Ключевые слова: Болонский процесс, модернизация, высшее образование, бакалавриат, магистратура, докторантура.
Развал СССР и образование независимых государств поставили в кризисную ситуацию годами формировавшуюся платформу образования. Каждое независимое государство начало поиск новой системы. Отдельные из суверенных республик обратили свой взор на европейскую модель образования, некоторые слегка видоизменили имеющийся формат, однако и те, и другие, на наш взгляд, не просчитали возможные риски и слабые места реформирования.
Одним из самых лучших достижений советского строя являлась его образовательная система, которую до сих пор признают самой совершенной. Советское образование учило думать, развивало самостоятельность, творчество и приветствовало нестандартность мышления [1, с. 86]. Оно воспитывало личность адаптивную, инициативную и универсальную. Вышесказанное нельзя воспринимать как ностальгию, а скорее как поиск приемлемого варианта интеграции образования с сохранением лучших достижений из прошлого и определением приоритетов национальных интересов. Развал СССР усугубил не только социально-экономические проблемы, но и практически способствовал уничтожению советского образования. Каждая республика постсоветского пространства «катапультировалась в независимость» [2, с. 90), суверенный поход в XXI век не для всех оказался благополучным. Характерным трендом для постсоветского пространства стало создание национальной модели образования, что вполне объяснялось процессами глобализации и желанием соответствовать стандартам новейшего времени.
Попробуем выделить алгоритм формирования образовательного пространства в рамках СНГ, толчком которому, на наш взгляд, послужило заявление Н. Назарбаева, сделанное в 1994 г., о необходимости интеграции постсоветского пространства. Через два года в 1996 году четыре государства Россия, Белоруссия, Киргизия и Казахстан заключили договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Следующим логическим шагом стало принятие в 1997 году Концепции о формировании единого образовательного пространства СНГ.
Межведомственные и межгосударственные комиссии по реализации принятых соглашений в условиях суверенной нормативно-правовой базы разработали и предложили множество проектов по различным направлениям образовательной деятельности. В частности, были предложены проекты по признанию документов об образовании, ученых степенях, званиях, о порядке реализации образовательных программ, филиалов высших учебных заведений на территории суверенных государств и пр. Вместе с тем, к великому сожалению, не все принятые межгосударственные документы по формированию единого образовательного пространства могут быть реализованы. Препятствием тому является внутреннее содержание реформ высшего образования и нормативно-правовая база. Казахстан и Россия с разницей в несколько лет подписали Болонскую декларацию, в 2010 году и в 2003 году соответственно.
Великая хартия университетов (1988) и Болонская декларация (1999) сыграли важную роль в интеграции образования европейских стран, дав толчок гармонизации национальных образовательных систем европейских государств. Обязательными параметрами Болонской декларации являются трёхуровневая система высшего образования; академические кредиты ECTS; академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов; Европейское приложение к диплому; контроль качества высшего образования; создание единого европейского исследовательского пространства. Казалось бы, чего проще, реализовать шесть пунктов в постсоветском образовательном пространстве.
Содержание Болонского процесса как кальку приложили к существовавшей образовательной системе, сейчас мы пребываем в общем пространстве основополагающих целей Болонского процесса. Не претендуя на всеохватность, попробуем определить общие и отличные тренды реализации Болонского процесса.
1. Руководство обеих стран рассматривает Болонский процесс в качестве важного инструмента модернизации высшего образования и продвижения национального образования в международном научном и образовательном пространстве. Нормативно-правовая база направлена на реализацию программы Болонского процесса. Содержание нормативно-правовой базы по системе высшего образования, в частности Казахстана, свидетельствует о пошаговой модернизации высшего образования с целью соответствия требованиям мирового образовательного процесса, начиная с Закона «Об образовании» и классификатора специальностей и последними изменениями ГОСО 2011 г. и окончательным его принятием в 2016 г. [3]. На наш взгляд, точкой отсчета российского законодательного поля по модернизации образования является проект закона «Об образовании», представленный на обсуждение в 2010 г. и принятый в 2013 г. и его окончательная регламентация в принятой государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» [4].
2. В Казахстане и в России есть те, кто поддерживает, и те, кто выступает против Болонского процесса, неоднозначность оценок варьируется от крайне негативных до крайне положительных оценок. Мы уже прошли путь чуть больше 10 лет, маховик Болонского процесса запущен, в Казахстане новый Закон «Об образовании» поставил точку в 2010 году на деятельности диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук. В России деятельность диссертационных советов продолжается, государство воспользовалось правом выбора, сохранив двухуровневую систему научных степеней кандидата и доктора наук. К слову сказать, показателем оценки деятельности казахстанского вуза является укомплектованность штатным ППС, где остепененность для университета составляет 45% [5].
3. Текущий процесс реализации демонстрирует множество нюансов, не соответствующих параметрам Болонского процесса. В частности, магистратура в Казахстане относится к послевузовскому образованию (первая ступень), в России же магистратура образует завершающую стадию (последняя ступень вузовского образования). В Казахстане и России отсутствует промежуточное звено между школой и вузом — колледж, достаточно важное звено, являющееся стартовой площадкой для поступления в вуз. Высшая школа Казахстана без исключений работает по системе бакалавриат — магистратура — докторантура, в России можно встретить бакалавриат и специалитет, т.е. кредитную и линейную системы обучения. В Российской Федерации реализуются программы магистратуры, далее аспирантура и защита диссертаций на соискание ученой степени.
Вместе с тем, в самом содержании реализуемых образовательных траекторий в вузах мы наблюдаем отсутствие свободы выбора студента как объекта обучения, свобода преподавателя как субъекта реализации учебного плана. При анализе учебных планов Казахстана и России, различных по формату и профессиональной направленности, обнаруживается наличие узкоспециальных дисциплин, что служит препятствием для студента в случае перевода на другую специальность или в случае выбора другой траектории. Например, мы имеем цикл общеобязательных дисциплин в размере 28 кредитов, в том числе 21 — из обязательного компонента и лишь 7 компонент по выбору. Цикл базовых дисциплин равен 69 кредитам, в том числе 20 — обязательный компонент, цикл профильных равен 32, в том числе 5 кредитов обязательного компонента. Сегмент базовых дисциплин по специальности «История» в какой-то степени присутствует во всех казахстанских вузах, готовящих бакалавра истории. За весь период обучения в бакалавриате студент должен набрать 129 кредитов. Согласно параметрам Болонского процесса, в случае перевода студента в другой вуз, отъезда по академической мобильности с учетом объема трудоемкости, т.е. общей суммы кредитов по пройденным модулям, студенту перезачитывают их. В нашем же случае студент «достаёт» разницу учебных планов, это характерно и для образовательного пространства России.
Дисциплины учебного плана в нашем случае объединяются по модулям, как, например, «Антропологическое изучение социальной истории» и «Древние языки и культуры» находятся в модуле «Культурная память и антропология», что соответствует параметрам Болонского процесса. Соответственно при сдаче дисциплин должна идти одна оценка за модуль в сумме двух дисциплин по 50% каждая, при этом в целях исключения коррупционных деяний, объективности в оценке качества знаний студента, процедура сдачи экзамена предусматривает обязательно другого преподавателя и кодировку письменного ответа. Последнее достаточно активно при негативном отношении к этому процессу со стороны ППС вводится в вузах Казахстана. Константы кредитной системы Болонского процесса не везде соблюдаются, а порой утрируются, превращаясь в порочную тестовую систему, что не всегда обнаруживает качество и системность полученных знаний. Болонский процесс предполагает минимум аудиторных часов, максимум самостоятельной работы студента. Для этого ППС сопровождает свои дисциплины учебно-методическим обеспечением, выставляя их на специальный сайт, который становится информационной площадкой виртуального общения преподавателя и студента.
К великому сожалению, Болонский процесс в Казахстане и России похож на мозаику, где не все части пазла присутствуют, а если они случайно имеются в наличии, то взяты из другой мозаичной палитры. В анатомическом представлении: есть правая рука, отсутствует левая и наоборот, т.е. не все «части тела» согласно описи Болонского процесса мы можем найти как в Казах- стане, так и в России. Есть еще множество нюансов, характерных для образовательного пространства Казахстана и России, даже в рамках СНГ мы не можем говорить о процессах унификации и стандартизации не только казахстанского и российского образования, в целом всех его участников.
Профессорско-преподавательский состав стал заложником Болонского процесса, т.к. его нагрузка напрямую зависит от численности студентов в университете. Демографические ямы, реформации школьного образования, переход к ЕНТ и ЕГЭ заставляют держаться за каждого студента, что характерно для провинциальных вузов. Нехватка нагрузки приводит к сокращению ППС, перераспределение учебных дисциплин ведет к тому, что один преподаватель читает несвойственные его научной специализации предметы, а это естественно сказывается на качестве образовательной деятельности.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Акцентируя внимание на процессах межгосударственного взаимодействия, следует обратить на трансграничные перекрестки Казахстана и России. Протяженность казахстанско-российской границы составляет чуть более 7000 тысяч километров, в том числе граница Восточного Казахстана с Алтайским краем и Республикой Алтай насчитывает 1193,6 км. Вузы Восточного Казахстана в «неравном бою» проигрывают близлежащим образовательным центрам РФ: Барнаулу, Новосибирску, Томску и другим российским городам [6]. В данном случае не только этно-демографический фактор играет важную роль. Значительное влияние оказывает и возможность бюджетного обучения в российских вузах, чего не может дать родина, т.к. слишком мало грантных мест и слишком высока цена за обучение в казахстанских вузах, что можно назвать своего рода сегрегацией.
Вместе с тем, в Казахстане нашли средства для реализации программы Серпин-2050. Уникальность программы заключается в оказании помощи в обучении и трудоустройстве молодежи из южных и западных регионов Казахстана, где наблюдается переизбыток трудовых ресурсов. Попытка решить региональный дисбаланс север-юг, восток-запад, имеет обратный эффект, местная молодежь с Восточного Казахстана лишается возможности бесплатного обучения и соответственно вынуждена уезжать в ближайшее трансграничное пространство. В томских вузах студенты из Казахстана составляют 80% от общего числа иностранных студентов [7]. Можно констатировать экспорт образовательных услуг российских вузов в пространстве СНГ, что естественно увеличивает приток иностранных студентов, обуславливает возможность открытия филиалов российских вузов на территории Казахстана. Подобные филиалы становятся информационными центрами имиджево-рекламной деятельности российского образования.
Казахстанские и российские вузы реализуют программы академической мобильности (ППС и студенты) в рамках заключенных межвузовских договоров с вузами партнерами, совместные образовательные программы с двухдипломным образованием, научные стажировки и учебные практики, проводят совместные научно-практические конференции с прямым участием или в онлайн-режиме (ППС и студенты). Например, студенты исторического факультета приняли участие в работе Международной научно-практической студенческой конференции «Молодежь и наука: региональные и глобальные интересы» в г. Семей (Республика Казахстан), проводимой Казахским гуманитарно-юридическим инновационным университетом. На базе ВКГУ в онлайн режиме было проведено несколько круглых столов, конференций, посвященных актуальным проблемам отечественной истории. Студенты Алтайского государственного медицинского университета (г. Барнаул) в рамках партнерских отношений с Казахстанско-Российским медицинским университетом (г. Алматы) проходили практику в медицинских учреждениях Алматы, что стало своего рода приобретением опыта и знакомством с медицинской системой Казахстана в условиях краткосрочных курсов.
Впервые в Восточно-Казахстанском госуниверситете в 2016 г. запущена Совместная образовательная программа с Алтайским госуниверситетом по реализации двух дипломного об- разования в магистратуре 6М020300 «История» и 46.04.01 «История» по образовательной траектории «Исторические исследования в современном научном познании». По окончании магистранты обучавшиеся получат два диплома, один — казахстанский, другой — российский.
Согласно параметрам Болонского процесса в образовании должна присутствовать академическая мобильность профессорско-преподавательского состава, как казахстанских, так и российских вузов. Указанный критерий являет собой один из самых сложных, ввиду многих причин объективного и субъективного плана. Академическая мобильность ППС предполагает от 2 до 4 месяцев, порой и того больше, что совершенно нереально с учетом учебной нагрузки преподавателя по основному месту работы и невозможностью его замены. Финансовая составляющая академической мобильности составляет отдельную тему для обсуждения. Имеется другая сторона медали: где же нужен наш профессорско-преподавательский состав со своими академическими знаниями? Практически нигде. Проблема не в том, что он не конкурентоспособен, а в том, что не всякий вуз готов принять и оплатить работу казахстанского научно-педагогического работника, даже если он знает иностранные языки, и у себя на родине является самым лучшим.
Ввиду того, что академическая мобильность извне в казахстанские вузы является мерилом оценки международной аккредитации и государственной аттестации, руководство финансирует приезд лекторов ближнего и дальнего зарубежья. При наличии докторантуры в казахстанских вузах в качестве соруководителя присутствует зарубежный ученый, чтение им лекций и консультативная деятельность являются обязательным явлением. В условиях трансграничных возможностей наш вуз активно обменивается в рамках академической мобильности с Алтайским государственным университетом, Томским государственным университетом, с вузами Новосибирска.
За всеми реализуемыми реформами высшего образования в стороне остается наука и научные достижения преподавателя. К сожалению, грантное и программно-целевое финансирование проходит мимо гуманитарного профиля казахстанской науки. В Казахстане происходит активное старение науки, казахстанских ученых оценивают по наличию индекса Хирша и публикаций в таких базах, как Томсон Рейтер, Скопус. Последнее не у всех получается, но в целом есть позитивные показатели. Казахстанские гуманитарии не могут коммерциализировать науку, соответственно не могут получить государственное финансирование.
Очень хорошо сказал о казахстанской науке Азамат Ибраев: «Как выяснилось, в разные годы, отчисления на науку в Казахстане составляли 0,2%, 0,1%… В настоящее время процент отчисления указывается в размере 0,28%. То есть, более 0,3 процентов от ВВП на поддержание отечественных ученых в стране не тратилось никогда. Куда уж тут до пресловутого одного процента, то есть, до того минимума, при котором можно говорить о нормальном государственной поддержке науки и соответственно о перспективах ее развития? В результате, по прогнозам развития научного потенциала, Казахстан находится на 66 месте и “благополучно” соседствует с такими “научно-продвинутыми” государствами, как Албания и Тринидад и Тобаго. Хорошо это или плохо, наверное, решать каждому индивидуально» [8].
«В 2015 году общая сумма финансирования науки из республиканского бюджета составила 43 миллиарда тенге, в 2016 году, несмотря на финансовый кризис…» государство обещало сохранить тот же объем [9].
В России в «2015 году бюджет академической науки составил примерно 115 миллиардов рублей…. объем в будущем году как минимум сохранится на уровне текущего» [10]. Комментарии в оценке финансирования излишни.
Особое значение для казахстанских ученых имеет деятельность Российского гуманитарного научного фонда, в самом названии заложен сегмент гуманитарных наук. РГНФ финансирует исследовательскую, издательскую деятельность, а также конференции, чего так не хватает казахстанским гуманитариям.
Суммируя вышесказанное, хотелось бы отметить следующее. Нас объединяет общее Евразийское пространство, общее прошлое, надеюсь, общее будущее. Казахстан и Россия оказались втянуты в Болонский процесс, пытаясь равняться на европейские стандарты. Полагаем, мы упускаем евразийские ориентиры. Находясь в общем образовательном пространстве, мы имеем принципиальные различия в реализации основных параметров Болонского процесса и совершенно разные подходы в подготовке научных кадров высшей школы, не говоря о содержании нормативно-правовой и финансовой базе. Модернизация национальной системы образования влечет за собой жесткий контроль в образовании и гарантирует качество, это — несомненный плюс Болонской системы, однако советское образование тоже было гарантом качества выдаваемых дипломов.
Многие параметры Болонской системы не вписываются в рамки казахстанской и российской систем образования, тому есть множество объективных причин, связанных с государственной образовательной политикой, половинчатостью и незавершенностью реформы образования в целом.
К сожалению, отсутствие автономности казахстанских вузов не позволяет шагать в ногу со временем, знания в век информационных технологий превращаются в испорченный продукт. Преподаватель и студент должны соответствовать новым требованиям, первый — отличаться конкурентоспособностью, постоянно повышая квалификацию; второй — иметь мотивацию к учебе, где самоцелью станет не заветная «корочка» диплома, а истина и знания. В цельности образовательная траектория должна стать гибкой, адаптируемой к запросам времени, все это в совокупности должно обеспечиваться продуманной социально-ориентированной программой.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список использованных источников
1. Fimyar O., Kurakbayev K. ‘Soviet’ in teachers’ memories and professional beliefs in Kazakhstan: points for reflection for reformers, international consultants and practitioners // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2016. T. 29, № 1. ‒ C. 86-103.
2. Лаумулин М. Центральная Азия: основные подходы в современной политической науке // Центральная Азия и Кавказ. 2010. T. 13, № 1. ‒ C. 90-109.
3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» [Электронный ресурс] URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747#pos=1;-263 (дата обращения: 01.11.2016)
4. Правительство Российской Федерации Постановление от 15 апреля 2014 г. N 295. Москва. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.[Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 06.11.2016)
5. О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2007 года № 452 Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2008 года № 506 «Правила лицензирования образовательной деятельности».
6. Слепнев Д., Авдоченко А. Неравный бой. Проблемы приграничного сотрудничества высшей школы Восточного Казахстана и Западной Сибири. [Электронный ресурс] URL:http://www.centrasia.ru/news2.php st=1412492100 (дата обращения: 06.11.2016)
7. Большинство казахстанских студентов-технарей, получив образование в Томске, возвращаются на родину. [Электронный ресурс].URL: http://news.vtomske.ru/news/61818-bolshinstvo-kazahstanskihstudentov-tehnarei-poluchiv-obrazovanie-v-tomske-vozvrashchayutsya-narodinu (дата обращения: 02.11.2016)
8. Ибраев А. Прямая речь о развале науки Казахстана. [Электронный ресурс] URL: https://vrk.news/news/i458 (дата обращения: 21.10.2016)
9. Финансирование казахстанской науки в этом году сохранится на уровне Т43 млрд. [Электронный ресурс] URL: https://www.zakon.kz/4778624-finansirovanie-kazakhstanskojj-naukiv.html (дата обращения: 01.11.2016)
10. В 2016 году финансирование науки в РФ сохранится на уровне текущего года. [Электронный ресурс] URL:http://www.edu.ru/news/science/v-2016-godu-finansirovanie-nauki-v-rfsohranitsya-/(дата обращения: 01.11.2016)