Аннотация: В статье рассмотрены приемы активизации самостоятельной работы по  лексике студентов неязыковых вузов. Самостоятельная работа определяется как форма обучения, при которой студенты самостоятельно усваивают необходимые знания. Рассмотрены некоторые приемы работ по овладению лексикой и эффективных методах усвоения лексического материала.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, обучение иностранному языку, умения и навыки, приемы семантизации.

Важная задача преподавателя любого предмета, в том числе и иностранного языка заключается в том, чтобы научить студентов учиться. Это значит, в процессе обучения должны развиваться навыки самостоятельной работы. Развитие навыков самостоятельной работы способствует более успешному усвоению языка, лучшему его применению на практике.

Владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. Сокращение количества аудиторных часов заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов (СРС) по освоению дисциплины, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки специалистов. Эффективность обучения во многом зависит от разумной целенаправленной и дидактически грамотной организации преподавателем самостоятельной работы студентов.

В данной статье мы будем останавливаться на некоторых приемах для изучения и овладения лексикой студентов неязыковых вузов, которые способствуют развитию умений и навыков самостоятельной работы в процессе обучения. Правильный выбор приемов работы, с помощью которых студенты овладевают языком, помогут им в совершенствовании своих знаний. Усвоение лексики является необходимым условием для формирования речевой деятельности, поскольку она является одной из ее важнейших компонентов. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку.

К самостоятельной работе студента должна подготавливать вся система работы на занятии. Студенты знакомятся с наиболее эффективными способами усвоения слов. Слово воспринимается в контексте. Нужно обратить внимание студентов на образование, употребление, изменение слова. Потом тренировать данное слово в предложениях, в беседе, в рассказе. Студенты должны понять механизм запоминания, необходимость участия всех видов памяти в запоминании (логической, зрительной, слуховой, моторной). Для этого нужно приучать студентов слышать и видеть, т.е. к слуховому и зрительному восприятию и к проговариванию материала. Одностороннее восприятие приводит к тому, что они либо не понимают изученный материал, либо не узнают его на слух. [3, с.54]

Важно, чтоб студенты умели пользоваться справочными пособиями (грамматический справочник, словарь и др.) Работая по грамматическому справочнику студенты должны: уметь найти в нем нужный материал, понять принцип расположения материала в справочнике, учиться использовать справочный материал в практических целях.

А в словаре отражаются все изменения, происходящие в языке в связи с появлением новых понятий, количество которых с каждым годом растет. Студентов надо учить переводить производные и сложные слова, которых нет в словаре, и фразеологические обороты. Наконец, они должны выбирать из числа многих значений одного слова подходящее по смыслу.

При регулярном и последовательном занятии иностранным языком у студентов вырабатываются навыки и умения работать со словарем.

Н.Ф.Бориско рекомендует овладеть приемами семантизации или «расшифровки» значения новой лексики. К основным приемам семантизации относятся, например, семантизация слова с помощью родного или другого иностранного языка, с помощью интернационализмов, по контексту или ситуации общения, по сопровождающей наглядности, по словообразовательным элементам, по законам образования сложных слов, по толковому словарю, и наконец, когда нет больше выхода, с помощью двуязычных словарей.[1, c.64-65]

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Для усвоения изолированных слов очень важно их расположение в определенной системе, так как это облегчает запоминание. Опыт показывает, что слова, сгруппированные по тематическому принципу, запоминаются легче и усваиваются более прочно, чем слова, не объединенные тематическим единством. С этой целью нужно научить студентов составлять свой личный словарь и располагать в нем слова по отдельным темам, т.е. группировать вместе все слова, относящиеся к теме «класс», «город», «еда» и др. Но так как не все слова «укладываются» в определенные темы, то по сюжетным текстам удобнее вести постатейные словари, куда следует включать все слова, которые подлежат запоминанию в связи с изучением данного параграфа учебника. [2, c.36] Также можно сгруппировать лексику по антонимам, синонимам и словообразовательному признаку.

Одним из эффективных методов усвоения лексического материала является использование ситуативных задач и ролевых игр. Так как они могут быть связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов, они очень активно выполняют такие задания. Например, для студентов-медиков это могут быть ситуативные задания и ролевые игры, связанные с будущей профессией например, составление анамнеза больного, ролевая игра врач-больной и т.д. Студенты должны научиться принимать новые слова свободно, без внутреннего перевода, приспосабливаясь к языковым изменяющимся ситуациям. Перед выполнением ситуативных задач повторяется изученная лексика, расширяется количество коммуникативных ситуаций используются опорные карточки, компьютерные презентации. В процессе таких видов работы студенты усваивают и учатся активно употреблять в речи большое количество лексических единиц. Задача преподавателя в данном случае донести до студентов, усвоить и закрепить как можно больше лексических единиц для того, чтобы они могли использовать их в дальнейшей практике общения.

В своей статье Шамов А.Н. пишет и о схематизации «как о процессе изображения или описания лексического материала в основных чертах.» [4, с.22] Схема может фиксировать и обобщать. Студентам проще по схеме составлять рассказы по темам или делать пересказы текстов.

Таким образом, работа по изучению и запоминанию лексики должна не только способствовать освоению данного курса иностранного языка студентами, но и готовить их к дальнейшему самостоятельному изучению его после окончания вуза: закладывать основу для чтения неадаптированных текстов по специальности, с которыми им придется иметь дело в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа является одним из видов учебно-познавательной деятельности, ориентированной на общеобразовательную и профессиональную подготовку студентов под управлением преподавателя. От правильной организации СРС зависит качество подготовки специалистов.

Список использованных источников

1. Н.Ф.Бориско. Сам себе методист. Фирма «Инкос», Киев, 2001.
2. Виленкина Е.Э. Методика самостоятельной работы учащихся старших классов по лексике // Иностранные языки в школе. — 2010. — № 8. — С. 35-39.
3. Златогорская Р.Л. «В помощь будущему учителю немецкого языка». Ленинград, Просвещение, 1979.
4. А.Н. Шамов. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 2. — С. 15-23.