Ключевые слова: ведущий преподаватель, ассистирующий преподаватель, коррекция ошибок, живопись, архитектурно-строительный вуз.

Для того, чтобы стать архитектором, градостроителем или дизайнером надо научиться работать не только с пространственными структурами в архитектуре, но и научиться живописи – работе с цветом и фактурами. Цель дисциплины «Живопись» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Архитектура» 270100 (бакалавриат), «Дизайн» 072500 (бакалавриат), «Градостроительство» 270900 (бакалавриат) – формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе развития пространственного воображения и творческого мышления на основе освоения колористической культуры, изобразительных и декоративно-плоскостных возможностей цвета, изобразительных приемов. Освоение этой дисциплины будущими архитекторами, градостроителями и дизайнерами способствует:
o подготовке мастерства владения основными живописными материалами;

o развитию аналитического мышления и творческого подхода в практической работе;

o привитию понятия цветовой гармонии.

Ведущий преподаватель ставит перед преподавателями цикла «Живопись» и студентами задачи:

• сформировать навыки композиционного и пространственного мышления;
• сформировать колористическую куль-туру, изобразительные навыки выполнения живописных работ с натуры, по памяти, по представлению, по воображению, живописных изображений объектов в реальной действительности;
• развить навыки работы над цветовой композицией и цветовым моделированием.

В рамках изучаемой дисциплины «Живопись» ведущий преподаватель в сотрудничестве с коллегами помогает студентам овладеть следующими навыками:
• техники и технологии живописного мастерства
• живописи акварелью
• живописи гуашью
• изучения приемов и способов выполнения архитектурных проектов в смешанной технике
• изучения декоративных приемов в живописи.

Дисциплина «Живопись» рассматривает законы цвета, физиологию восприятия цветовой среды в интерьере и на пленэре в различных погодных и временных условиях.

В практике высшего профессионального образования (архитектурно-строительного) существует опыт назначения преподавателя, ответственного за блок дисциплин, а в учебном процессе, если в группе ведут 2-3 преподавателя − назначения ведущего преподавателя (остальные ассистируют). На творческих специальностях необходимо поступать именно так, поскольку учебные группы делятся на подгруппы, состоящие примерно из 15 человек. Раньше в методике расчета количества преподавателей на творческие дисциплины в учебную группу выделялся один педагог на 7-8 человек. Сейчас все значительно изменилось, а процессы оптимизации, происходящие в вузах России, диктуют иные условия ведения педагогического процесса.

Роль ведущего преподавателя очень важна.Ведущий преподаватель дает указания преподавателям, работающим со студентами. Ведущий преподаватель должен:

1. Четко объяснить студентам цель задания. Для этого на кафедре есть рабочие программы по циклам дисциплин, где цели и задачи того или иного задания четко определены. Например, учебное практическое задание «Живописный натюрморт из бытовых предметов (гуашь)». Ведущий преподаватель обязан рассказать, что натюрморт − изображение неодушевленных предметов − как самостоятельный жанр живописи оформился в начале XVIII века. Учебный натюрморт учит понимать цветовые и свето-теневые отношения, пропорции, размеры и формы предметов, передний и задний планы, постановку предметов на плоскость, учитывая законы перспективы и т.п. Натюрморт поможет будущим специалистам в области архитектуры, дизайна и градостроительства не только понимать цветовые и колористические тонкости изображения, но и, возможно, научит их писать более сложные живописные полотна, которые гармонично украсят интерьеры проектируемых пространств и зданий.

2. Определить этапы выполнения работы. Иногда работа над одним натюрмортом занимает несколько часов, т.е. 2-3 занятия. Для того чтобы грамотно вести работу, необходимо на- учить студента распределять аудиторное время поэтапно (композиционное размещение будущей работы на листе бумаги, графическое изображение, взятие основных цветовых отношений, уточнение отношений, доведение работы до логического завершения)

3. Во время работы подходить к студенту, спокойно и доходчиво объяснять суть ошибок, важно чтобы студент сам увидел их. Иногда рассказывать об ошибках, которые часто встречаются у студентов. Тем самым, ведущий педагог корректирует ошибки непосредственно в ходе учебного процесса и своевременно подсказывает студенту, как именно исправить их и продолжить ведение живописной рабо- ты.

4. Контролировать, как ассистирующий преподаватель работает со студентами, делая это деликатно, не вмешиваясь в учебный процесс.

5. По завершению работы над заданием ассистирующие преподаватели организуют просмотр живописных работ, выставляя их в один ряд для возможности сравнения, с разбором ошибок, преимуществ той или иной работы и выставления оценок, а ведущий преподаватель присутствует при этом, деликатно корректируя действия ассистирующего преподавателя. Студенты имеют возможность увидеть как свои ошибки, так и ошибки сокурсников.

Роль ведущего педагога – заниматься не только профессиональной коррекцией, но и самокоррекцией. Учитывая это, ведущий педагог должен знать о типичных ошибках, о том, что именно можно считать ошибкой, уметь вовремя поправить и студентов и ассистирующих преподавателей. Это обеспечит эффективное ведение учебного процесса.

Знания и умения, полученные при изучении «Живописи» необходимы будущим архитекторам, градостроителям и дизайнерам для грамотного представления архитектурного замысла, передачи идеи и проектных предложений, транслирования их в ходе со вместной деятельности средствами ручной графики.

Ведущий педагог поможет студентам научиться использовать воображение, мыслить творчески, будет способствовать формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов в процессе развития пространственного воображения и творческого мышления на основе изучения колористической культуры, изобразительных и декоративно-плоскостных возможностей цвета, изобразительных приемов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения.

Список использованных источников

1. Агранович-Пономарева Е.С. Архитектурная колористика – Минск: Техно-принт, 2002.–121 с.
2. Елизарова Т.В. Техника рисунка мягким материалом / учебное пособие. – Пенза: ПГУАС, 2004.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. С. 6.
4. Карасев Ю.В. Изображение головы человека в живописи (последовательность ведения работы) / учебно-методическое пособие. – Пенза: ПГУАС, 2004 г.
5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
6. Ли Н.Г. Основы колористики: учебное пособие. – Пенза: ПГУАС 2006 г.
7. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. С. 11.
8. Пензин И.С. Методические указания по живописи. Натюрморт. – Пенза: ПГАСА, 1997.
9. Петров В.А. Акварельная живопись: учебное пособие. – Пенза: ПГУАС 2006 г.
10. Сурина Н.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне, архитектуре – М.: Март, 2003. – 285 с.
11. Шинкевич В.С. Работа на пленэре. Пейзаж учебное пособие под редакцией чл. Союза художников России доцента Ткаченко Ю.Е. 2006 г.
12. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования,
2013. №4. С.107-113.
13. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2013. №5. С.115-120.