Научная статья на тему «Проблемы и факторы профессиональной самореализации молодежи»

Аннотация. В статье анализируются качественные характеристики профессиональной самореализации, её уровни, объективные и субъективные факторы влияющие на процесс профессиональной самореализации. Приведены результаты пилотажного прикладного исследования по изучению проблем и факторов профессиональной самореализации молодежи.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, мотивы, макросреда, микросреда, индивидульно-психологические особенности личности.

Жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни. Одним из мотивов жизненного самоопределения является стремление к профессиональной самореализации. Профессиональная самореализация личности – это воплощение собственного Я, внутренних потенциалов, целей, идеалов, смыслов и идей в профессиональной деятельности.

Анализ качественных характеристик профессиональной самореализации, таких как самостоятельность, которая отражает способность личности к выбору целей, рефлексии, регуляции своей деятельности, свобода выбора действий и решений, показал, что они тесно связаны и зависимы от личностной самореализации, ведь самостоятельность, свобода выбора, креативность личности в профессиональной деятельности отражают прежде всего уровень сформированности и потенциальные возможности для дальнейшего развития личности в целом. На этом основании можно дать характеристику уровней профессиональной самореализации.

Низкий уровень профессиональной самореализации характеризуется отсутствием стремления к выявлению и раскрытию своего потенциала; способностью реализовать только те качества, которые ярко выражены; недостаточной активностью и низким уровнем осознанности жизненной позиции, низким уровнем самосознания, саморефлексии, саморегуляции, заниженность уровня притязаний.

На среднем уровне профессиональной самореализации потребности и мотивы выявления и раскрытия возможностей и способностей носят ситуативный характер, зависят от оценки окружающих; личность способна ставить перед собой цели и прикладывать волевые усилия для их достижения, способна к рефлексии, однако имеются трудности в саморегуляции деятельности, колебания самооценки, самоотношения.

На высоком уровне профессиональной самореализации имеется устойчивое стремление к выявлению и раскрытию сущностных сил и возможностей, активность, изъявление воли и настойчивости в достижении поставленных целей, способность к саморефлексии, саморегуляции, устойчивость и адекватность самооценки, свобода, ответственность и самостоятельность в выборе деятельности для реализации возможностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение в первую очередь связано с выбором профессии, своего профессионального пути. В этом плане профессиональное самоопределение является своего рода способом оптимизации отношений человека с профессией. С одной стороны, имеется ряд требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек имеет свои индивидуально-психологические особенности, свою психофизиологическую конституцию, располагает своим здоровьем и способностями. Оптимальное регулирование «взаимоотношений» человека и профессии на основе изменения в разумных пределах личных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности и способствует выработке индивидуального стиля его деятельности. Профессиональная самореализация пронизывает весь жизненный путь человека, начиная с выбора профессии и до ее освоения, а иногда и ее смены на другую.

Существуют различного рода факторы, которые влияют на процесс профессиональной самореализации. Они делятся на субъективные и объективные и выражаются путем взаимодействия трех уровней (макросреды, микросреды и непосредственно индивидуально-психологические особенности личности).

Факторы макросреды это прежде всего различные социально-экономические моменты, в которые так же входят и социально-демографические, миграционные процессы, уровень развития техники, организация производства и труда, уровень зарплаты.

В рамках макросреды немалую важность занимает политический факторы. Их влияние проявляется в реализации государством функций регулирования социально-профессиональной структуры, планирования подготовки специалистов, в обеспечении функционирования сферы образования и т.д.

Еще один немаловажный фактор – престиж профессий. Он складывается в общественном сознании и находится в тесном взаимодействии с культурой и искусством В его основе лежат отношения общества к профессиям. Престиж является своего рода социальной оценкой, функционирующей в общественном сознании. Не имея собственной практики в избираемой сфере труда, личность иногда просто заимствует оценку престижности профессии у окружающей социальной среды.

Среди причин, воздействующих на процесс профессионального самоопределения молодежи особое место занимают средства массовой информации (СМИ). С одной стороны, средства массовой информации являются инструментом сознательного и целеустремленного воздействия общества на формирования социально-профессиональной направленности молодежи. С другой стороны, они представляют собой источник мощных стихийных влияний, которые нередко сводят на нет результаты сознательной деятельности.

К факторам микросреды непосредственного социального окружения относятся: социальные группы (семья, круг друзей, родственники) и различные общественные заведения и учреждения. Как показали многочисленные социологические исследования, ведущее положение среди факторов формирования профессиональных ориентаций занимает семья.

Так же огромную роль занимает образование, как один из основных каналов интеграции индивида в трудовую жизнь.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Потребности, интересы, способности, ценностные ориентации личности представляют собой третью большую группу факторов профессионального самоопределения. Это внутренние факторы, детерминированные условиями среды.

Несомненна роль потребностей как регуляторов выбора профессии. К ним, прежде всего относят потребности в социальной позиции, определенном социальном статусе, потребности в труде, потребности в образовании, потребности в самоутверждении и т.д.

Также нельзя не сказать о побудительном мотиве. Мотив формируется на основе элементов внутренней структуры личности: потребностей, интересов, установок, убеждений, идеалов, ценностей и т.д. Каждый из этих элементов может стать мотивом действия. Также среди личностных факторов важную роль играют способности.

В мае 2015 года было проведено разовое пилотажное социологическое исследование на тему «Проблемы и факторы профессиональной самореализации молодежи». Целью исследования было выявление проблем и факторов профессиональной самореализации студентов.

Выборочная совокупность 100 человек – студентов 1-6 курсов Тверского Государственного Технического университета. Из них 46% – девушки , 54% – юноши. Тип выборки – доступные случаи.

Прежде всего, для исследования необходимо выяснить, какие жизненные цели преследуют респонденты. На вопрос «Чего вы хотите достичь в жизни?» были даны следующие ответы. Вариант «Высокий заработок, материальное благополучие» выбрали 61 % опрошенных. 56 % стремятся к хорошим отношениям в семье. «Дело по душе, интересная работа» выбрали 49 % респондентов. 33% выбрали вариант «Возможность поездить по миру».

Далее необходимо было выявить наличие планов на будущее. Подавляющее большинство опрошенных имеют планы на будущее – вариант «да» выбрали 91% респондентов, вариант «нет» – 9 %.

Среди планов на будущее, наибольший процент получил вариант «продолжить образование» – 37 %, на втором месте вариант «работать в коммерческих структурах» – 24 % респондентов. Варианты «работать в госструктурах» и «основать свое дело» получили по 18 % и 14 % соответственно.

Для решения одной из задач необходимо было выяснить, собираются ли студенты работать по специальности. В результате, 40 % ответили, что реализуют это по возможности, 30 % опрошенных собираются работать по специальности, 22 % студентов желают работать не по своей специальности.

Для исследования необходимо было выяснить, какие факторы влияют на профессиональную самореализацию молодежи.

Среди факторов макросреды на первом месте стоит социально-экономический фактор – этот вариант выбрали 71 % респондентов. На втором месте – ситуация на рынке труда – 30 % опрошенных. Вариант «престиж профессии» выбрали 28 % респондентов.

Среди факторов микросреды, наибольший процент получил вариант «Влияние Ваших родителей» – 50 % респондентов. На втором месте «социальный статус Вашей семьи» – 29 % опрошенных выбрали этот вариант. 21 % респондентов выбрали вариант «Влияние сверстников и знакомых».

Так же, необходимо было выяснить, какие мотивы повлияли на профессиональное самоопределение студентов. 54 % выбрали вариант «Стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы», вариант «Стремление проникнуть в сущность профессии» выбрали 32% респондентов. По 30 % получили варианты «Желание занять определенное место в обществе» и «Желание приносить пользу людям».

Для исследования необходимо было выявить ожидания от будущей работы. Большинство студентов ожидают от будущей работы хорошей оплаты труда (80% опрошенных выбрали этот вариант). 57 % ожидают от будущей работы возможность профессионального роста. Половина респондентов ожидают от будущей работы самореализации и самоутверждения в профессиональном плане. Развитие способностей ожидают 38% студентов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Следующим моментом исследование было выявление причин получения высшего образования. Самой актуальной причиной стала возможность подняться по служебной лестнице, так ответило 35 % опрошенных. На втором месте – вариант «Возможность реализоваться в личностном плане» – 31 %. Вариант «Это престижно» выбрало 15% студентов.

На вопрос «Собираетесь ли Вы получать дополнительное образование по другой специальности» были получены следующие ответы. Почти половина опрошенных – 47% собираются в дальнейшем получать дополнительное образование. 29 % ответили, что получать дополнительное образование не будут. Затруднились ответить на этот вопрос 24 % студентов.

Чтобы решить следующую задачу исследования, необходимо было выявить мнение по поводу основных проблем профессиональной самореализации. Основной проблемой было выделено отсутствие полезной информации о профессиях, так считают 41 % респондентов. На втором месте стоит проблема отсутствия профориентационной работы в учебных заведениях – 34 % студентов отметили этот вариант. 26% получил вариант «Кризисное состояние рынка». Варианты «отсутствие интересов, стремлений» и « неумение оценивать свои возможности» получили по 19% и 16% соответственно.

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Главным фактором макросреды, влияющим на профессиональную самореализацию молодежи является социально-экономический фактор.
2. Основным фактором микросреды, влияющим на профессиональную самореализацию молодежи является влияние родителей, их мнение, советы.
3. Ведущим мотивом профессионального самоопределения молодежи является стремление иметь высокооплачиваемую работу.
4. Наиболее значимым ожиданием от работы является хорошая оплата труда.
5. Среди выделенных проблем профессиональной самореализации основной является отсутствие информации о профессиях. Предполагаемая проблема отсутствия профориентационной работы в учебных заведениях так же была выделена, как одна из основных.
6. Важнейшая причина получения высшего образования это возможность подняться по служебной лестнице.

Для решения проблем профессиональной самореализации необходимо более качественно, доступно предоставлять информацию о существующих профессиях. Так же необходимо наладить профориентационную работу в учебных заведениях, а особенно в школах, так как именно на школьном этапе происходит ценностная и профессиональная ориентация личности.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1825

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке