Научная статья на тему «Учет и контроль средств различных источников финансирования природоохранных мероприятий»

В условиях постоянно развивающихся технологий и внедрения научно- технических достижений в практическую деятельность людей, важнейшей проблемой общества становится загрязнение окружающей среды. Решение данной проблемы требует привлечения большого объема различных ресурсов.

В последние годы изменились подходы к финансированию природоохранных мероприятий. Если ранее практически все средства поступали из бюджета, то сегодня финансирование осуществляется как за счет собственных средств организаций, так и путем привлечения заемных источников. При этом средства используются по различным направлениям: строительство и ремонт природоохранных объектов, проведение мероприятий, устранение последствий аварий и экологических катастроф и т.п. Все это порождает проблемы в организации бухгалтерского учета и контроля над затратами экологического характера.

Использование различных источников финансирования делает необходимым осуществление контроля за направлениями их реального потребления. Средства и методы внутреннего контроля должны быть направлены на обеспечение своевременного поступления средств, сохранности активов, а также целевого и эффективного их использования. Система бухгалтерского учета позволяет выполнить все необходимые процедуры контроля, но следует уточнить порядок их проведения.

Первый этап — это планирование и разработка бюджетов для осуществления природоохранных мероприятий, на данном этапе контроль осуществляется посредством проведения экспертизы проекта или проверки расчетов норм отчислений за загрязнение окружающей среды. Для проведения экспертизы и расчетов привлекаются сторонние эксперты-специалисты, что связано с дополнительными затратами, которые будут относиться к текущим расходам.

Второй этап предполагает постановку на учет в территориальное отделение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в случае требований законодательства, и получение разрешения на выбросы вредных веществ, в пределах установленных норм. На данном этапе осуществляется внешний контроль государственными органами.

Третий этап — определение источника финансирования для проведения дорогостоящих природоохранных мероприятий и контроль за своевременностью поступления средств.

Возможные источники финансирования:

·  средства, поступающие из бюджета (федерального, регионального и т.п.);

·  собственные средства (зарезервированные, не зарезервированные);

·  заемные средства (кредиты и займы).

Средства, поступающие из бюджета, направлены на достижение определенных целей, то есть с точки зрения бухгалтерского учета они являются целевым финансированием и отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». В соответствии с п. 7. ПБУ 13/00 «Учет государственной помощи» возможны два подхода к отражению данных средств:

1. В момент возникновения задолженности по целевому финансированию.

2. В момент фактического поступления средств целевого финансирования.

Исходя из выбранного организацией подхода, бухгалтерский учет указанных средств ведется с использованием или без использования счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Необходимо отметить, что с точки зрения контроля и учитывая, что природоохранные мероприятия могут одновременно иметь несколько источников финансирования, целесообразно вести учет средств в момент возникновения задолженности. Для этого необходимо открыть отдельный субсчет к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и вести учет в разрезе мероприятий и источников финансирования, фактически поступившие средства отражаются на счете 86 «Целевое финансирование». Применение данного подхода позволит организовать контроль за выделенными, фактически поступившими и использованными средствами.

В соответствии с МСФО 37 «Резервы, условные активы и условные обязательства» организациям рекомендуется создавать резерв на природоохранные мероприятия. Возможность его создания за счет собственных средств предполагается и отечественным законодательством. В соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» в зависимости от характеристики резерва его можно отнести:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. К оценочным обязательствам.

При этом должны выполняться требования п. 5 ПБУ 8/2010:

а) у организации существует обязанность на отчетную дату, являющаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать (например, в соответствии с требованиями законодательства организация обязана осуществлять природоохранные мероприятия или если уже произошла авария и возникла необходимость устранять ее последствия, негативно сказавшиеся на окружающей среде и т.п.);

б) вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства (все мероприятия направленные на защиту окружающей среды являются высоко затратными и не могут приносить прямого дохода организации);

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена (составление предварительных смет и расчетов, позволяет дать оценку планируемым мероприятиям).

Созданный резерв отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами затрат в зависимости от характера природоохранных мероприятий. Порядок расчета резерва должен разрабатываться в организации самостоятельно с учетом специфических отраслевых и других особенностей, а также нормативных документов и утверждаться в учетной политике. Информация о созданном резерве подлежит раскрытию в финансовой отчетности.

2. К условным обязательствам.

В соответствии с п.9 ПБУ 8/2010 условное обязательство возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (не наступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией. Если организация не уверена в том, что она действительно понесет расходы или сумму расходов невозможно оценить, то есть не выполняются пп. а и б п. 5 ПБУ 8/2010, созданный резерв не отражается на счетах бухгалтерского учета, а относится к условным обязательствам, информация о которых подлежит раскрытию в финансовой отчетности.

Следовательно, при принятии решений по вопросу учета расходов на природоохранные мероприятия необходимо очень четко определить выполнение требований п.5 ПБУ 8/2010.

Если в качестве источника финансирования используются заемные средства, то учет поступивших средств ведется на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами денежных средств организации в разрезе договоров кредита или займа. Аналитических данных будет достаточно для того, чтобы отследить фактическое поступление денег.

Четвертый этап — организация контроля за целевым и рациональным использованием выделенных средств.

Регистрация в учете поступивших (из внешних источников) или выделенных (собственных) средств на отдельных счетах уже позволяет вести контроль. Факт целевого и рационального использования выделенных средств проверяется на основании последовательно оформленных и поступивших документов:

·  требований на закупку (в соответствии с ранее составленным бюджетом),

·  заказов за закупку и счетов на оплату,

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

·  первичных документов, подтверждающие факт поступления основных средств, материальных ценностей, оказания услуг и т.п.

·  платежных документов.

На данном этапе должен вестись оперативный контроль и анализ, результатом которого являются управленческие отчеты, содержащие важнейшую информацию: программу (мероприятие), источник финансирования, сумму выделенных средств и фактически поступивших, запланированные и фактически произведенные расходы ( по видам расходов) для реализации программы (мероприятия).

Выполнение представленных рекомендаций позволяет не только выработать правильные подходы к организации бухгалтерского учета экологических затрат, но и вести оперативный контроль за рациональным использованием средств.

Список литературы:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»(ПБУ 8/2010)/ утверждено приказом Минфина России от 13.12.2010 г. № 167н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ13/2000 /утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, от 18.09.2006 N 115н.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

409

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке