Ключевые слова: страхование, страховая компания, страхование имущества, страховая сумма, страховые выплаты, ущерб, гражданский кодекс.

В современной экономике страхование выступает в роли финансового стабилизатора, наносящих опасность государству и обществу, который позволяет государству, компенсировать ущербы, наступающие вследствие непредвиденных, случайных событий.

Гражданским кодексом Кыргызской Республики предусмотрено, что при имущественном страховании лицензии выдаются на следующие виды:

1) Страхование средств наземного транспорта-страхование ущерба средствами передвижения на земле;
2) Страхование средств воздушного транспорта;
3) Страхование грузоперевозок;
4) Страхование имущества от огня и других опасностей;
5) Страхование коммерческих и финансовых рисков:

-риски застрахованных лиц, возникающие в результате банкротства их должников или невозмож-ности их должников выплачивать свои долги в оговоренные сторонами сроки;
-риски потерь застрахованными лицами, связанные с перебоями в ходе их деятельности или уменьшением их объема их деловой активности;
-риски потерь застрахованными лицами, связанные с возникновением непредвиденных затрат.

Различают имущество промышленных, сельскохозяйственных предприятий и имущество граждан.

При гибели имущества ущерб определяется исходя из их полной балансовой стоимости, а при повреждении — исходя из стоимости восстановления (ремонта).

Основную долю страховой премии участников рынка (47,7%) занимает имущественное страхование. На личное страхование приходится 19,7% от общей суммы страховой премии, на страхование ответственности – 21,7%, на обязательное страхование гражданской ответственности – 10,7%, а на страхование жизни – всего 0,1 %.

Таблица 1. Поступление страховых взносов и выплаты, (млн. сомов)

В 2014г. доходы страховых компаний по сравнению с предыдущим годом увеличились почти в 2,5 раза, или на 713,4 млн. сомов и составили 1195,5 млн. сомов, что обусловлено ростом поступлений страховых платежей по имущественному страхованию. Основной объем доходов – 1003,2 млн. сомов (83,9% общей суммы) получен за счет поступления страховых платежей. Расходы страховых компаний за этот же период также увеличились в 2,5 раза, или на 639,3 млн. сомов и составили 1067,0 млн. сомов. Основными направлениями расходования средств страховых компаний являлись затраты на страховые взносы, переданные в перестрахование (59,4% общей суммы расходов), расходы на ведение дела (18,3%) и выплаты страхового возмещения (11,1%). По результатам финансово-хозяйственной деятельности страховыми компаниями в 2014 г. получена балансовая прибыль в размере 192,6 млн. сомов, превысившая уровень предыдущего года в 2,1 раза. Рентабельными являлись 14 компаний, которыми получено 222,9 млн. сомов прибыли, а нерентабельными – две компании, ими получены убытки в размере 30,3 млн. сомов.

В настоящее время в Кыргызстане действуют 17 страховых организаций, включая две пере-страховочные (ЗАО «Страховой резерв» и ЗАО СК «Фаворит») и 6 компаний с участием нерезидентов (САОЗТ «Кыргызинстрах», ЗАО СК «Росстрах – Кыргызстан», ЗАО СК «Джубили Кыргызстан Иншуренс Компани», ЗАО «Страховой резерв», ЗАО «НCК» и ЗАО «Столичное Страховое Общество»).

Страховой рынок Кыргызстана является динамично развивающимся. Хотя, к сожалению, он все еще не играет существенной роли в экономике республики. Тому имеется ряд причин, имеющих специфику в зависимости от видов страхования. Первая- недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов. Вторая — отсутствие мотивов для заключения договоров страхования. Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес к страхованию своего имущества. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и финансовых ресурсов для обеспечения своей страховой защиты.

Т.о. в условиях весьма значительных потенциальных возможностей молодого рынка страховых услуг КР, потребности национальной экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных ката-строф ложится на государственный бюджет.

Существенным препятствием для повышения культуры страхования населения является нехватка страховых специалистов, в области актуарных расчетов, риск менеджмента, страхового права и аудита.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать выполнение мер по развитию национальной системы страхования и действенного контроля страхового сектора экономики.

Государственная поддержка рынка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач, эффективности отдельных направлений, в числе которых:

— создание дополнительных гарантий;
— запрещение действий со стороны органов исполнительной власти и органов МСУ, направленных на ограничение конкуренции как на республиканском, так и на местном рынках;
— обеспечение равных условий для страховых организаций;
— усиление контроля и создание условий;

Важнейшее направление государственного регулирования видится в усилении государственного надзора через проведение мер административного характера в отношении как страхователей, так и страховщиков, осуществляющих страхование.

В связи с активным движением финансовых ресурсов страхового рынка необходимо продолжить политику усиления потенциала страхового надзора через:

— усиление роли государственного уполномоченного органа;
— разработку нормативных правовых актов;
— совершенствование условий лицензирования страховой деятельности;
— совершенствование статистических форм учета и отчетности;
— установление требований и показателей платежеспособности, соответствующих международ-ным стандартам ценообразования страховых услуг;
— установление требований к работникам страховых организаций.

Для решения этих задач и направлений по развитию страхового рынка необходимо провести структурные изменения в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регулирование и надзор за страховой деятельностью, в частности, путем создания отдела по обязательным видам страхования и актуарных расчетов. Деятельность уполномоченного государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за страховой деятельностью, должна осуществляться в постоянном взаимодействии с:

— правоохранительными и фискальными органами;
— государственными органами исполнительной власти, осуществляющими антимонопольную по-литику, в целях развития конкуренции на страховом рынке и пресечения нездоровой конкуренции;
— государственными органами исполнительной власти и местного самоуправления, в целях вы-работки единых методических принципов в организации и осуществлении страхового дела в регионах, избежание принятия на этих уровнях решений, не соответствующих законодательству республики;
— профессиональными объединениями страховщиков Кыргызской Республики;
— органами страхового надзора зарубежных стран, прежде всего в рамках государств-членов ЕврАзЭС и стран СНГ.

Список использованных источников

1. Об организации страхования в Кыргызской Республике от 23 июля 1998 г., № 96. Норм. акты Кырг. Респ. – 1998. – № 17. – С. 22-31
2. http://www.stat.kg Национальный статистический комитет КР
3. www.fsa.kg Данные Гос. Службы и надзора за финансовым рынком при Правительстве КР 2014 г.