Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Функциональная роль мифологем в современной азербайджанский литературе»

В древние времена отношение людей к событиям прошлого всегда было окутано тайной и магией, и это выражено в мифических представлениях каждого народа. Миф есть выражение первоначального миросозерцания, и является осмысленным представлением о мире, жизни и человеке

Помощь в написании статьи

В мифе пространство и время взаимосвязаны. То есть, как не существует времени без пространства, так и не существует пространства вне времени. С этим фактом читатель сталкивается, знакомясь с произведениями современной литературы.

Миф сначала формируется в человеческом сознании, а затем реализуется, материализуется в образах искусства. Люди представляют окружающий мир живым. Миф, кажущийся нам сказочным, фантастическим, — это реальность для людей того времени и особый, пожалуй, самый удобный способ познания мира. Сегодня имеющиеся мифические тексты помогают определить взгляды древних людей, их познание мира и человека.

По мнению российского учёного-филолога, историка культуры, а также основателя исследовательской школы теоретической фольклористики Е.М. Мелетинского, мифические повествования являются «кирпичами» «мифического мира», формировавшимся в мифической древности. Мифическое время — «предыдущее», «начальное» время, «начало» cвремени. Это «накануне» настоящего времени, время до времени, то есть, время, которое кончается там, где начинается отсчет настоящего времени. История начинается с момента завершения мифа. Тем не менее, нет древней истории и культуры, без мифологических мировоззрений. Миф и литература связаны в понимании и выражении мира.

В мифе пространство и время взаимосвязаны. То есть, как не существует времени без пространства, так и не существует пространства вне времени. С этим фактом читатель сталкивается, знакомясь с произведениями современной литературы.

В мифе форма и содержание составляют тождественность, а значит, главная особенность мифа — обобщение и изложение явлений природы и событий в обществе. В мифологическом сознании нет четкой границы между субъектом и объектом, вещью и знаком, пространством и временем. Тождественность выражается всюду, во всем мире.

Каждый народ имеет богатую культуру, а миф — это начало культуры. Мифы предоставляют информацию не только о прошлом, но и о будущем. Мы должны принимать их не как выдумки, а как рассказ о реально произошедшем. В силу того что миф охватывает все сферы первобытного общества, не может быть сомнений в его действительности и реальности. Единство человека и общества выдвигается на первый план, при этом человек находится в гармонии со своим внутренним миром — его действия совпадают с внутренней реальностью. В мифе в то же время тождественны философские, научные, религиозные, нравственные идеи. Миф, представляющий собой первичное знакомство с миром, в то же время является началом времени, основным центром создания первичных образов. Несмотря на небольшой объем, у каждого мифа своя логика: «Дороги, поиски, ведущие к мифу, обнаружение скрытых в его смысле мира чудес и знаний относится к логике. Логика чуда является частью логики мифа». [5, с. 4].

Мифология есть средство выражения человеком самого себя. Миф — самая древняя и извечная форма проявления творчества. Системы мифов, мифология различных типов отражают в себе различные формы и типы культуры человечества.

Мифология Азербайджана имеет древнюю историю. Представление о борьбе двух начал, двух богов – Ахурамезды и Ормазда, представляющих собой Добро и Зло, Свет и Тьму, — долгое время считалось наивной верой народов некоторых стран Ближнего Востока, а также Азербайджана.

В Азербайджане широко распространены мифы и легенды, отражающие победы положительных образов, воплощающих в себе идеи и желания народа. Большинство таких легенд нашли свое отражение в народных эпосах и сказках и в других фольклорных образцах. «Книга моего Деда Коркута», эпос «Кероглу», сказки и другие устные формы народного творчества — очень ценные источники для изучение мифологии Азербайджана. Первые исследования, касающиеся азербайджанской мифологии, были проведены еще в ХIX веке. Ученый-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Восточный факультет СПбГУ) Мирза Казым-Бек исследовал основные правила изучения азербайджанской мифологии. В собирании и систематизации азербайджанских мифов большое значение имел журнал СМОМРК, изданный в Тифлисе.

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всём протяжении её истории. Своеобразное изучение литературы как формы общественного сознание обусловлено ее привязанностью к мифу. Если рассмотреть древнюю азербайджанскую литературу и азербайджанскую литературу средних веков, увидим, что ее содержание носит характер эпоса, сказки. Происхождение всех форм эпос, сказок непосредственно связано с мифологическим эпосом, мифологическими легендами и мифами о создании мира.

В наши дни в азербайджанской литературе отмечено созданием прекрасных произведений с использованием мифологических образов. В качестве примера можно привести роман Юсифа Самедоглы «День казни», повесть Анара «Белый овен, черный овен», рассказ «Сказка о хорошем царе», роман Эльчина «Махмуд и Марьям», роман Мювлуда Сулейманлы «Кочевье».

Элчин Галибоглу в своей статье «Тюркская мифология как основа нашей культуры», рассмотрев творчество Рамиза Ровшана, пишет: «В творчестве Рамиза Ровшана мы сталкиваемся с чудесными мифологическими образами. Поэт смотрит на дерево, летящую птицу и как-то в его памяти всплывает такое чувство что, это дерево является его предком. В действительности такое родство человека с растениями, птицами, деревьями в целом с окружающим миром обусловлено мифологическим сознанием. Значит, мифы живут в нашей памяти, время от времени пробуждаясь активным образом, вступают в наше сознание» [4].

Все творчество известного азербайджанского писателя, поэта, драматурга, литературного критика Камала Абдуллы основано на определенной мифологической системе. Бести Элибейли в статье «В тайне» отмечает: «Миф является для Камала Абдуллы вторым миром. И он использует этот ирреальный мир как ключ, как код, в мир неизвестности и тайн» [2].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В творчестве современного писателя Камала Абдуллы нашли свое отражение не только большинство этапов историко-литературного процесса азербайджанской литературы конца ХХ – начала ХХI веков (после критического реализма на пути от модернизма к постмодернизму), но и основные типы мифов.

Большинство исследователей, с типологической точки зрения, делят мифы народов мира на три группы:

1. Космогонические мифы.

2. Этиологические мифы, или генеалогические мифы.

3. Календарные мифы.

Космогонические мифы — мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени.

Этиологические мифы, или генеалогические мифы неразрывно связаны с космогоническими мифами. Их конкретное содержание включает различные мотивы: от создания первого человека, его существования на Земле до появления законов ведения государства. Например, широко распространенный среди тюркских народов ряд мифологических сюжетов относится именно к этой категории («Огузнаме», «Сорока-девица», «Мать-олень», «Серый волк»).

Календарные мифы и ритуалы обычно занимают значительное место в мифологической системе, потому что тексты из этого цикла непосредственно связаны с жизнью общества. Следовательно, уже в сформировавшемся Космосе бытие конкретного общества регулируется с помощью этих текстов. Отношения этноса к категории времени проявляется в них же.

Камал Абдулла в основном обращается к космогоническим мифам (Зевс, Танат, Геракл, Афродита, Гера и др.). В плане времени большинство его рассказов сопровождают элементы (ночь, утро и др.) календарных мифов, символизирующих начало света и тьмы. «Утро медленно наступило» («Решение»), «Утро уже наступило, было» («Возвращение Илиш»), «На долину Наггул медленно наступил вечер» («Сказка Гюли гах-гах ханум») и др.

Асиф Гаджилы в своей статье ««Неполная рукопись», или «Целость неполного»» о романе Камала Абдуллы пишет: «Я сказал бы, что роман Камала Абдуллы «Неполная рукопись» в литературной среде, которая находится в застое, зародил оживление, можно сказать, панику. В азербайджанской литературе «Неполная рукопись» — пример интеллектуально-философского отношения к мифу, эпосу и истории » [1, с. 52-54]. До этого произведения о Шах Исмаиле было написано несколько романов. Хотелось бы отметить что, те произведения остались в рамках информации, сказки-эпоса, и в силу этих обстоятельств раздвоение личности Шаха Исмаила остается тайной. А роман «Неполная рукопись» является серьезном шагом в направлении выявления Правду о гармонии мифа и нашей истории, и сделать этот шаг удалось именно благодаря уничтожению табу и привлечения мифа в ее поиске».

Список литературы

Асиф Гаджилы. Камал Абдулла: Морфология выбора. — Баку, Мутарджим, 2010, с. 132.
Бести Алибейли. В тайне. — 525-ая газета. 2009, 28 февраль
Повествования, мифы и легенды. — Баку. «Восток-Запад», 2005, с. 304.
Галибоглу Элчин. Тюркская мифология как основа нашей культуры. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: www.stib.tk
Голосовкер Ю.Е.. Логика мифа. — Баку, «Мир книг», 2006, с 316.

Автор: Тагир

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

338

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке