Научная статья на тему «Применение рекламных сувениров в деловой и рекламной коммуникации»

Использование сувенирной продукции в современном бизнесе уже давно стало обыденным делом, неотъемлемой частью корпоративной этики, рекламных и PR-кампаний. Все мы привыкли к тому, что на выставках, рекламных акциях, деловых переговорах нам будут предложены небольшие подарки с символикой компании.

Помощь в написании статьи

Практическая польза использования сувениров вполне очевидна, однако, далеко не в полной мере изучены и систематизированы сувениры как вид социальной коммуникации, их функции, типы. В статье мы постараемся рассмотреть эти вопросы более подробно.

Прежде всего, отметим, что сувенир далее будет пониматься как недорогой (или относительно недорогой) подарок, ориентированный, преимущественно, на массового получателя, содержащий информацию о дарителе, вручаемый безвозмездно с целью доставления чувства радости, удовольствия, принесения пользы, напоминания и эмоциональной привязки к событию или памятной дате.

Поскольку, зачастую, происходит синонимичное использование терминов «сувенир» и «подарок», считаем полезным выделить их общие и отличительные черты. Подарок — это предмет или вещь, что-то хорошее, приятное, который по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу, выразить уважение, признательность. Сувенир – это подарок на память, вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо / о чём-либо, несущая, соответственно, колорит места или события, где они были произведены и приобретены.

Общим для подарка и сувенира является способ получения — его безвозмездное преподнесение дарящим, дарение с целью доставить удовольствие и оставить напоминание о значимых событиях и праздниках. Вместе с тем, подарок ориентирован, прежде всего, на формирование чувства удовольствия, радости у человека, получающего подарок. А сувенир, как правило, выполняет функцию привязки этих чувств к конкретной компании и поводу, по которому сувенир вручен. Различия между подарком и сувениром проявляются в стоимости, информативной насыщенности и адресности. Как правило, подарок дороже сувенира, более личностно ориентирован и адресован конкретному человеку.

Динамика проникновения сувениров в деловую практику впечатляет. Относясь к сегменту имиджевых услуг, сувенирная продукция является частью рекламного рынка в целом и занимает, по разным оценкам, от 6 до 10% от его объема [7]. Специалисты оценивают ежегодный объем российского рынка рекламно-сувенирной продукции приблизительно в 200 млн. $ [3] и при сохранении существующих темпов роста, оборот российского рынка сувенирной продукции к 2012 г. превысит 1 млрд. $, а общий объем рекламного рынка в России, по прогнозам Ассоциации коммуникативных агентств России к 2012 г. составит около 12 млрд. $. Географически наиболее значительная часть «сувенирки» сконцентрирована в Москве и Московской области (70-80%), доля Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет около 5%, другие российские регионы в совокупности обеспечивают оставшиеся 15-25% продаж сувенирной продукции [2].

Российский рынок сувенирной продукции развивается вполне цивилизованно, в том числе, благодаря деятельности ряда организаций, объединяющих профессионалов сувенирного бизнеса. Это некоммерческая организация рынка рекламно-сувенирной продукции «Русская ассоциация поставщиков и производителей сувениров» (РАППС), чьей главной задачей является содействие развитию отрасли рекламных сувениров, формирование цивилизованного рынка и повышение профессионализма его участников [6]; Международная Ассоциация Презентационной Продукции (МАПП), осуществляющая деятельность по продвижению рекламно-сувенирных фирм на российском и европейском рынках [5] и Институт профессионалов рекламно-сувенирного бизнеса (IPSA) — коммерческая структура, деятельность которой направлена на развитие рекламно-сувенирного рынка России, построение цивилизованных связей между производителями, дистрибьюторами и клиентами [4].

Разнообразие сувениров, представленных на рынке, впечатляет. В каталоге каждой уважающей себя компании порядка 1000-1500 наименований сувениров. Этот ассортимент ежегодно обновляется на 15-20%, а владельцы постоянно колесят по миру и стране в поисках необычных решений, материалов и технологий нанесения [8, c. 25]. Тем не менее, общепринятой классификации сувениров в научной литературе пока нет. Постараемся охарактеризовать некоторые виды сувениров по ряду параметров.

1.   В зависимости от пола получателя сувениры:

женские (шкатулки, бижутерия, косметички, платки, зеркальца);

мужские (наборы инструментов, галстуки, зажимы для галстуков);

ниверсальные (ручки, зажигалки, флешки, кружки, пледы, зонты).

2.   В зависимости от сезона сувениры:

летние (футболки, бейсболки, наборы для пикника);

зимние (елочные шары, шапки, шарфы, ежедневники, календари).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3.   По функциям сувениры:

утилитарные («полезные» сувениры: наборы инструментов, дорожные кружки, флешки, фонари, зонты, пледы, фоторамки, часы т.е. вещи, которые могут быть полезными в повседневной жизни);

развлекательные / антистрессы (головоломки, гибкие ручки, магниты, мини пылесосы для клавиатуры и т.д., чей главной задачей является игра, кратковременное развлечение);

деловые (ежедневники, органайзеры, календари, блокноты, постеры, плакаты, сумки, ручки, карандаши, скрепочницы, т.е. вещи, помогающие в осуществлении рабочих функций);

рекламные / промо (небольшие и недорогие предметы с логотипом компании, ориентированные на реализацию рекламных задач: открывалки, брелки, зажигалки, ручки, кружки, тестеры продукции, конфеты, плитки шоколада с логотипом и адресом фирмы на стойке администратора).

4.   По поводу дарения сувениры:

Новогодние (могут нести в себе символику Нового года: елочные шары, свечи, сувениры со знаком года, а также могут отражать и начало нового календарного года: ежедневники, планинги, календари.);

сувениры к 23 февраля и 8 марта (согласно российской традиции, принято делать презенты мужчинам и женщинам в эти дни: для мужчин это могут быть галстуки, жетоны, армейская атрибутика, а для женщин — платки, кондитерские изделия, косметички);

сувениры к профессиональным датам (чаще всего, сувениры обыгрывают символику профессии: миниатюрные фигурки пожарных, аптечка для врачей с неожиданным наполнением, модель самолета для летчиков);

сувениры к событиям (сувениры, учитывающие особенности и содержание события, они могут быть уникальными и типовыми).

5.   В зависимости от статуса получателя сувениры:

массовые / универсальные (чаще всего, это промо-сувениры: конфеты, зажигалки, ручки);

ориентированные на определенную группу / корпоративные (ежедневники, офисные наборы, выполненные в фирменном стиле; продукция предприятия с фирменной символикой для деловых партнеров);

индивидуальные / ВИП-сувениры (эксклюзивные, как правило, выполняемые на заказ и даже в единичном экземпляре, вещи – предметы антиквариата, картины, элитные кейсы, канцелярские принадлежности от ведущих дизайнеров, ювелирные украшения).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

6.   По способу производства сувениры:

·  серийные /массовые (до 80 % спроса и предложения, недорогие, до 10 долларов, массовые промо-сувениры и деловые аксессуары, выполненные в 8-10 базовых цветах, персонализация которых происходит за счет использования фирменных цветов и нанесения на него информации о компании);

· авторские (около 20% спроса и предложения, эксклюзивная продукция, позволяющая, по сравнению с массовыми сувенирами, получить ряд преимуществ: неповторимость; возможность обыграть в изделии знак, логотип заказчика, учесть профиль и другие особенности фирмы; возможность максимально учесть характер аудитории, для которой предназначаются сувениры; возможность придания сувениру определенного эмоционального оттенка; символика фирмы заказчика уже заложена в технологический процесс изготовления сувенира [1]).

Независимо от того, где и каким образом произведен сувенир, он должен содержать ряд обязательных элементов, к числу которых относятся:

символика компании или мероприятия: логотип, девиз, символ, герб, дата и место проведения мероприятия;

фирменный цвет компании / мероприятия;

надписи должны быть выполнены фирменным шрифтом;

обязательны данные о компании: адрес, сайт, факс, телефон.

Сувениры – это вид социальной коммуникации и, прежде всего, рекламной. Они имеют своего отправителя (это компания, представляющая свой продукт или саму себя) и получателя (деловые партнеры, клиенты, рядовые покупатели). Рекламный сувенир сам по себе является средством и каналом коммуникации: на нем записано определенное сообщение (название компании, адрес, другие важные атрибуты, выполненные, как правило, в фирменном цвете и стиле), выполненное разнообразными способами. При этом сообщение может быть как прямым (название марки, компании, девиз), так и опосредованным (цвет, форма, материал, из которого выполнен сувенир), учитывающим социокультурные особенности получателя. Сувенир позволяет осуществить обратную связь с получателем (через формирование определенных чувств и эмоций, обращения в компанию по указанным адресам и телефонам).

Таким образом, использование разнообразных видов сувениров в деловой практике является не только дополнительным коммуникативным каналом для современного предприятия, но и связано с выполнением ими коммуникативной, эмоциональной, имиджевой и рекламной функций. Рекламный сувенир – это способ проявить внимание к клиенту и деловому партнеру, донести до него прямое сообщение о компании, товаре, вызвать положительные чувства и эмоции. Сувенир способен отвлечь на некоторое время от повседневных дел, позволяет вспомнить приятные моменты и события, ведь обмен подарками – составной элемент повседневной и деловой жизни в котором отчетливо различимы черты ритуала. Поскольку сувенир выполняется с нанесением фирменной символики, использованием фирменного стиля в оформлении и шрифтах, возможность вручить недорогой, но оригинально выполненный сувенир, говорит о статусе компании, уровне ее деловой и корпоративной культуры.

Список литературы:

Варианты авторской сувенирной продукции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.advecon.ru/dictionary/souvenir-production/
Обзор российского рынка сувенирной продукции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://astrakhan.marketcenter.ru/content/doc-2-10676.html
Общая характеристика рынка рекламно-сувенирной продукции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.infoexpo.ru/articles/souvenir.htm
Официальный сайт IPSA. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ipsa-russia.ru
Официальный сайт МАПП. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.iapp.ru
Официальный сайт РАППС. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rapps.ru
Рынок рекламно-сувенирной продукции. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rapps.ru/main.mhtml?Part=33&PubID=1208
Чинарова К. Бремя дарить // Управление компанией. — 2004. — № 12. — С. 22-26.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

495

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке