Ключевые слова: грамматика, коммуникация, принципы отбора грамматического материала, грамматические навыки.
Одним из ключевых составляющих при обучении английскому языку является грамматический аспект. Это такой вид речевой деятельности, который нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Обучение кубановедению поанглийски предполагает тот факт, что студенты уже знакомы с базовыми понятиями временных форм, степенями сравнения прилагательных, повелительным наклонением. Однако эти аспекты нужно закреплять и изучать новые, используя некоторые предложенные нами закономерности.
Коммуникативная цель обучения грамматике в неязыковом вузе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению – он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения в данных условиях[1,c.65].
При использовании кубановедческого компонента важно помнить, что основными общепринятыми принципами отбора в активный грамматический минимум считаются: принцип распространенности в устной речи, принцип образцовости, принцип исключения синонимических грамматических явлений. К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся: принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи, принцип многозначности. Кубановедческий компонент предполагает материал как активного грамматического использования, например, систему перфектных времен активного залога, исчисляемые и неисчисляемые существительные, так и аспекты для пассивного восприятия, например, систему пассивного залога длительных времен, некоторые трудные случаи дифференциации причастия и герундия и т.д.
При введении кубановедческого компонента важно помнить, что грамматический материал должен быть организован функционально, чтобы грамматические явления органически сочетались с лексическими в коммуникативных единицах, объемом не менее предложения[2,c.45]. Предложение, таким образом, является исходной речевой единицей, представляющей собой единство структуры предложения, морфологических форм элементов этой структуры и ритмико-интонационного оформления, определяемого его коммуникативной функцией и контекстом.
Одна из главных проблем организации и последовательности изучения грамматического материала при обучении кубановедению поанглийски состоит в методически целесообразном объединении двух сторон речи – содержательной (лексической) и формальной (грамматической). Существует попытка решить проблему обучения формальной и содержательной сторонам речи путем поэтапной последовательности овладения материалом в условиях комплексной организации.
На первом структурно-тематическом этапе студенты овладевают новым грамматическим материалом на ранее изученной, тематически связанной лексике. На втором тематически-структурном этапе главное внимание уделяется новой лексике по теме на основе усвоенных ранее структур. Вполне возможно введение некоторого количества нового грамматического материала. На третьем межтемном этапе создаются условия для творческого и правильного перекомбинирования ранее усвоенного и изучаемого лексического и грамматического материала в устной и письменной речи по межтемным ситуациям общения.
Как уже упоминалось, грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Такое владение грамматическими средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах формы в единстве с их значением, звучания и значения. Основными качествами грамматического навыка говорения являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.
Грамматические навыки аудирования базируются на речевых автоматизированных связях слухо-речемоторных образов грамматических явлений и их значений. Рецептивно-активные грамматические навыки чтения основываются на связях зрительно-графических и речемоторных образов этих явлений с их значениями[3,c.89]. Эти связи проявляются в автоматизированности процесса восприятия и беспереводности понимания читаемого или аудируемого текста и грамматической информации, содержащейся в нем, обусловливаемого уровнем развития индивидуально-речевого опыта в данных рецептивных видах речевой деятельности, т.е. опыта в чтении и аудировании.
Наряду с активно-рецептивными речевыми грамматическими навыками у студентов должны быть сформулированы также пассивно-рецептивные навыки. К таким навыкам мы относим навыки узнавания и понимания грамматических явлений в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти образов, созданных в процессе формирования и развития читательского опыта; дискурсивно-операционные языковые грамматические навыки анализа грамматической информации текста.
Первый вид грамматических навыков формируется в процессе обильного легкого чтения, для которого разработаны специализированные кубановедческие тексты с упрощенными грамматическими структурами. Мы полагаем, что это могут быть тексты о географии, достопримечательностях нашего региона, о спортивных событиях в ознакомительном общем плане.
Второй вид грамматических навыков формируется в результате чтения трудных в грамматическом отношении текстов или мест текста и использования элементов анализа грамматических явлений. Такие тексты посвящены историческим особенностям региона, определенным традициям, флоре и фауне края.
Следует также упомянуть о языковых грамматических навыках в свете кубановедения по-английски. Языковые грамматические навыки выступают в качестве «запасных» при отказе речевого грамматического навыка, а также входят в состав механизма, контролирующего правильность выполнения речевого действия самим говорящим, более того, они обеспечивают сознательную ориентировочную основу создания речевых навыков.
При введении нового грамматического материала с использованием кубановедческого компонента на занятиях по английскому языку важно учитывать этапы работы над грамматикой, а именно,этап презентации грамматических явлений и создания ориентировочной основы для последующего формирования навыка; формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи; включение речевых навыков в разные виды речи; развитие речевых умений[4,c.98].
Остановимся более подробно на каждом этапе. Форма презентации нового грамматического материала выбирается в зависимости от уровня студентов и трудности той или иной грамматической конструкции. Более сложные явления целесообразно вводить в письменной форме, а простые в устной. Следует также помнить и о цели усвоения. Установка на активное владение требует более раннего включения данного явления в устноречевую деятельность. Если мы рассматриваем формы перфектных времен в английском языке, мы можем письменно пояснить их употребление и отработать на речевых образцах с известной лексикой. Если речь идет о повторении будущего простого времени, его можно отработать устно.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Характер ознакомления может быть различным: и чисто практическим, и теоретико-практическим. В первом случае студенты, знакомясь с новым грамматическим явлением в речевом образце и понимая в целом его значение из контекста, осмысливают его самостоятельно, а затем, по аналогии с образцом, выполняют грамматические действия имитативно. Второй – теоретико-практический – способ ориентировки предполагает краткое теоретическое пояснение к речевому образцу, касающееся образования и употребления данного грамматического явления в ряде случаев в сопоставлении с коррелирующими явлениями родного языка.
Второй этап – это этап формирования речевых грамматических навыков – можно считать самым важным, так как с ним связана автоматизация грамматических действий, без которой невозможно создание навыка. Задача этого этапа состоит в том, чтобы придать тренировке грамматических явлений речевой характер, учитывающий трудности, вызванные, прежде всего, интерферирующим влиянием соответствующих навыков родного языка, а также отсутствие языковой среды и ограниченную речевую практику. Необходимо отметить, что это должна быть особая устная речь, имитирующая основные свойства естественной, но отличающаяся от нее рядом качеств: определенной методической организацией речевого материала и последовательностью его введения в речь, а также ее обучающим характером.
Третий этап – включение навыка тренируемого грамматического явления в речевые умения монологического и диалогического говорения[3,c.94]. В данном случае студентам предлагается набор учебных ситуаций об истории, культуре, географии региона, которые должны быть разыграны между студентами или между преподавателем и студентом, либо задается определенная тема и говорящий должен раскрыть ее в монологе на региональную тематику.
Четвертый этап реализуется путем выполнения упражнений для обучения студентов речевой деятельности – языковых, условно-речевых и подлинно речевых. К языковым упражнениям относятся те, в которых нет никаких признаков коммуникативности. Это упражнения на закрепление формы той или иной грамматической конструкции. Условно-речевые упражнения лишь имитируют настоящую речевую коммуникацию. Под подлинно речевыми понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности. Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения.
Список использованных источников
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам: Учебник для вузов/ И.Л.Бим. — Москва, Высшая школа, 2009. – 342 с.
2. Лихачева О.Н., Темникова Л.Б. Особенности использования регионального кубановедческого компонента на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды КубГТУ. Электронный политематический журнал №1, 2015
3. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку: Учебник для вузов/ Г.В.Рогова. — Москва, Просвещение, 2008. – 344 с.
4. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам: Учебник для вузов/С.Ф.Шатилов. — Москва, Просвещение, 2009. – 368с.