Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Краеведение – основа экологического воспитания школьников»

Аннотация. В статье приводятся примеры краеведческой работы экологической и природоохранной направленности, проводимой сельскими учителями Саратовской области. Для реализации экологического воспитания школьников 5 класса – внеклассные мероприятия. Для формирования экологического сознания и поведения учащихся 7 класса – исследовательские проекты.

Ключевые слова:  краеведение, экологическое воспитание, экологическое сознание, экологическое поведение, внеклассные мероприятия, проектная деятельность школьников.

В настоящее время школьная биология представляет собой одну из базовых областей общего среднего образования. Изучение биологии открывает возможности для формирования у школьников понятия целостности природы, способствует осознанию того, что биосфера – непременное условие не только существования, но и развития человечества, которое связано с приобретением навыков экологически грамотного природопользования.

В России 2017 год объявлен годом экологии, на основании указа, подписанного президентом России 5 января 2016 года. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

В современных образовательных стандартах особое значение придаётся краеведению.

Краеведение предполагает всестороннее познание своего края, его истории, общественной жизни и перспектив развития, изучение близлежащих естественных и искусственных экосистем.

Изучение школьниками экологических проблем и способов их решения, рационального природопользования основано на местном природном материале. Для школ, расположенных в сельской местности, возможность включения краеведческого материала в образовательный процесс значительно доступнее по сравнению с городскими школами. Расположение школы вблизи разнообразных биогеоценозов дает возможность сельским школьникам проводить изучение природных объектов без значительных затрат времени на передвижение  к ним, углублять биологические знания на местном краеведческом материале.

Этому способствует систематическая и целенаправленная работа с учащимися, проводимая в системе школьного и дополнительного образования, представленная различными организационными формами.

Приведем примеры краеведческой работы экологической и природоохранной направленности, проводимой сельскими учителями Саратовской области.

В МБОУ «СОШ села Старые Бурасы Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» для реализации экологического воспитания школьников 5 класса учителем биологии Е.Д. Малофеевой были проведены внеклассные мероприятия: «Экологическая тропа загадок» с целью выяснения их отношения к природе; знакомства с мерами, предупреждающими загрязнение окружающей среды, экологическая экскурсия «Пусть живут на Земле родники», на которой учащиеся применяли в практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии и географии; школьный субботник, на котором выступила агитбригада 5 класса на тему «Природа просит защиты». В своем выступлении ребята отразили все важные проблемы экологии.

В сущности экологического воспитания можно выделить две стороны: первая экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Перечисленные внеклассные мероприятия формируют и первое и второе направления.

В МОУ «Основная общеобразовательная школа села Большая Федоровка» учитель биологии широко использует проектную деятельность школьников для формирования экологического сознания и поведения школьников.

Приведем некоторые примеры проектов учащихся 7 класса, выполненные под руководством учителя биологии З.К. Дружковой.

Проект «Возродим наш лес» завершился созданием сценария эко-спектакля «Лесной дозор».

Исследовательский проект «Экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне», выполненный по заказу Управы района, завершился научной конференцией.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сценарий пресс-конференции «участников экспедиции на Марсе» стал результатом размышлений школьников на тему «Есть ли жизнь на Марсе. Размышления биолога».

Проект, связавший воедино учебную и внеклассную работу – «Изучение лимнофильной фауны одного из участков реки Колышлей». Тема проекта возникла на основе интереса учащихся к рыболовству.

Рассмотрим подробнее один из проектов. В процессе изучения темы «Класс Рыбы» на одном из первых уроков школьникам был предложен вопрос, касающийся видового состава рыб реки Колышлей, протекающей по селу. Оказалось, что семиклассники знают видовой состав, но в их ответах были разночтения. Для выяснения более полного видового состава школьникам предложили провести исследование по изучению рыб, обитающих в реке.

В задачи исследования включили не только знакомство с многообразием обитателей реки Колышлей, но и выяснение экологических причин уменьшения рыбных запасов. Проект выполняли все ученики класса. В процессе выполнения проекта были изучены учебные вопросы, касающиеся внешнего и внутреннего строения рыб, их приспособленности к среде обитания, размножения и развития и происхождения. Практическим результатом данного проекта было составление листовок для местного населения, в которых школьники призывали бережно относиться к рыбным запасам реки Колышлей, не загрязнять реку бытовыми и сельскохозяйственными отходами.

Продолжение данного проекта, основанного на мониторинге состояния реки Колышлей, протекающей через село стал природоохранный проект «Наш Колышлей», завершившийся практической работой школьников по очистке берега реки от бытового мусора, в которой принимали участие не только школьники, но и их родители.

Таким образом, разнообразная деятельность школьников является важнейшим компонентом экологического воспитания. Разные её виды дополняют друг друга: учебная экскурсия способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; проектная деятельность формирует опыт понятия экологических проблем своего края, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических целесообразных решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1068

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке