Ключевые слова: краеведение, экологическое воспитание, экологическое сознание, экологическое поведение, внеклассные мероприятия, проектная деятельность школьников.
В настоящее время школьная биология представляет собой одну из базовых областей общего среднего образования. Изучение биологии открывает возможности для формирования у школьников понятия целостности природы, способствует осознанию того, что биосфера – непременное условие не только существования, но и развития человечества, которое связано с приобретением навыков экологически грамотного природопользования.
В России 2017 год объявлен годом экологии, на основании указа, подписанного президентом России 5 января 2016 года. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
В современных образовательных стандартах особое значение придаётся краеведению.
Краеведение предполагает всестороннее познание своего края, его истории, общественной жизни и перспектив развития, изучение близлежащих естественных и искусственных экосистем.
Изучение школьниками экологических проблем и способов их решения, рационального природопользования основано на местном природном материале. Для школ, расположенных в сельской местности, возможность включения краеведческого материала в образовательный процесс значительно доступнее по сравнению с городскими школами. Расположение школы вблизи разнообразных биогеоценозов дает возможность сельским школьникам проводить изучение природных объектов без значительных затрат времени на передвижение к ним, углублять биологические знания на местном краеведческом материале.
Этому способствует систематическая и целенаправленная работа с учащимися, проводимая в системе школьного и дополнительного образования, представленная различными организационными формами.
Приведем примеры краеведческой работы экологической и природоохранной направленности, проводимой сельскими учителями Саратовской области.
В МБОУ «СОШ села Старые Бурасы Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» для реализации экологического воспитания школьников 5 класса учителем биологии Е.Д. Малофеевой были проведены внеклассные мероприятия: «Экологическая тропа загадок» с целью выяснения их отношения к природе; знакомства с мерами, предупреждающими загрязнение окружающей среды, экологическая экскурсия «Пусть живут на Земле родники», на которой учащиеся применяли в практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии и географии; школьный субботник, на котором выступила агитбригада 5 класса на тему «Природа просит защиты». В своем выступлении ребята отразили все важные проблемы экологии.
В сущности экологического воспитания можно выделить две стороны: первая экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Перечисленные внеклассные мероприятия формируют и первое и второе направления.
В МОУ «Основная общеобразовательная школа села Большая Федоровка» учитель биологии широко использует проектную деятельность школьников для формирования экологического сознания и поведения школьников.
Приведем некоторые примеры проектов учащихся 7 класса, выполненные под руководством учителя биологии З.К. Дружковой.
Проект «Возродим наш лес» завершился созданием сценария эко-спектакля «Лесной дозор».
Исследовательский проект «Экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне», выполненный по заказу Управы района, завершился научной конференцией.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Сценарий пресс-конференции «участников экспедиции на Марсе» стал результатом размышлений школьников на тему «Есть ли жизнь на Марсе. Размышления биолога».
Проект, связавший воедино учебную и внеклассную работу – «Изучение лимнофильной фауны одного из участков реки Колышлей». Тема проекта возникла на основе интереса учащихся к рыболовству.
Рассмотрим подробнее один из проектов. В процессе изучения темы «Класс Рыбы» на одном из первых уроков школьникам был предложен вопрос, касающийся видового состава рыб реки Колышлей, протекающей по селу. Оказалось, что семиклассники знают видовой состав, но в их ответах были разночтения. Для выяснения более полного видового состава школьникам предложили провести исследование по изучению рыб, обитающих в реке.
В задачи исследования включили не только знакомство с многообразием обитателей реки Колышлей, но и выяснение экологических причин уменьшения рыбных запасов. Проект выполняли все ученики класса. В процессе выполнения проекта были изучены учебные вопросы, касающиеся внешнего и внутреннего строения рыб, их приспособленности к среде обитания, размножения и развития и происхождения. Практическим результатом данного проекта было составление листовок для местного населения, в которых школьники призывали бережно относиться к рыбным запасам реки Колышлей, не загрязнять реку бытовыми и сельскохозяйственными отходами.
Продолжение данного проекта, основанного на мониторинге состояния реки Колышлей, протекающей через село стал природоохранный проект «Наш Колышлей», завершившийся практической работой школьников по очистке берега реки от бытового мусора, в которой принимали участие не только школьники, но и их родители.
Таким образом, разнообразная деятельность школьников является важнейшим компонентом экологического воспитания. Разные её виды дополняют друг друга: учебная экскурсия способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; проектная деятельность формирует опыт понятия экологических проблем своего края, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических целесообразных решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.