Ключевые слова: информационный ресурс, информация, инновации, конкурентоспособность, информатизация, инновационная деятельность, ИКТ, инновационное развитие.
Информация имеет огромное значение в современном мире. Мы живем в информационном обществе – обществе, где наибольшее число работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Еще в 19 веке люди знали цену информации. Английский бизнесмен и финансист Натан Ротшильд сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Эта фраза актуальна и по сей день. Конечно большую роль играют материальные и нематериальные, энергетические, экономические, трудовые, природные и другие ресурсы, но в отличие от перечисленных выше ресурсов, информационные ресурсы не только не истощаются, но и увеличиваются, качественно совершенствуясь и вместе с тем содействуя наиболее эффективному и рациональному использованию остальных ресурсов.
Информационный ресурс — это индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные системы и другие системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации.
В условиях прогресса все сферы жизни развиваются и усложняются, как результат – увеличение информационных потоков, которые важны как для каждого отдельного индивида и предприятия, так и для всего общества и экономики. Информационный процесс является неотъемлемым условием функционирования любого производства. В рамках предприятия можно выделить внутреннюю и внешнюю информацию, составляющую ее информационные ресурсы. Это может быть информация о продуктах, конкурентах, затратах и т.д.
Также благодаря информационным ресурсам каждая организация имеет возможность получить оперативные сведения о политике, экономике, обществе, состоянии науки. Предприятия могут оперативно внедрять инновации в производственные технологии, процесс управления, организационную структуру или продвижение на рынок своих товаров и услуг, тем самым адаптируясь к изменениям внешней среды.2 Каждый из этапов инновационного цикла требует определенно-
го набора информации: научно-технической, патентной, коммерческой, прогнозно-аналитической информации, маркетинговой, статистической и демографической, биржевой, правовой, финансовой, информации о конкурентах, информации о потенциальных потребителях и т.д.
Информационные ресурсы имеют ряд особенностей и выполняют следующие функции:
- стимулирующая – информационные ресурсы стимулируют деятельность предприятия в сфере принятия решений, производства и развития;
- принуждающая – информационные ресурсы принуждают к выполнению определенных действий;
- генерирующая – информационные ресурсы создают новые знания для предприятия, которые позволяют повысить его конкурентную позицию на рынке за счет монопольного владения информацией и эффективного ее использования;
- обеспечивающая – информационные ресурсы способствуют активизации основной, учетной, реализационной деятельности предприятия, принятию эффективных управленческих решений, обучению персонала.
Информационные ресурсы повышают производительность труда и его эффективность при правильном их использовании. Чрезмерный объем информации может негативно сказаться на принятии управленческих решений. Поэтому важно планировать и контролировать объем получаемой информации, а также ранжировать ее по степени важности и полезности.
При постоянном совершенствовании производительных сил и производственных отношений в современном обществе, потребность в получении разнообразной информации возрастает. Следовательно, возрастает количество заказов или запросов на требуемую информацию, а вместе с тем возникает необходимость интенсивного развития новых методов и средств, обеспечивающих создание, распространение, передачу и использование информационных ресурсов. Благодаря чему создаются новые технологии, которые в свою очередь оказывают влияние на экономическое развитие.
Из-за глобализации мира конкуренция в современной экономической среде огромна и лишь те предприятиях, которые правильно и эффективно используют информационные ресурсы способны удержаться на лидирующих позициях мирового рынка.
Если проследить мировую историю, именно те страны, которые раньше всех приступили к созданию информационного общества обеспечили себе конкурентные преимущества и являются лидерами в инновационной деятельности. Они выступают поставщиками информационных ресурсов по отношению к другим, менее развитым в этом плане странам. Например, в Швейцарии Национальная стратегия построения информационного общества была определена еще в феврале 1998 года и предусматривала доступ для всех граждан к современным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в любое время, в любом месте; свободу развития информационного общества за счет действия рыночных механизмов и желания граждан; обеспечение доверия и безопасности использования ИКТ. В настоящее время Швейцария занимает первое место в мире по инновациям, а в стране зарегистрировано уже свыше 4 тысяч компаний, работающих в сфере информационных и коммуникационных технологий, услуг и оборудования.
К сожалению, Россия уступает в инновационной деятельности развитым странам, таким как США, Швейцария, Великобритания. Это связано с тем, что хоть Россия и не на много позднее обратила на это внимание (в 1999 гг. по инициативе Государственного комитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи была разработана Концепция формирования информационного общества в России), в вузах нашей страны меньше инновационных направлений, чем в развитых европейских странах, доля затрат на исследования и разработки также меньше. Российские предприниматели больше настроены на получение краткосрочной прибыли и не готовы вкладываться в «сомнительные» проекты ради «светлого» будущего и долгосрочной выгоды, к тому же, как правило, малые и средние предприятия не имеют возможности проводить какие-либо глобальные исследования. В связи с этим Россия не использует весь потенциал знаний и информации и не является достаточно конкурентоспособной.
В основном Российская экономика направлена на экспорт сырьевых ресурсов, и главной задачей остается переориентация на инновационное развитие страны. Согласно докладу «Глобальный инновационный индекс» 2016 г., опубликованному Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), возглавляют рейтинг 141 страны по 79 индикаторам, отражающим их инновационный потенциал и измеримые результаты, Швейцария, Швеция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки, в то время как Россия занимает 43 место (56-е место в общем зачете в 2011 году, 51-е в 2012, 62-е в 2013 году, 49-е в 2014 году, и 48-е в 2015 году). Как можно заметить, имеется положительная тенденция в инновационном развитии России, но по уровню ИКТ у нашей страны лишь 94 место, что является слабой стороной национальной инновационной системы.
Российские организации отстают от развитых стран по удельному весу осуществления технологических инноваций, но постепенно и они начинают осознавать необходимость перехода на новый информационный уровень и стараются улучшить процессы управления информационными ресурсами. Уже существуют специальные фонды поддержи молодых ученых, разработчиков креативных и новых идей со стороны государства, которое ведет целенаправленную деятельность в этом направлении.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В 2011 году Правительство Российской Федерации утверди- ло «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Данная стратегия основана на положениях концепции долгосрочного социально-экономического развития России. В данном документе подчеркивается в том числе и важность развития информационных технологий, как ключевой антикризисной меры.
Все эти меры подчеркивают значение информационных ресурсов для страны. Они направлены на развитие инновационной экономики в целом и обеспечение достаточности информационных ресурсов на каждом конкретном предприятии, что улучшит процессы создания и обмена информацией, а также обеспечит каждую организацию преимуществами в глобальном обществе.
Список использованных источников
1. WIPO, Cornell University, INSEAD. Global Innovation Index 2016. – 2016.
2. Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы. Учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2010.
3. Днепровская Н.В. Влияние ресурсов информации и знаний на инновационное развитие экономики России // Креативная экономика. – 2013. – № 7 (79).
4. Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_123444 (дата обращения: 18.09.2016).
5. Ставцева Т.И. Место и роль информационных ресурсов в современной экономике // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – №3–1.
6. Шерстнева Н.Л. Роль информационных ресурсов на современном этапе развития экономики. URL: http://www.konspekt.biz/index. php?text=802 (дата обращения: 18.09.2016).