Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Компетентностый подход при обучении студентов будущих учителей химии»

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы компетентностного подхода при обучении студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Химия». Основной компетенцией является профессиональная компетенция – ПК-1, формируемая при изучении химических дисциплин. Для формирования компетенции используются следующие виды учебной деятельности: освоение теоретического материала на лекциях, выполнение лабораторных работ, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, направление «Педагогическое образование», химические дисциплины.

Студенты направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Химия» должны хорошо ориентироваться в педагогических понятиях: «образование», «обучение», «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность», «компетентный специалист» (Троянская, 2016).

Процесс модернизации, происходящий в настоящее время, в системе школьного и вузовского образования требует подготовки педагога, способного успешно реализовывать компетентностный подход (Апенько, 2009; Иванов, 2007).

Процесс освоения основной образовательной программы (ООП) высшего образования по направлению «Педагогическое образование» заключается в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Одной из основных компетенций профессионального цикла является готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1). Данная компетенция связана практически со всеми с общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Это позволяет полагать, что реализуется действие основного закона «все связано со всем». Сложно сформировать какую-то одну индивидуальную компетенцию в процессе обучения, не затрагивая другие.

Для успешного формирования профессиональной компетенции ПК-1 студенты должны обладать:

  1. Способностью обучающихся превращать знания в опыт, анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, организовывать свой собственный образовательный процесс, брать на себя ответственность за свое образование.
  2. Умением работать с различными источниками информации, видеть взаимосвязь между явлениями, умением наблюдать, сравнивать, анализировать результаты своей деятельности.
  3. Развитием навыков выступления перед сокурсниками, защиты своей точки зрения, выражения своих мыслей в устном и письменном виде.
  4. Умением работать в группах и в коллективе, устанавливать контакты, разрешать конфликты.
  5. Умением быстро адаптироваться к окружающим условиям, быть психологически устойчивым при разрешении трудностей.
  6. Способностью моделировать профессиональную деятельность. Компетенция ПК-1 формируется на протяжении всех четырех курсов бака-

лавриата при изучении базовых и вариативных дисциплин, прохождении практик профиля «Химия». Поэтому целесообразно выделить 3 основных этапа (уровня) её освоения (пороговый, базовый и углубленный). Для формирования компетенции используются такие виды учебной деятельности, как освоение теоретического материала на лекциях, выполнение лабораторных работ, самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа.

Первый уровень (пороговый) – знания и умения, достаточные для понимания и постановки проблемы: владение основами теории фундаментальных разделов химии (неорганической, аналитической, органической, физической, химии ВМС, химических основ биологических процессов, химической технологии) и способность применять их для решения теоретических и практических задач.

Второй уровень (повышенный) – знания и умения, достаточные для применения эффективных методов и моделей при решении типовых задач:

способность использовать нормативную документацию для осуществления профессиональной деятельности.

Третий уровень (продвинутый) – знания и умения, необходимые и достаточные для решения не только типовых, но и профессиональных задач:

способность разрабатывать методические и нормативные материалы в рамках профессиональной деятельности.

Используемые типы контроля для оценивания результатов обучения: устный опрос, выполнение лабораторных работ, практические занятия,

моделирование урока, выполнение ситуационных заданий, решение комплексных задач, выполнение курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Результатом применения компетентностного подхода в процессе обучения являются:

  • более конкретная формулировка целей и задач программ обучения;
  • увеличение мотивации процесса обучения;
  • повышение качества профессиональной подготовки студентов;
  • разработка средств объективной оценки качества обучения;
  • повышение уровня взаимодействия обучающихся и педагогов;
  • моделирование уроков, приближенных к реальным условиям, что способствует дальнейшей адаптации студентов-педагогов в школе;
  • формирование производственной культуры и уважения к выбранной профессии.

Перед преподавателями остро стоит вопрос: как и каким образом можно оценить уровень сформированности той или иной компетенции в процессе обучения?

В настоящее время практически отсутствуют методики, позволяющие диагностировать уровень сформированности компетенций студентов в процессе обучения и выпускников. По данным литературы (Троянская, 2016) результатом внедрения компетентностного подхода в процесс образования является востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда. В основном, это измеряется как процент трудоустройства выпускников, занимаемые ими должности и т.д. Для студентов направления «Педагогическое образование», профиль «Химия» вопрос о трудоустройстве не возникает, что, в основном, обусловлено малым числом выпускником.

Анализируя результаты о трудоустройстве выпускников направления «Педагогическое образование» хочется отметить, что уровень компетентности выпускника не является основным фактором при трудоустройстве. Выпускник за частую не проходит конкурсный отбор при поступлении на работу, что, видимо, связано с дефицитом учителей на рынке труда.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Оценка уровня сформированности компетенции происходит во время промежуточных и Государственной итоговой аттестаций. Условия оценивания и формы промежуточной аттестации (экзамена) представлены в рабочей программе изучаемой дисциплины. В ходе проведения Государственной итоговой аттестации экзаменационными комиссиями проверяется уровень сформированности у студента общепрофессиональных и профессиональных компетенций, указанных в ООП и характеризующих результаты освоения образовательной программы, а также готовность студента решать профессиональные задачи. Выпускная квалификационная работа (ВКР) не может быть сведена к реферированию литературных источников, работа должна содержать результаты самостоятельных наблюдений, педагогических или химических экспериментов и самостоятельно разработанные методические рекомендации и выводы. Допустимая доля заимствований до 40%.

По результатам выполнения ВКР студент готовит автореферат объёмом 10–12 страниц. Автореферат размещается в электронно-библиотечной системе Университета не позднее, чем через две недели после защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная работа защищается в Государственной аттестационной комиссии. Требования к содержанию, структуре и процедуре защиты ВКР бакалавра учителя химии определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденного Минобрнауки России, Федерального государственного образовательного стандарта. Критерии оценивания результатов защиты ВКР представлены в рабочей программе Государственной итоговой аттестации.

Компетентностный подход в системе образования реализуется сложно и медленно, и основными причинами этого являются инертность мышления педагогов, их приверженность к старым методам работы. Здесь хочется обратить внимание педагогов на то, что далеко не все старые методы нужно отбросить и забыть на современном уровне реформирования школьного и высшего образования. Ведь и ранее, многие умения, знания и навыки, которые должны быть сформированы при компетентностном подходе обучения, составляли профессиональную основу высшего образования.

Список использованных источников

1. Апенько С.Н. Оценка компетенций магистров и бакалавров в системе менеджмента об- разовательных услуг // Известия ИГЭА. 2009. №4 (66). С. 88–92.
2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Учеб. пособ. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
3. Троянская С.А. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет» 2016. 176 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

955

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке