Так, эгоистичное желание обогатиться, отомстить или доказать кому-то свою правоту невозможно назвать великой целью. В данном случае эпитет «великая» означает не только масштаб задачи, но и ее справедливую мудрую нравственную природу. Таким образом, достижение «великой цели» — это глубоко нравственные действия многих людей, чьи желания совпадают. Это подвиг самоотверженности, выносливости, жертвенности. Тему «великой цели» с исторической, нравственной, философской точек зрения раскрывает классик русской литературы Л.Н. Толстой в эпопее «Война и мир».
Действие романа начинается в 1805 году и заканчивается в 1812 году (не считая эпилога). Таким образом, события, о которых повествует автор, относятся к периоду наполеоновских войн в Европе и России. В то время петербургское общество очаровано Наполеоном Бонапартом. Не только аристократия, политики и светские дамы, но и любимые герои Л.Н. Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов считают французского императора выдающимся человеком, идущим к великим целям. Никто не задумывается о том, что, прикрываясь достижением мирового господства Франции, Наполеон следует своим личным низменным интересам: жертвует жизнями тысяч людей из-за своей мании величия и удовлетворения собственных амбиций. Эта простая и очевидная мысль посещает князя Болконского после битвы под Аустерлицем, когда к нему, раненому, подходит император: «…в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком…» Пьер Безухов разочаровывается в своем кумире во время Отечественной войны 1812 года. От поклонения величию Наполеона Пьер приходит к мысли о необходимости убить его, так как видит в этом узурпаторе виновника смертей огромного количества простых людей, обыкновенных солдат, не связанных ни с какими политическими интригами, а думающих только о спасении своей родины. Очевидно, что Л.Н. Толстой развенчивает миф о величии Наполеона, показывая безнравственность его «великих» целей.
Противоположностью французскому императору является главнокомандующий русской армией М.А. Кутузов. Все его действия подчинены единственной задаче — спасению Отечества, и нет цели более великой, важной, благородной. Кутузов идет к этой цели, минуя внешний лоск, самолюбование, позерство. Полководец угадывает логику войны, поэтому отступает и оставляет Москву. Он стремится избежать ненужной гибели солдат и офицеров. В отличие от напыщенного Бонапарта Кутузов прост и человечен, поэтому пользуется авторитетом и любовью солдат. Духовная общность полководца и войска, понимание необходимости своих действий и освобождения Отечества приводят к достижению великой цели – победе над французской армией.
По Л.Н. Толстому, стремление к великой цели — удел не только значительных особ. Не меньше, чем Император Александр Первый, князь Андрей Болконский или Николай Ростов, к победе стремятся простые русские люди. Л.Н. Толстой утверждает, что народ — главная движущая сила истории. Партизанская война под командованием Дениса Давыдова, яростное сопротивление крестьян французам, самоотверженные действия капитана Тушина, героизм русских солдат на Бородинском поле — все эти отдельные события и явления говорят о единении русской нации ради достижения великой цели: спасения Отечества.
«Великая цель» — это то, к чему идут не один, а много человек, воодушевленных стремлением достичь желаемого. Но это не самый главный признак выдающегося деяния. «Великая цель» неотделима от понятий высокой морали. К сожалению, история изобилует примерами, когда «великая цель» оказывалась утопичной или безнравственной. Вспомним, например, крестовые походы против «неверных», ради освобождения гроба Господня и святой земли Палестины. Выбор «служения высокой цели» таит для личности большую опасность, ведь он может оказаться ошибочным.