Научная статья на тему «Межнациональные отношения в молодежной среде»

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем по работе с молодежью в сфере межнациональных отношений. Рассматриваются основные направления молодежной политики, закрепленные в концептуальных документах в сфере межэтнических отношений. Отмечается роль социально-психологических особенностей молодежи при формировании идентичности. В качестве отдельной модели молодежной политики выделена конфессиональная общественная молодежная политика.

Ключевые слова: молодежная политика, межнациональные отношения, межэтнические конфликты, этноцентризм.

Национальное многообразие Российской Федерации, бесспорно, является главным богатством и преимуществом нашей страны. Однако такое этническое и конфессиональное разнообразие накладывает некие обязательства на государство в виде соблюдения международных стандартов и норм, поддержания достойного социально-экономического уровня развития страны, предотвращения внешних экстремистских и террористических угроз. Особенностью данной сферы отношений является ее конфликтогенный потенциал.

На сегодняшний день приняты основные концептуальные документы в сфере государственной национальной политики. Главным актом является Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, на нормы которой опираются не только федеральные, но и региональные органы власти, уполномоченные по решению межнациональных и межконфессиональных проблем (около 30 субъектов РФ приняли региональные стратегии). Принят второй план по реализации данной стратегии на 2016–2018 гг., в соответствии с которым предусмотрен целый ряд мероприятий по работе с молодежью. Третий год реализуется федеральная целевая программа (ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)», способствующая софинансированию региональных целевых программ. За последние годы наблюдается рост числа субъектов, получивших поддержку для решения межнациональных проблем: 2014 год — 39 субъектов; 2015 год — 43; 2016 год — 53. Из перечня 28 мероприятий ФЦП, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений и содействие этнокультурному многообразию народов России, около 5 ориентированы исключительно на молодежь. В 2014 году распоряжением Правительства были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетными задачами в рамках укрепления межнационального единства были сформулированы следующие: «формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства», «развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений».

Таким образом, во всех вышеперечисленных документах обозначены нормы, предусматривающие работу с молодежью. В основном данные мероприятия, направлены на решение проблем в рамках патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения, укрепления культуры межнационального и межконфессионального общения в сфере образования, привлечения молодежных и детских общественных объединений в участии различных мероприятий, посвященных межнациональным вопросам.

Однако перечень проблем межэтнических отношений в молодежной сфере значительно шире. Как отметил глава Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Александр Соколов:  «именно в молодежной среде конфликты приобретают наиболее жесткую форму». Связано это с возрастными социально-психологическими особенностями. Молодежь наиболее этноцентрична (оценочная дифференциация межэтнических особенностей по принципу «свой и чужой») по сравнению с другими группами населения, что выражается в национальном самосознании молодежи, ее крайних позициях, которые могут трансформироваться в национальную нетерпимость и экстремизм. В связи с этим данная группа населения наиболее сильно подвержена манипулированию и воздействию со стороны экстремистских и террористических группировок.

Решение данной проблемы должно  основываться  не  только на внедрении образовательных программ для формирования религиозной и этнической толерантности или морально-нравственном воспитании. Очень важно перенаправить энергию молодежи из разрушительного русла в созидательное направление. Необходима организация досуговых и спортивных мероприятий по развитию социальной активности молодежи. В условиях социально-экономической нестабильности большинство спортивных секций и клубов по интересам, особенно в регионах, являются платными, что лишает молодых людей возможности самореализации. Экстремистские организации используют это в собственных целях, вовлекая в свою деятельность, которая не требует ни материальных, ни высокоинтеллектуальных затрат. Например, одно из популярных радикальных движений — Русское национальное единство (РНЕ) обеспечивает своим сторонникам бесплатные занятия в спортивных клубах. Необходимо становление системы мониторинга для оперативного отслеживания межэтнической и межконфессиональной напряженности  и  своевременной  нейтрализации   разгорающихся конфликтов между представителями национальных и культурных групп, которая бы проводилась уполномоченными органами по  всей  стране.  На  сегодняшний  день  мониторингом межэтнической напряженности занимается Федеральное агентство по делам национальностей Российской Федерации. Специалистами агентства разработаны 28 индикаторов конфликтности межнациональных отношений, которые позволяют оповещать должностных лиц различного уровня о разгорающихся конфликтах для принятия своевременных управленческих решений, блокировать Интернет-ресурсы экстремистского характера и формировать статистику конфликтности регионов России. Однако в рамках существующей системы мониторинга  не  предусмотрено  отслеживание  проблем  в молодежной среде, как отдельной категории.

Дополнительным фактором, усложняющим и без того непростую картину этнических взаимоотношений в РФ и ставящим сложные задачи перед ее государственными органами, является нехватка молодых квалифицированных специалистов в данной сфере. Особенно остро данная проблема ощущается на региональном и муниципальном уровнях, где ввиду отсутствия средств или несвоевременных управленческих решений возникают этноконфессиональные конфликты, которые перерастают в проблемы государственного масштаба. Так, около 771 государственного служащего занимаются решением межнациональных проблем в регионах. При этом наблюдается огромный разброс: в таких субъектах, как республика Удмуртия и Тыва, Ивановская и Липецкая области насчитывает примерно по 2 госслужащих, в то время как в республике Татарстан, это количество достигает 95 человек. Стоит отметить что, начинаяс 2015 года на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова была принята магистерская программа «Управление в сфере межэтнических и государственно-конфессиональных отношений», главной целью которой является обучение специалистов для работы в органах власти различных уровней в сфере регулирования межэтнических и государственно-конфессиональных отношений2. Подготовкой молодых специалистов в данной сфере занимается и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, где предусмотрены следующие направления «безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений», конфликты  и  национальная  безопасность  в условиях функционирования гражданского общества», «миграционная политика и демографическая безопасность» и др.

В качестве отдельной модели молодежной политики выделяют конфессиональную общественную молодежную политику, которая в последние годы получила широкое распространение среди подрастающего поколения. Ведущая роль в воспитании духовно-нравственных ценностных ориентаций принадлежит традиционным конфессиям. Особый вклад в развитие конфессиональной общественной молодёжной политики внесла Русская Православная Церковь, в рамках которой в апреле 2000 года Священным Синодом была принята «Концепция молодежного служения РПЦ». Практической реализацией положений Концепции занимается специально созданный в структуре РПЦ на основе Всецерковного Православного Молодежного Движения Синодальный отдел по делам молодежи. Активной прозелитической деятельностью занимаются представители протестантских движений, которые привлекают молодежь организацией масштабных религиозных мероприятий. Наблюдается тенденция по привлечению молодежи в деятельность новых религиозных движений (сект), что представляет собой угрозу и требует особого контроля со стороны государства.

Подводя итог, можно отметить, что на сегодняшний день государственная молодежная политика находится на стадии становления и не может в полной мере реализовывать свои цели и задачи, эффективно отвечая на вызовы времени. В результате возникают проблемы, в том числе и в сфере межэтнических отношений. Поэтому в современных условиях очень важным фактором является четкое определение направлений государственной национальной политики Российской Федерации по работе с молодежью, призванных гармонизировать отношения между проживающими в государстве многочисленными этническими и конфессиональными общностями.

Список использованных источников

1. Гуриева, С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде. Социальная психология и коррекционная педагогика // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 10.
2. Пинаев, П.В. Национализм в молодежной среде современного российского общества / П.В. Пинаев, Ю.Ю. Яцкевич // Вестник Пермского университета. — 2014. — № 3 (19).
3. Добренькова, Е.В. Конфессиональная общественная молодежная политика Электронный ресурс] / Е.В. Добренькова, С.О. Елишев
// Электронный журнал «Церковь и время». — 2011. — № 2 (55). —
Режим доступа: https://mospat.ru/church-and-time/701
4. Концепция молодежного служения РПЦ : принята Священным Синодом РПЦ. 2000 [Электронный ресурс] // Сайт собора святого равноапостольного великого князя Владимира. — Режим доступа: http://soborvladimira.prihod.ru/oficialnye_materialy_rpc_razdel/view/id/19710
5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19.12.2012
№ 1666 // СЗ РФ. — 2012. — № 52. — Ст. 7477.
6. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014– 2020 годы)» : постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 № 718 // СЗ РФ. — 2013. — № 35. — Ст. 4509.
7. Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // СЗ РФ. — 2014. — № 50. — Ст. 7185.
8. Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016– 2018 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 23.12.2015 № 2648-р // СЗ РФ. — 2015. — № 30 (часть II). — Ст. 4141.
9. Обсуждение встречи членов Общественной палаты РФ и представителей региональных консультативно-совещательных структур по межнациональным отношениям в молодежной среде 12 декабря 2013 [Эл. ресурс] // Офиц. сайт Общественной палаты Российской Федерации. —
Реж. доступа: https://www.oprf.ru/press/news/2013/newsitem/23439
10. Официальный сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ranepa.ru/magistratura/ napravleniya-i-programmy/napravleniya-i-prograamy
11. Официальный сайт Факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spa.msu.ru/page_121.html
12. Официальныйсайт Федеральногоагентстваподеламнациональностей Российской Федерации. [Эл. ресурс]. — Режим доступа: http://fadn. gov.ru/documents/ 8894-prezentatsiya-sistemy-monitoringa-fadn-rossii

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1963

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке