Содержание
Зарождение научного мировоззрения в России 3
Академические институты и их деятельность в 18-19 веке 4
Университеты их роль в научно-технической жизни 18-19 века 5
Наиболее значительные научные открытия 5
Образование Политехнического университета как итог 6
развития научных школ в России
Используемая литература 7
Зарождение научного мировоззрения в России
Создание Петербургской Академии наук в России XVIII — событие революционного характера ознаменовавшее перелом в хозяйственно-экономическом, научном и культурном развитии страны, совершившей решительный скачок от зачаточного состояния науки до ее передового для той эпохи уровня.
Все это убедительно свидетельствовало о том, что Россия к началу царствования Петра I, во всяком случае в отношении использования практических достижений европейской науки, отнюдь не была отсталым государством, хотя и имелось большое отставание от уровня европейских государств.
Существенный толчок в развитии российской науки произошёл в период правления Петра I. Во время «Великого посольства» 1697—1698 гг. Петр уже имел программу внедрения науки в жизнь своей страны. Огромную роль в развитии российской науки играло общение Петра с немецким ученым и философом Г. В. Лейбницем. Именно Лейбниц развернул перед русским царем грандиозную перспективу превращения России в просвещенное государство. Среди его предложений было: приобретение за границей книг, коллекций, типографского оборудования, создание библиотеки, химической лаборатории и астрономической обсерватории. Красной нитью через все записки и разговоры Г. В. Лейбница с Петром проходила идея создания в России «Ученой коллегии» — высшего государственного учреждения с очень широкими полномочиями. лучшими европейскими государствами.
В 1714 г. Петр I сделал первый практический шаг к созданию Академии наук, основав Библиотеку.
Весьма важным в истории создания Петербургской Академии наук оказался и 1717 г., когда Петр совершил поездку по ряду стран Европы. Он встречался со многими учеными, осматривал различные научные учреждения, сделал ряд закупок для будущей Академии.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
22 января 1724 г. был обсужден и одобрен Сенатом «Проект об учреждении Академии наук и художеств»
«Проект» не только разъяснял необходимость для России одновременного основания Академии и двух учебных заведений, но и целесообразность их объединения в одном учреждении, что было выгодно и в экономическом отношении. Академики должны были развивать науки и обучать в Университете, а прикрепленные к ним молодые люди, также состоявшие на жалованье, преподавать в Гимназии
В задачи Академии Наук входило: исследования природных богатств России, исследование новых земель и составление карт, исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии, издание всей в стране литературы (кроме церковной)
Академические институты и их деятельность в 18-19 веке
Благодаря деятельности Академии Наук возникли первые в стране научно-исследовательские институты — Институт экспериментальной медицины (15 апреля 1891 г.), Главная палата мер и весов (8 июня 1893 г.), Русский археологический институт в Константинополе (23 мая 1894 г.).
В 1701 в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук (или, как ее чаще называли, Навигацкая школа). Школа занималась подготовкой специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов. В 1715 г. старшие классы Навигацкой школы были переведены в Петербург и потом преобразованы в Морскую академию. А Навигацкая школа в Москве осталась в качестве приготовительной школы к ней
Межевой Институт Константиновский, высшее учебное заведение в России, готовившее межевых инженеров. Основан в 1779 в Москве как Константиновская землемерная школа с 1835 — Константиновский межевой институт. В 1919 переименован в Московский межевой институт (ныне Московский институт инженеров землеустройства).
Катковский Лицей (с 1893 императорский лицей) в Москве, закрытое высшее учебное заведение для детей высших слоев общества 1868-1917. Основан М. Н. Катковым. 11 классов — 8 гимназических и 3 университетских.
Лазаревский Институт Восточных языков, учебное заведение в Москве, основан в 1815 на средства богатой армянской семьи Лазаревых (Лазарян). Преобразовано в институт в 1827. Преподавались арабский, персидский, турецкий, армянский, азербайджанский, грузинский языки.
Академическая Гимназия — первое в России светское среднее общеобразовательное учебное заведение (1726-1805) при Академии Наук в Санкт-Петербурге, готовило учащихся к поступлению в Академический университет. В 1758-65 академическую гимназию возглавлял М. В. Ломоносов
Главный Педагогический Институт, государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних и высших учебных заведений; в 1817-22 и 1838-1847 «второй разряд» института готовил учителей уездных и приходских училищ.
В 1878 году в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. Тем самым было положено начало высшему среднему образованию. По имени первого их директора их стали называть Бестужевскими
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Университеты их роль в научно-технической жизни 18-19 века
Московский университет основан в 1755 по инициативе М. В. Ломоносова в составе философского, юридического и медицинского факультетов.
Московский Технический Университет (МГТУ). Готовит инженерные и исследовательские кадры по специальностям. Основан в 1830 как ремесленное училище, с 1868 Московское техническое училище (вуз), с 1917 Московское высшее техническое училище (МВТУ им. Н. Э. Баумана),
Томский университет основан в 1880. Положил начало высшего образования в Сибири. Готовит кадров по математическим, физическим, химическим, биологическим, геологическим, географическим, историческим, филологическим, экономическим, юридическим и другим специальностям
Петровская Сельскохозяйственная Академия — распространенное название одного из ведущих сельскохозяйственных вузов России. Основана в 1865 как земледельческая и лесная академия в с. Петровско-Разумовское близ Москвы. Готовит инженерные кадры по специальностям сельскохозяйственного производства.
Наиболее значительные научные открытия
1738 — Д. Бернулли создал классический труд — «Гидродинамика». Вместе с Л. Эйлером он положил начало исследованиям по математической физике.
В 1745 была создана первая научная генеральная карта России «Атлас Российский».
1802 — Открытие Петровым электрической дуги (с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи)
В 1803-05 было осуществлено первое кругосветное путешествие под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
1833 — Ленц установил правило, названное его именем, экспериментально обосновал закон Джоуля — Ленца (1842).
1834 — Якоби изобрел электродвигатель и опробовал его для привода судна (1838). Создал гальванотехнику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840-50)
1837 — Струве произвел первое определение звездного параллакса
1861 — Бутлеров создал () и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864) явление изомерии.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
1863 — основы научной физиологии И. М. Сеченова
1869 Менделеев открыл периодический закон химических элементов
1872 – лампа накаливания Лодыгина
1876 – дуговая лампа Яблочкова
1890 — Фёдоров впервые вывел 230 групп симметрии кристаллов. Положил начало кристаллохимическому анализу.
1895 – Изобретение Поповым радиотелеграфа
Образование Политехнического университета как итог развития научных школ в России
19 февраля 1899 г. было принято правительственное постановление об организации в Петербурге нового высшего учебного заведения — политехнического института. Институт создавался с целью подготовки своих, отечественных специалистов — инженеров для развивающейся русской промышленности. В создании института приняли участие замечательные представители русской научно-технической мысли. В их числе Дмитрий Иванович Менделеев, Дмитрий Константинович Чернов, Александр Степанович Попов и другие.
Институт был организован из четырёх отделений — металлургического, электромеханического, кораблестроительного и экономического. Первыми деканами стали видные учёные, профессора: Николай Александрович Меншуткин, Михаил Андреевич Шателен, Александр Сергеевич Посников, Константин Петрович Боклевский.
Новое учебное заведение стало крупным учебным и научным центром страны. В нём работали многие видные учёные, основатели научных школ: химии и металлургии.
Руководство института всегда стремилось привлечь на постоянную работу или к временному сотрудничеству новых известных учёных, молодые, талантливые кадры.
Используемая литература
· Творцы новой техники в крепостной России : очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей XVIII — пер. пол. XIX века / В.С. Виргинский .— М. : Учпедгиз, 1957.
Нужна помощь в написании доклада?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
· Очерки истории техники в России : с древнейших времен до 60-х годов XIX века .— Москва : Наука, 1978
· Очерки истории техники в России : (1861-1917) .— Москва : Наука, 1975
· Летопись Российской Академии наук / ; РАН. Ин-т истории естествознания и техники. СПб. фил.; Гл. ред. Ю.С. Осипов .— Санкт-Петербург : Наука, 2000.
— Том 1: 1724-1802 / Отв. ред. Н.И. Невская .— 2000
— Том 2: 1803-1860 / Отв. ред. М.Ф. Хартанович .— 2002
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 История России с начала XVIII до конца XIX века / Отв. ред. А. Н. Сахаров — М. 2001