Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении курсов прочностных дисциплин»

Аннотация. В статье рассматривается виды и особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении курсов прочностных дисциплин (в сопротивлении материалов, строительной механике). Дана характеристика каждому виду самостоятельной работы. Показано, насколько важна эта работа не только для изучения дисциплин, но и на формирование студента как будущего специалиста профессионала.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: самостоятельная работа, сопротивление материалов, строительная механика, учебный процесс.

Процесс обучения и воспитания студентов реализуется в разных организационных формах: на лекциях, практических и лабораторных занятиях, во время выполнения учебно — и научно-исследовательских работ, на консультационных и контрольно-зачётных занятиях, а также в работе во вне учебное время. Самостоятельная работа студентов является важной составной частью (если не определяющей) выполнения учебного плана обучения студентов (бакалавров и магистров) требующей чёткой организации и методически правильных научно-обоснованных рекомендаций по обучению и воспитанию студентов.

Эта работа направлена на приобретение навыков и опыта работы с изучаемым материалом, обеспечивающим уменьшение затрат труда, развития активности и прививания навыков трудолюбия. Научить студента самостоятельно работать, ставить задачу и искать пути её решения, используя весь возможный арсенал знаний, умений и разнообразных источников информации, наверное, является одной из основных задач, которые должны быть реализованы при подготовке специалиста.

Самостоятельная работа состоит из четырёх основных видов.

Первый из них это работа над материалом лекций, которую некоторые преподаватели относят как подготовку к лекциям. Без освоения предыдущего материала студент перестаёт понимать последующий и, часто, просто механически ведёт запись, особенно не осознавая содержание излагаемого лектором материала, что является практически бесполезной затратой времени. Опыт работы со студентами показывает, что наиболее эффективным является закрепление прочитанных лекций обучаемым работой с тем же материалом по учебнику, а ещё лучше одновременная работа с несколькими учебниками и учебными пособиями.

На первом этапе, студенту это кажется непосильным трудом, но со временем он втягивается, работа становится рациональной и осмысленной. При этом закладываются основные принципы профессиональной работы со специальной научно- технической литературой. Такой студент (специалист) в будущем будет начинать, какое либо исследование, технический расчёт с библиографического подбора и изучения соответствующей литературы или научно технической документации.

Второй вид самостоятельной работы это выполнение домашних заданий чаще всего в курсах прочностных дисциплин это расчётно– графические работы (РГР), в которых студент самостоятельно осваивает решение практических задач. Без этой осмысленной работы вообще не возможно практическое освоение предмета. Эта работа требует, наверное, наибольших усилий и её успех напрямую связан с первым видом самостоятельной работы. В то же время у студентов существует иллюзия,  что важно лишь научиться решать практические задачи, которые являются базовыми в курсе изучаемой дисциплины, а теория менее обязательна и важна.

Часто эти студенты кое-как справляются с практической частью, при этом имеют поверхностные теоретические знания. Они не добиваются особых положительных результатов и являются посредственными студентами. Как отмечено В.В. Черкасовым этот вид работы «… повторение, но уже в практическом приложении. Для того чтобы оно способствовало переводу сведений из кратковременной памяти в долговременную и пониманию последующего материала, домашние задания целесообразно выполнять без задержки, пока свежи в памяти полученные сведения.

Выполнение последнего условия целиком зависит от преподавателя, от своевременности выдачи заданий и от его требовательности». Здесь следовало добавить и от общей постановки учебной работы и требований к студентам на кафедре, факультете, университете. В последнее время серьёзно сокращены часы в работе преподавателя по консультированию и контролю выполнения РГР. Причём как раз в дисциплинах прочностного цикла, которые считаются традиционно трудными! Объяснить это только общим сокращением часов в бакалаврских программах можно.

Но тогда следует признать, что мы идём на сознательное снижение уровня специалистов, поскольку сопротивление материалов, строительная механика являются базовыми для многих направлений подготовки специалистов, потому что именно в них впервые закладываются принципы «инженерного мышления» и которые во многом будут определять успехи и неуспехи специалиста в будущем. В магистерской подготовке можно что-то, безусловно, наверстать, но всё равно основы фундаментальны знаний, лучше заложить на младших курсах.

К третьему виду относится самостоятельная работа студентов в библиотеке и Интернете с научно-технической литературой. Именно эта работа формирует интерес, как к изучаемому предмету, так и техническим проблемам, которые можно с помощью его решить. Именно эта часть работы пробуждает интерес к своей специальности и формирует индивидуума, как будущего успешного специалиста.

Как справедливо отмечает В.В. Черкасов: «Здесь особенно велика роль преподавателя, который с первых курсов должен возбудить интерес к литературе, указывая на новые публикации, рекомендуя ознакомиться с периодическими изданиями, о самом существовании которых студенты иногда не знают».

К четвёртому виду относится самостоятельная работа студентов в студенческом научном обществе (СНО). К сожалению, эта работа, как правило, никак не регламентируется и часто имеет инициативный характер, как со стороны студентов, так и преподавателей. Часто эта работа проводится в том случае, если преподавателю удаётся заинтересовать обучаемого студента решением какой либо технической задачи. И совсем не  обязательно, чтобы при этом надо было решить некую научную проблему.

Даже, если это, будет учебное исследование, польза для студента при её решении будет очень большой. Особенно это эффективно в том случае, когда преподаватель связан с работой в производственных, научно- исследовательских или проектных организациях. Там очень часто нужно решить несложные практические задачи, которые напрямую связаны с различными разделами курса, как в сопротивлении материалов, так и строительной механики. Поскольку эти дисциплины являются базовыми для различных курсов строительных конструкций, то эту работу целесообразно выстраивать поэтапно со специальными кафедрами строительного профиля.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Решая задачу организации оптимальной самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения, преподаватель должен учитывать неизбежные различия в их свойствах личности, а также различие в уровне знаний и способности восприятия учебного материала.

Как отмечено в эта работа «…требует индивидуального подхода к управлению работой каждого студента, ибо навязывание усреднённого объёма знаний, усреднённого принудительного темпа овладения знаниями, усреднённой методики объяснения, инструктажа и контроля не могут стимулировать познавательную активность обучающихся». Здесь мы опять упираемся в необходимость индивидуализации обучения студентов.

Там же отмечено «Индивидуализация процесса обучения должна предусматривать: во-  первых, учёт преподавателем общих закономерностей процессов восприятия, осознания, осмысления, удержания и овладения обучающимся знаниями до уровня умения их применять в условиях, определённых целями обучения; во- вторых, вовлечение каждого студента в самостоятельное изучение и овладение знаниями и умениями, предоставление каждому студенту учебного материала, в котором изложены в инструктивной и объяснительно-иллюстративной форме основы теории и способы овладения знаниями с учётом возможных особенностей психологических установок данного конкретного контингента обучающихся».

Самостоятельная работа студентов требует чёткого планирования. Её реализация невозможна без согласованных действий всего преподавательского состава кафедр, учебного отдела, деканатов университета. Необходимо продумать и внедрить единую методологию организации всей самостоятельной работы студентов в университете по каждому предмету, начиная с первого курса, учитывая средние нормы трудоёмкости и общий баланс выделенных на эту работу часов. Это позволит разработать нормы и позволит более чётко планировать эту работу студентов. Последнее, позволит деканатам осуществлять контроль, как за работой кафедр, так и студентов по своевременному и ритмичному выполнению учебных поручений на протяжении всего семестра.

Необходимо уже на первом курсе системно научить студента самостоятельно работать над изучаемым материалом как общенаучных, так и специальных дисциплин, используя в полном объёме все возможности информационного обеспечения библиотек и Интернет-ресурсов, а также лабораторной базы университета. К сожалению, как показывает опыт, выпускники школ ещё недостаточно подготовлены для такой работы. Если их не научить этому, то эффективность усвоения учебного материала будет низкой.

Очень часто студент не может решить какую либо задачу, начинает паниковать, считает, что попал в тупик, пасует перед проблемой.  Выбивается из ритмичной работы (запускает материал) и рядом с ним не оказывается опытного наставника, который действительно мог бы помощь справиться с возникшей проблемой и положить начало приобщения обучаемого к методике самостоятельного профессионального самосовершенствования (учиться ставить задачи и решать их).

Одним из способов преодоления таких ситуаций могут быть часы самоподготовки, которые могут быть реализованы в форме аудиторной самостоятельной работы над материалом учебно-методических пособий при своевременной консультативной помощи преподавателя. На это необходимо выделять время кафедрам и соответственно преподавателям, особенно при изучении курсов прочностных дисциплин.

Необходимо в самом начале первого курса следует провести со всеми студентами факультативные занятия с условным названием «Организация и планирование самостоятельной работы студента в учебном процессе». Для этой работы необходимо привлечь наиболее опытных и успешных преподавателей, а также заслуженных специалистов с производства. Последние необходимы для того, чтобы уже в самом начале «нарисовать» хотя бы крупными мазками «картину маслом» о специфике того, какие знания будут необходимы студентам в выбранной специальности. Важно, убедить студентов не делить учебные предметы на главные и не главные, правильно планировать работу с целью получения достойного результата.

Студенты должны четко уяснить, что предлагаемые ему основы теории и практические задачи представляют    собой важную составляющую «инструмента мышления», овладев которым они смогут самостоятельно приобретать новые знания, пополняя и совершенствуя уровень образования и квалификации.

Список использованных источников

1. Черкасов В. В. Методика преподавания сопротивления материалов. Минск: Вышейшая школа, 1974.- 256 с.
2. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. Пособие. – Высш. шк., 1990, — 191 с.
3. Воронцов А. П. Особенности преподавания и изучения курса «Строительная механика» в современных условиях подготовки бакалавров- строителей//Вестник Тверского государственного технического университета. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». 2015. № 2. С. 32 -36.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1190

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке