Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Построение здоровьесберегающей среды в работе с детьми с общим недорозвитием речи»

Состояние здоровья детей в России отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья.

Помощь в написании статьи

Поэтому основной задачей дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование физического и психического развития дошкольника [2].

Введение в педагогическую науку понятия «здоровье ребенка» становится необходимостью и ориентирует развитие педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к здоровью и проектированию условий его сохранения. Данные вопросы стали предметом изучения в работах Бондина В.И., Колбанова В.В., Смирнова Н.К., Сухарева А.Г., Трохимчук Л.Ф., Трушкина А.Г. и др.

Здоровье ребёнка сегодня рассматриваться не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерии оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Образовательная среда, основанная на принципах сохранения и развития здоровья воспитанников и стимулирования позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребёнка, получила название здоровьесберегающей, а показателями её качества в системе образования является динамика состояния здоровья учащихся, уровень обученности и воспитанности [1].

Чтобы дать определение понятию «здоровьесберегающая среда», рассмотрим определение среды, которое приведено в Философском словаре: «1. Окружающий мир. 2. Пространство и материал для развития. 3. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организма, т. е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование» [4, c. 435].

Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с общим недоразвитием речи (ОНР), коррекционно-речевое развитие осуществляется на основе «Программы обучения и воспитания детей с ОНР» (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Содержание образовательного процесса в группах основывается на результатах углубленной психологической и педагогической диагностики. Одним из основных способов оптимизации обучения является комплексное планирование с конкретизацией задач образования и укрепления здоровья, совершенствование физического развития дошкольника и развития личности ребенка, где учитываются индивидуальные особенности воспитанников: возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития.

Диагностический анализ детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Например, недостаточная координация сложных движений, неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

Сегодня уже доказано, что развитие речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.). Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях: для развития общей моторики; для улучшения координации движений и слова; для выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости; элементы психогимнастики; релаксация с музыкальным сопровождением; использование различных подпеков (что такое? Подпевки?), прибауток, пропевание на слогах и т. д.) [3].

К актуальным проблемам детского здоровья относятся гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. В результате возрастает необходимость в участии педагога-психолога в воспитании детей. Педагогический процесс позволяет объединить деятельность конкретных специалистов (воспитателей, музыкального работника, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) и подчинить их работу общим целям и задачам. В связи с этой работой наше дошкольное образовательное учреждение организует работу с разносторонней деятельностью, направленной на сохранение здоровья детей. Разработан комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:

Правовое — предполагает организацию образовательного процесса с соблюдением прав воспитанника, программы по правовому воспитанию детей «Здоровье ребенка — его право», технологии организации проектной деятельности «Право ребенка на качественное образование».
Диагностическое — включает постоянную диагностику состояния здоровья детей специалистами, выделение «группы риска», осмотр медицинским персоналом, диагностика речевого и внеречевого дыхания учителем-логопедом, выявление нарушений двигательной активности, координации движений и т. д., социальная диагностика состояния здоровья и развития ребенка.
Педагогическое — образовательный процесс, отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении с целью динамического наблюдения за их развитием, здоровьесберегающий образовательный план, в котором реализуются все необходимые условия вариативного образования, сориентированный на способности, потребности, жизненные планы каждого ребенка, обеспечивающий здоровьесберегающую среду на всех этапах обучения и развития ребенка; здоровьесберегающие технологии; установление продуктивного взаимодействия со специалистами других наук, связанных со здоровьем дошкольника психологическое сопровождение дошкольника и педагога в образовательном процессе; условия создания ситуации успеха для дошкольника.
Здоровьесберегающее направление — предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности, созданию детских творческих уголков (игры: «Я — Доктор», «Здоровье» и пр.).
Лечебно-профилактическое — в соответствии с комплексным планом оздоровления; проведением профилактических мероприятий (фиточай, фитонцидопирапия; витаминизация и употребление соков, ягод и т. д.; дыхательная гимнастика, точечный массаж).
Оздоровительная — учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка; учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления; создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.)
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка — психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня; применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга и релаксации, психогимнастика, музыко-смехотерапии, фитодизайн).

Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, позволил добиться следующих результатов:

Систематизирован план воспитательно-образовательного процесса по отношению к своему здоровью, в системе осуществляется физическая активность, оздоровительные мероприятия.
Созданы условия для освоения дошкольниками важнейших составляющих социально-нравственного опыта: физического, познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельного компонентов.
Повысился социально-психологический комфорт в детском и педагогическом коллективе.
Повысилась профессиональная компетентность педагогов и работников детского сада в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья дошкольников.
Увеличилось число дошкольников, занимающихся в спортивных секциях (фигурное катание, хоккей), посещающих плавательный бассейн и кружок танцев.
У детей формируется представление о себе, своем организме, умение высказывать свои суждения о важности охраны своего здоровья.
Осуществляется взаимодействие педагогов, медиков и родителей, обеспечивающих оказание своевременной психолого-педагогической, материально-технической помощи и поддержки для оптимального воспитательно-образовательного процесса, конечной целью которого является выполнение социального заказа — формирование личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного мира.

Список литературы:

Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу : пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. — М.: Издат. центр «Академия», 1998. — 240 с.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-метод. пособие/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров — М.: Линка-пресс, 2000. — 293 с.
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: Детство-Пресс, 2006.— 352 с.
Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.— 576 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

580

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке