиционный аспекты //Вестник Московского университета. Сер. Право. 2000. № 4. С. 64-78.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

937

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке