Ключевые слова: социальное партнерство, образовательное учреждение, качество образования.
В настоящее время в образовательной сфере России происходят коренные изменения содержания деятельности. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства.
Важнейшим направлением модернизации национального образования — является повышение открытости образовательного учреждения выражающейся в построении системы социального партнерства, выстраивания кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования различных уровней национальной образовательной системы, учреждениями культуры и науки, то есть развития системы социального партнерства в образовательной практике.
Основной идеей социального партнерства должно являться построение взаимовыгодной кооперации, в которой образовательное учреждение является полноправным партнером.
Система профессионального образования России испытывает в настоящее время большие проблемы в своем развитии. Прежде всего, отсутствует четко выраженный государственный и региональный заказ на подготовку выпускников. Не отражающие потребности бизнеса требования и номенклатура направлений подготовки приводят к рекламациям со стороны работодателей по отношению к уровню и качеству подготовки студентов.
Все обуславливает необходимость прямого взаимодействия между учреждениями профессионального образования и экономическими, социальными и иными структурами, которые могут помочь в формировании точного заказа на выпускников.
Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
В настоящее время, в международной и российской практике профессиональных учебных заведений идут активные поиски различных форм и технологий взаимовыгодного сотрудничества учебных заведений с различными субъектами социального партнерства.
Что касается социального партнерства как фактора повышения качества профессионального образования, то данный аспект, в настоящее время, недостаточно изучен.
На наш взгляд, главным из критериев социального партнерства в сфере профессионального образования можно считать реализацию основной задачи образовательного учреждения – востребованность выпускников на рынке труда.
Одним из ведущих критериев оценки социального партнерства в сфере профессионального образования является точность прогнозирования потребностей рынка труда и формирование спроса у абитуриентов на предлагаемые учебным заведением специальности.
Результатом социального партнерства в деятельности учреждения профессионального образования должно явиться:
- создание условий для обеспечения каждому обучающемуся возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать требуемую профессиональную подготовку;
- устранение дублирования направлений подготовки;
- учет запросов рынка труда к профессиональным компетенциям выпускников и содержанию подготовки в сфере профессионального образования;
- создание условий для профессиональной мобильности; более эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на подготовку профессиональных кадров;
- способствование росту конкурентоспособности российской экономики.
В ходе исследования было выявлено, что критерии качества профессионального образования должны быть адекватны существующим социально-экономическим условиям.
Это позволило нам выделить основные критерии оценки качества профессионального образования и их показатели:
- уровень профессиональной квалификации выпускника: смежные направления подготовки, участие в конкурсах профессионального мастерства, опыт работы по специальности во время учебы;
- востребованность выпускника на рынке труда: трудоустройство по специальности и закрепление на рабочем месте;
- социальная компетентность выпускника: социальная мобильность, готовность к непрерывному образованию, развитые коммуникативные навыки, социально-экономическая и социально-правовая компетентность, сформированная гражданская позиция;
- уровень общего развития выпускника: наличие социально- необходимого уровня общей культуры, позитивная самооценка, социально-психологическая устойчивость, удовлетворенность качеством жизни/
В качестве критериев эффективности социального партнерства образовательного учреждения как фактора повышения качества образования мы рассматриваем не только качество знаний и умений учащихся, но и сформированность у них ключевых компетенций, трудоустройство выпускников, удовлетворенность работодателей, удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов.
К числу важнейших внешних индикаторов качества реализации образовательной услуги относятся так же доли выпускников, трудоустроенных по полученной профессии и закрепившихся на рабочем месте.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что реализация модели социального партнерства положительно повлияет на совершенствование содержания, технологии и материальной базы обучения и воспитания, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных выпускников в условиях современной рыночной экономики.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета. 2012. 31 декабря.
2. Савин, М. Государственно-частное партнерство в Великобритании: достижения и перспективы / М. Савин // Современная Европа. – 2010. – № 2. С. 102–103.
3. Клейнер, Г. Б. Государство, общество, бизнес: взаимодействие в целях модернизации / Г. Б. Клейнер // Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики / под ред. Д. С. Львова, Г. Б. Клейнера.
– М., 2007. С. 156–188.
4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. 504 с.
5. Гребенщикова, Е. Г. «Третья миссия» университета: от «второго типа» производства знания к «тройной спирали инноваций» / Е. Г. Гребенщикова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 4. С. 270–274.
6. Артемьев А. А. Интеграция подготовки кадров для строительной отрасли // Интеграция производства, строительной науки и образования: Сборник научных статей I Региональной научно-практической конференции. Тверь: ТвГТУ, 2014. С. 50-52
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.